Развитие образования в строительной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реформирование в ходе «перестройки» управления капитальным строительством, направленное на усовершенствование социально-экономического обеспечения  дальневосточного региона, не могло обеспечить решение стоявших перед строительной отраслью задач  государственного значения. Экономический  кризис в СССР к 1991 г. охватил и строительство, и подготовку кадров для стройиндустрии. Стало снижаться качество подготовки специалистов и престиж высшего образования в целом, упали конкурсы в ВУЗы.  Предпринятые в конце 1980-х гг. попытки партийно-государственного аппарата исправить положение традиционным путем в соответствии со сложившимися стереотипами, с помощью очередных постановлений, не подкрепленных соответствовавшим материально-техническим обеспечением, не дали положительных результатов.

Наряду с реформированием  управления капитальным строительством,  структурные изменения коснулись  и системы образования. В ходе перестройки экономических отношений  была предоставлена  широкая возможность  субъектам Федерации самостоятельно решать вопросы по переформированию учебных заведений, определению  объемов подготовки рабочих кадров и специалистов, созданию учебных  заведений нового типа – повышенного  уровня профессионального образования: высших профессиональных училищ, лицеев и т.д.

В результате сокращения плана  приема в ВУЗах региона на строительные специальности и структурной  перестройки на основе объединения стали создаваться новые факультеты и специальности. Изменение специальностей было связано с необходимостью повышения статуса ВУЗов, что напрямую было связано с новой тарификацией и некоторым повышением заработной платы педагогов. Строительные специальности потеряли свою востребованность в эти годы в связи с неблагоприятными материальными, социально-культурными и жилищными условиями строителей. Это приводило к обострению проблемы нехватки специалистов в строительной индустрии. Отдельные попытки ряда учебных заведений региона улучшить качество подготовки будущих строителей через разного рода проекты: изучение специальных дисциплин в ходе действующего производства, активной воспитательной работы, проведения научно-исследовательских конференций не находили массового внедрения. Актуальным для высших учебных заведений стал вопрос о переводе ВУЗовской науки на хозрасчет и самофинансирование.

В связи с проблемой  распределения в 1985–1987 гг. строительных кадров, вызванной выпуском большого количества молодых специалистов, поступавших  в ВУЗы на строительные специальности  в начале 1980-х гг., руководство ВУЗов прекращало набор на строительные специальности. Это привело к ухудшению качественного состава строительных кадров, особенно за счет привлечения в строительство малоквалифицированной рабочей силы, нерационального использования техников и выпускников профтехучилищ, недостатков организации труда и производства, повлекшие за собой увеличение внутрисменных потерь рабочего времени.

Имелись определенные трудности  в комплектовании и закреплении  рабочих общестроительных профессий, в частности, занятых на малярных и штукатурных работах. Организационные  и технические мероприятия по росту производительности труда  и планы социального развития, направленные на улучшение условий  труда и быта рабочих этих профессий, выполнялись неудовлетворительно. В ряде строительных организаций  продолжала оставаться большая текучесть  кадров.

 Общегосударственная  концепция развития образования  в стране была нацелена на  дальнейшее совершенствование данной  сферы на базе централизованного  управления ее региональными  комплексами, что сдерживало инициативы  учебных заведений региона, препятствовало  созданию оптимальной профессионально-квалифицированной  структуры строителей с учетом  специфических особенностей территорий.

 

  1. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ

С введением саморегулирования, поставленные государством задачи перед  строителями и проектировщиками, неразрывно связаны между собой  и определяют цель – обеспечение  безопасности объектов капитального строительства. Законом обозначены цели саморегулируемых организаций: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества выполнения работ по осуществляемым видам деятельности в строительстве.

Требование к поставленной цели  - безопасность и качество строительства у заказчиков и пользователей растет день ото дня.

Саморегулируемые организации  для реализации поставленной цели должны объединить в своих рядах коллективы профессионалов строительной отрасли  и  обеспечить единые подходы и требования к сферам ответственности, а именно:

  • требования к образованию специалистов;
  • требования к повышению квалификации и профессиональной подготовке.

Сейчас строительный сектор находится в переходном периоде. Ни для кого не секрет, что на стройках и в офисах многих строительных компаний до кризиса работали все, «кому не лень». Такая ситуация складывалась по трём причинам: во- первых, халатное отношение к вопросам подбора персонала и экономия средств; во-вторых, «перегрев кадрового рынка», то есть нехватка квалифицированного персонала - у компаний не было другого выхода; в третьих, высокая текучесть кадров, в том числе из-за неграмотного управления строительным процессом.

Лишь чуть более половины выпускников вузов, обучавшихся  строительным специальностям, идут работать по этим специальностям. Имеются проблемы в повышении квалификации, в организации  профессиональной переподготовки,  непрерывного образования и т.д.

В настоящее время все  больше руководителей и исполнителей не имеют специализированных знаний и не компетентны в вопросах строительной отрасли.

Недостатки системы повышения  квалификации в строительстве заключаются  также в особенностях российского  менталитета: широкое распространение получила практика торговли документами о повышении квалификации, так как проверить реальность прохождения обучения невозможно; программы повышения квалификации не привязаны к видам строительных работ в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 года. С учетом этого вытекает вполне закономерный вывод -  существующая система повышения квалификации лиц строительных специальностей неэффективна и зачастую формальна. Она не решает поставленной задачи обеспечения безопасности строительства, отвлекая при этом из отрасли существенные финансовые и временные ресурсы.

