Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 09:34, реферат
Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 21
Таким образом, реформирование в ходе «перестройки» управления капитальным строительством, направленное на усовершенствование социально-экономического обеспечения дальневосточного региона, не могло обеспечить решение стоявших перед строительной отраслью задач государственного значения. Экономический кризис в СССР к 1991 г. охватил и строительство, и подготовку кадров для стройиндустрии. Стало снижаться качество подготовки специалистов и престиж высшего образования в целом, упали конкурсы в ВУЗы. Предпринятые в конце 1980-х гг. попытки партийно-государственного аппарата исправить положение традиционным путем в соответствии со сложившимися стереотипами, с помощью очередных постановлений, не подкрепленных соответствовавшим материально-техническим обеспечением, не дали положительных результатов.
Наряду с реформированием
управления капитальным строительством,
структурные изменения
В результате сокращения плана приема в ВУЗах региона на строительные специальности и структурной перестройки на основе объединения стали создаваться новые факультеты и специальности. Изменение специальностей было связано с необходимостью повышения статуса ВУЗов, что напрямую было связано с новой тарификацией и некоторым повышением заработной платы педагогов. Строительные специальности потеряли свою востребованность в эти годы в связи с неблагоприятными материальными, социально-культурными и жилищными условиями строителей. Это приводило к обострению проблемы нехватки специалистов в строительной индустрии. Отдельные попытки ряда учебных заведений региона улучшить качество подготовки будущих строителей через разного рода проекты: изучение специальных дисциплин в ходе действующего производства, активной воспитательной работы, проведения научно-исследовательских конференций не находили массового внедрения. Актуальным для высших учебных заведений стал вопрос о переводе ВУЗовской науки на хозрасчет и самофинансирование.
В связи с проблемой распределения в 1985–1987 гг. строительных кадров, вызванной выпуском большого количества молодых специалистов, поступавших в ВУЗы на строительные специальности в начале 1980-х гг., руководство ВУЗов прекращало набор на строительные специальности. Это привело к ухудшению качественного состава строительных кадров, особенно за счет привлечения в строительство малоквалифицированной рабочей силы, нерационального использования техников и выпускников профтехучилищ, недостатков организации труда и производства, повлекшие за собой увеличение внутрисменных потерь рабочего времени.
Имелись определенные трудности
в комплектовании и закреплении
рабочих общестроительных профессий,
в частности, занятых на малярных
и штукатурных работах. Организационные
и технические мероприятия по
росту производительности труда
и планы социального развития,
направленные на улучшение условий
труда и быта рабочих этих профессий,
выполнялись
Общегосударственная
концепция развития
С введением саморегулирования,
поставленные государством задачи перед
строителями и
Требование к поставленной цели - безопасность и качество строительства у заказчиков и пользователей растет день ото дня.
Саморегулируемые организации для реализации поставленной цели должны объединить в своих рядах коллективы профессионалов строительной отрасли и обеспечить единые подходы и требования к сферам ответственности, а именно:
Сейчас строительный сектор находится в переходном периоде. Ни для кого не секрет, что на стройках и в офисах многих строительных компаний до кризиса работали все, «кому не лень». Такая ситуация складывалась по трём причинам: во- первых, халатное отношение к вопросам подбора персонала и экономия средств; во-вторых, «перегрев кадрового рынка», то есть нехватка квалифицированного персонала - у компаний не было другого выхода; в третьих, высокая текучесть кадров, в том числе из-за неграмотного управления строительным процессом.
Лишь чуть более половины выпускников вузов, обучавшихся строительным специальностям, идут работать по этим специальностям. Имеются проблемы в повышении квалификации, в организации профессиональной переподготовки, непрерывного образования и т.д.
В настоящее время все больше руководителей и исполнителей не имеют специализированных знаний и не компетентны в вопросах строительной отрасли.
Недостатки системы повышения квалификации в строительстве заключаются также в особенностях российского менталитета: широкое распространение получила практика торговли документами о повышении квалификации, так как проверить реальность прохождения обучения невозможно; программы повышения квалификации не привязаны к видам строительных работ в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 года. С учетом этого вытекает вполне закономерный вывод - существующая система повышения квалификации лиц строительных специальностей неэффективна и зачастую формальна. Она не решает поставленной задачи обеспечения безопасности строительства, отвлекая при этом из отрасли существенные финансовые и временные ресурсы.
