Развитие образования в строительной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

  1. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли

Российский союз строителей объединяет сегодня строительные организации  в 80 краях, областях и республиках  Российской Федерации, где созданы  региональные организации РСС. Союз действительно стал массовой организацией, представляющей работодателей строительного  комплекса. Он признан Правительством РФ в качестве партнера, выразителя интересов строительного бизнеса.

На настоящий момент наблюдается  колоссальный разрыв между потребностями  строительной отрасли и возможностями  образовательных учреждений. При  нынешней системе на подготовку специалиста, обладающего какими-либо новыми знаниями, уйдет примерно восемь лет – с  учетом разработки, утверждения, внедрения  новых стандартов и прохождения самого процесса обучения.

Распространение получила точка  зрения, что возникшие трудности  будут преодолены введением института  саморегулирования, но в сферу саморегулирования  попадают только работы, перечисленные  в приказе № 6241. Остальные виды работ – в том числе те, которые  выполняются на объектах малоэтажного строительства, – «не поддаются  влиянию» саморегулируемых организаций, а значит, проблема подготовки кадров там практически не поднимается.

Сегодня получил распространение  опыт взаимодействия строительных компаний и Союза строителей с вузами в  рамках подготовки специалистов и проведения научных исследований. Особенно это  касается московского стройкомплекса. Многие руководители компаний являются выпускниками Московского государственного строительного университета (МГСУ) и других строительных вузов и поэтому поддерживают связь. Но, безусловно, присутствуют и чисто экономические факторы – компаниям необходимо развитие, подготовка молодых кадров для решения своих задач.

Особенно активны крупные  компании, например, «СУ-155», «Донстрой», «Монарх» и др. Формы взаимодействия выбирают разные, например «СУ-155» создало совместный с МГСУ центр по подготовке кадров: холдингу требуется от вуза порядка 60-70 выпускников ежегодно. Одна из крупнейших компаний, которая координирует программы высотного строительства в Москве, создала при том же МГСУ совместную корпоративную кафедру проектирования строительства и эксплуатации высотных зданий, причем эту кафедру финансирует бизнес совместно с правительством Москвы. Таким образом, компании, заинтересованные в квалифицированных грамотных специалистах, растят их для себя самостоятельно, вкладывая деньги в их образование.

Что касается Союза строителей, то в РСС сейчас работает комитет, возглавляемый ректором НИУ МГСУ, академиком РААСН, профессором В.И. Теличенко. Под его руководством специалисты курируют отдельные направления технической политики, организации научно-исследовательских работ, подготовки и повышения квалификации кадров для строительной отрасли. Мы согласованно осуществляем политику в этой области – сегодня взаимодействие коммерческих компаний и учреждений образования развивается достаточно динамично. И это соответствует понятию инновационной экономики. Сегодня задача ясна – необходимо интегрировать образовательный потенциал и потребности строительной отрасли. Сделать так, чтобы теория, которая разрабатывается в вузах, как можно скорее могла применяться на практике. Более активно защищать и продвигать новые технологии. Именно поэтому мы всемерно поддерживаем создание национального исследовательского университета строительства и архитектуры. Этот проект, над которым работает МГСУ совместно с вузами – членами Ассоциации строительных вузов, направлен на решение задач кадрового обеспечения, научного и высокотехнологичного развития отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России.

В 2010 году рабочая группа Российского союза строителей продолжила работу по созданию инновационной системы  архитектурно-строительного профессионального  образования и отраслевой науки  в Российской Федерации.

Эксперты считают, что  отраслевая интеграция образовательных  учреждений архитектурно-строительного  профиля на основе использования  инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности, формирования современной структуры организации  и управления учебным процессом, развернутой системы контроля качества образования, активного привлечения  образовательных учреждений всех уровней  позволит создать распределенную сеть учебных заведений архитектурно-строительного  профиля, обеспечить координацию подготовки кадров всех уровней для строительного  комплекса России, повысить качество подготовки специалистов строительного направления в регионах.