Помимо этого учебные  заведения привыкли приглашать к  себе слушателей на заранее объявленные  программы. В нынешней ситуации приходится действовать строго наоборот – заказчик определяет: чему именно, в каком  объеме, в какое время и на каких  условиях он хотел бы обучиться. 
Процесс становления в СРО системы повышения квалификации и аттестации специалистов и руководителей строительного комплекса находится в самом начале – на сегодняшний день не разработаны единые требования. В саморегулируемых организациях, как правило, нет специалистов в области образования, и им сложно ориентироваться в потоке очень разноплановых предложений. Актуальность повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в свете перехода от лицензирования к саморегулированию очевидна, так как это является одним из обязательных условий для получения членства в СРО и соответственно допуска на выполнение проектных и строительных работ, входящих в их компетенцию (приказ Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г.). Вопросы, связанные с повышением квалификации строго регламентированы государством и контролируются надзорными органами. Работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации в соответствии с заявленным видом работ и их специальностям. Допуск работников к выполнению своих функций без своевременного прохождения аттестации компаниям членам СРО запрещен.

Система повышения квалификации в отрасли должна действовать  по запросу, на основе гибких учебных  планов. Учебный процесс надо пополнять  тем, что необходимо конкретному  проектировщику или строителю. Сегодня  один объект, завтра - другой. Нужно  получать конкретные знания.   Необходимо учитывать тот факт, что за 20 лет изменились и общеобразовательные стандарты по специальностям, что также должно быть отражено в программах повышения квалификации. Программы повышения квалификации, на наш взгляд, должны быть сориентированы таким образом, чтобы они отвечали вышеназванным критериям и могли бы обеспечить достаточный уровень квалификации специалистов в области архитектурно-строительного проектирования и строительства в условиях саморегулирования. При чем, каждые пять лет специалисту строительной отрасли Законом предписано повышать квалификацию, следовательно необходимо учитывать принцип непрерывного образования «образование в течение всей жизни».

Повышать свою квалификацию должны специалисты, заявленные членами  саморегулируемых организаций как  ответственные за ведение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, но в рамках Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные  характеристики должностей руководителей  и специалистов архитектуры и  градостроительной деятельности»). В число специалистов обязанных пройти повышение квалификации строителей и проектировщиков, входят: директора компаний (гендиректор или управляющий); главные технологи и главные инженеры; технологи; главные механики; главные энергетики; заместители директоров по капитальному строительству и начальники отделов капитального строительства; прорабы; начальники отделов механизации и автоматизации производства, а также производственно-технического отдела; инженеры по качеству и строительному контролю; начальники отделов контроля качества; мастера и ряд представителей рабочих специальностей; главные инженеры проекта (ГИП), главные архитекторы проекта (ГАП), руководители проекта, инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы, архитекторы.

В связи со вступлением  в силу Постановления Правительства  РФ № 48 от 03.02.2010 «О минимально необходимых  требованиях к выдаче саморегулируемыми  организациями свидетельств о допуске  к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние  на безопасность указанных объектов», появляется потребность в разработке дополнительных программ для таких  специалистов, соответствующих статье 48.1 Градостроительного кодекса. Ведь нельзя выдавать свидетельство о допуске для атомных объектов компании, чьи специалисты прошли повышение квалификации по общегражданской тематике.

Отрасль не стоит на месте, она находится в постоянном развитии. Современные условия внедрений  передовых средств механизации, технологий и материалов  обязывают образовательные учреждения чутко реагировать на перемены  и учитывать требования заказчиков в потребности рынка кадров, их профессионализму и универсальности.

Перспективы обеспечения  строительной отрасли квалифицированными кадрами возможно спрогнозировать, обладая достоверной информацией о специалистах той или иной квалификации, формирующейся в единой базе данных о членах в саморегулируемых организациях. На сегодняшний день совместная работа СРО и ВУЗов в плане кадрового аудита позволит определить стратегическую информацию по кадровому составу отрасли.

Наличие такой информации позволит выявить:

  • соотношение работников каждой специальности;
  • соотношение спроса и предложений по специальностям в отрасли;
  • пробелы в специализациях и сформировать предложения по подготовке новых специалистов (например, ГИПов, девелоперов и т.д.) и, таким образом, привести в соответствие спрос и предложения ВУЗов, т.е. скоррелировать отношения потребителя (отрасль) и производителя (ВУЗы).

Сегодня сотрудники Казанского государственного архитектурно-строительного  университета  в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями РТ и практикующими специалистами строительной сферы разрабатывают программы, отвечающие новым требованиям нормативных документов, безопасности в строительной отрасли и проводят обучения по повышению квалификации и аттестации специалистов в рамках саморегулирования в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Большой опыт в научно-строительной области и высоко-квалифицированный потенциал профессорско-преподавательского состава позволяют университету чутко реагировать на изменения коньюктуры рынка образовательных услуг.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов с соответствующим  базовым уровнем образованности, профессионально мобильных, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками, способных к самосовершенствованию. 
Вместе с тем, количественный и качественный подъем архитектурно-строительной сферы, потребовал существенного развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всему спектру профильных специальностей вузов.

Причем из широкого спектра  предлагаемых учебных программ системы  дополнительного профессионального  образования для этих целей особо  будут востребованы программы профессиональной подготовки и переподготовки и, в  частности:

  • для выполнения нового вида профессиональной деятельности - программы профессиональной подготовки (свыше 1000 часов аудиторных занятий);
  • для получения специалистами дополнительной квалификации - программы профессиональной переподготовки(свыше 500 часов аудиторных занятий);
  • для повышения квалификации - программы повышения квалификации краткосрочные(72-100).  

 

Информация о работе Развитие образования в строительной сфере