Помимо этого учебные
заведения привыкли приглашать к
себе слушателей на заранее объявленные
программы. В нынешней ситуации приходится
действовать строго наоборот – заказчик
определяет: чему именно, в каком
объеме, в какое время и на каких
условиях он хотел бы обучиться.
Процесс становления в СРО системы повышения
квалификации и аттестации специалистов
и руководителей строительного комплекса
находится в самом начале – на сегодняшний
день не разработаны единые требования.
В саморегулируемых организациях, как
правило, нет специалистов в области образования,
и им сложно ориентироваться в потоке
очень разноплановых предложений. Актуальность
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки руководителей и специалистов в
свете перехода от лицензирования к саморегулированию
очевидна, так как это является одним из
обязательных условий для получения членства
в СРО и соответственно допуска на выполнение
проектных и строительных работ, входящих
в их компетенцию (приказ Министерства
регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009
г.). Вопросы, связанные с повышением квалификации
строго регламентированы государством
и контролируются надзорными органами.
Работникам необходимо пройти курсы повышения
квалификации в соответствии с заявленным
видом работ и их специальностям. Допуск
работников к выполнению своих функций
без своевременного прохождения аттестации
компаниям членам СРО запрещен.
Система повышения квалификации в отрасли должна действовать по запросу, на основе гибких учебных планов. Учебный процесс надо пополнять тем, что необходимо конкретному проектировщику или строителю. Сегодня один объект, завтра - другой. Нужно получать конкретные знания. Необходимо учитывать тот факт, что за 20 лет изменились и общеобразовательные стандарты по специальностям, что также должно быть отражено в программах повышения квалификации. Программы повышения квалификации, на наш взгляд, должны быть сориентированы таким образом, чтобы они отвечали вышеназванным критериям и могли бы обеспечить достаточный уровень квалификации специалистов в области архитектурно-строительного проектирования и строительства в условиях саморегулирования. При чем, каждые пять лет специалисту строительной отрасли Законом предписано повышать квалификацию, следовательно необходимо учитывать принцип непрерывного образования «образование в течение всей жизни».
Повышать свою квалификацию
должны специалисты, заявленные членами
саморегулируемых организаций как
ответственные за ведение работ,
оказывающих влияние на безопасность
объектов капитального строительства,
но в рамках Единого квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих (раздел «Квалификационные
характеристики должностей руководителей
и специалистов архитектуры и
градостроительной
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 48 от 03.02.2010 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», появляется потребность в разработке дополнительных программ для таких специалистов, соответствующих статье 48.1 Градостроительного кодекса. Ведь нельзя выдавать свидетельство о допуске для атомных объектов компании, чьи специалисты прошли повышение квалификации по общегражданской тематике.
Отрасль не стоит на месте, она находится в постоянном развитии. Современные условия внедрений передовых средств механизации, технологий и материалов обязывают образовательные учреждения чутко реагировать на перемены и учитывать требования заказчиков в потребности рынка кадров, их профессионализму и универсальности.
Перспективы обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами возможно спрогнозировать, обладая достоверной информацией о специалистах той или иной квалификации, формирующейся в единой базе данных о членах в саморегулируемых организациях. На сегодняшний день совместная работа СРО и ВУЗов в плане кадрового аудита позволит определить стратегическую информацию по кадровому составу отрасли.
Наличие такой информации позволит выявить:
Сегодня сотрудники Казанского
государственного архитектурно-строительного
университета в тесном взаимодействии
с саморегулируемыми организациями РТ
и практикующими специалистами строительной
сферы разрабатывают программы, отвечающие
новым требованиям нормативных документов,
безопасности в строительной отрасли
и проводят обучения по повышению квалификации
и аттестации специалистов в рамках саморегулирования
в области архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального
строительства. Большой опыт в научно-строительной
области и высоко-квалифицированный потенциал
профессорско-
Растущие информационные
потоки и высокотехнологичные
Вместе с тем, количественный и качественный
подъем архитектурно-строительной сферы,
потребовал существенного развития системы
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки по всему спектру профильных
специальностей вузов.
Причем из широкого спектра
предлагаемых учебных программ системы
дополнительного
Информация о работе Развитие образования в строительной сфере