Основной задачей рабочая  группа видит создание совместно  с РААСН, ответственными государственными органами, научными и профессиональными  учреждениями и объединениями единого  научного пространства строительства и архитектуры.

В июне 2010 года Российским союзом строителей подписан договор о стратегическом партнерстве с 13 вузами архитектурно-строительного  профиля РФ с целью практической реализации программы развития национального  исследовательского университета.

Реализуя это стратегическое партнерство, были созданы комиссии по следующим направлениям деятельности:

  • образовательной интеграции,
  • научной интеграции,
  • информационной интеграции,
  • государственно-частному партнерству.

В рамках работы комиссии по научной интеграции и сектора  организации совместного участия  в тендерах, научно-технических программах и грантах в течение 2010 года были осуществлены следующие мероприятия:

  • приняты решения о проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на базе научно-образовательных центров, научно-исследовательских лабораторий, центров коллективного пользования, имеющих уникальное научно-исследовательское оборудование по направлениям деятельности вузов-стратегических партнеров;
  • создан реестр результатов интеллектуальной деятельности МГСУ, включая возможность его расширения для формирования общей базы данных результатов интеллектуальной деятельности как вузов-стратегических партнеров, так и других организаций, а также подготовлен учебно-тематический план повышения квалификации для специалистов патентно-лицензионных служб вузов-партнеров и других организаций;
  • обсуждены и приняты решения по привлечению вузов-стратегических партнеров НИУ к совместному участию в тендерах, выполнению совместных НИОКТР по заказу сторонних организаций, а также совместному выполнению научно-производственных работ по направлениям деятельности;
  • в части повышения квалификации сотрудников вузов-партнеров, а также сторонних организаций сформированы предложения образовательных и сопутствующих услуг по направлениям: строительное образование, бизнес-образование и консалтинг, психолого-педагогическое сопровождение обучения, технологическое обеспечение обучения, кадровое обеспечение отраслевых организаций.
  1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  1. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

 

Заключение

Эксперты считают, что  проблемы с кадрами в строительной отрасли сегодня характерны не только для выпускников вузов, но и для  выпускников колледжей и техникумов. У нас исчезает система подготовки кадров среднего звена: мастера, прорабы, а ведь они - самые важные люди на стройке. Поскольку от их опыта, от их умения, от их технической подготовки зависит реально то, что будет  построено. Та социальная мотивация, которая  была создана за последние годы в  обществе, привела к тому, что  все стремятся в вузы, более  того, стало достаточно легко получить диплом о высшем техническом образовании. И молодежь не хочет останавливаться  на уровне средне-специального образования. Появился тезис о непрерывном  профессиональном образовании, который  интерпретируют не так, как следует. Непрерывное образование подразумевает  самосовершенствование специалиста  на протяжении всей жизни, но его рассматривают  в контексте многоуровневого  образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, потом  высшее профессиональное и дополнительное высшее образование. Отсюда проблемы рабочих  кадров и среднего специального образования. Ситуация очень плохая, т.к. вынуждает  привлекать мигрантов, которые, по нашим  данным, имеют крайне низкую квалификацию. Они не могут освоить новые  технологии, их надо обучать, а в  этом работодатель не заинтересован, поэтому  на стройках используются те технологии, с которыми может работать эта  дешевая рабочая сила. В связи  с этим взаимодействие строительной отрасли и системы подготовки кадров должно быть кардинальным образом  пересмотрено.

 

 

Список литературы

    1. Бирюлева Д.К., Матвеев И.Ю., Подготовка кадров, как основа саморегулирования в строительной отрасли, www.uecs.ru/uecs-23-232010/item/183-2011-03-23-09-16-17
    2. Федеральный закон №148-ФЗ  от 22. 07 2008г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    3. Приказ Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
    4. «Градостроительный кодекс Российской Федерации». №190-ФЗ  от 29. 12. 2004г.

 


Информация о работе Развитие образования в строительной сфере