Развитие правового регулирования социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых видов нестационарной помощи стали отделения социальной помощи на дому. Деятельность этих отделений связана с закреплением за пожилыми одинокими людьми кураторов, доставляющих из магазинов и аптек необходимые продукты и лекарства, оказывающих помощь в уборке квартиры и приготовлении пищи.

Файлы: 1 файл

ирина геронтология.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Введение

Одна из тенденций, наблюдаемых  в последние десятилетия в  развитых странах мира, - рост абсолютного  числа и относительной доли в населении пожилых людей. Происходит быстрый процесс постарения, т.е. уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых людей. Так, по данным ООН, в 1950 г. В мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. Их стало 550 млн., в настоящее время таких людей насчитывается более 13,7% от численности населения Земли1.

Пожилые  и престарелые  – одна из самых представительных и социальных групп населения, характеризующаяся  определенными биологическими, социальными, поведенческими параметрами. 

В развитых странах социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных  учреждений, так и негосударственными благотворительными организациями. В  России частные формы поддержки  и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и  основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её в различных видах через  структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов  натурального обеспечения, широко спектра  услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социального  обслуживания пожилых людей на современном  этапе является обеспечение достойной  жизни данной категории населения  через повышение уровня их доходов.

Облегчению материального положения  пенсионеров способствуют различные  льготы, вводимые для этой категории  граждан на федеральном и региональном уровнях.

Важная роль в социальной защите пожилых людей принадлежит учреждениям, обеспечивающим стационарные и нестационарные формы обслуживания.

Одним из первых видов нестационарной помощи стали отделения социальной помощи на дому. Деятельность этих отделений  связана с закреплением за пожилыми одинокими людьми кураторов, доставляющих из магазинов и аптек необходимые  продукты и лекарства, оказывающих  помощь в уборке квартиры и приготовлении  пищи.

Формы стационарной и нестационарной помощи людям пожилого возраста развиты  в большей или меньшей степени  в различных субъектах Российской федерации. Уровень их развития во многом зависит от заинтересованности и  активности местных органов самоуправления.

Объект контрольной работы – граждане пожилого возраста.

Предмет – деятельность центров социального обслуживания пожилых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания.

    1. Развитие правового регулирования социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Для России характерны свои традиционные жизненные ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие  положений прагматической этики  и приоритета материального успеха, а также признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную  совесть, душевную гармонию, хорошие  семейные и дружеские отношения.

На эти традиционные особенности  российского мышления наложили свой отпечаток многие годы жизни при  социализме, когда существовала более  полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в завтрашнем дне.

В условиях зарождения и  развития рыночных отношений наиболее острыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативных воздействий  рынка. Логика развития рыночных отношений  выдвигает на первый план социальную защиту людей, находящихся за пределами  рынка и не имеющих возможность  обеспечить себе условия нормального  существования.

Такие категории граждан  по объективным причинам не участвуют  в сфере производства, и стоят  вне взаимосвязанных моментов социальной справедливости, актуальных для всех исторических периодов:

- производственная справедливость, которая содержит предъявленные  к человеку со стороны общества  требования необходимости полезной  деятельности, и которому не могут  отвечать те, кто остался вне  производства: старики, дети, инвалиды  и др.;

- распределительной справедливости, которая предполагает ответственность  общества перед человеком цивилизованного  гражданского общества.

Следует признать, что большая  группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной  материальной, социальной и психологической  поддержке.

Основным показателем  высокой культуры и цивилизации  общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых  граждан, а также качество оказываемой  им помощи и поддержки2.

Механизм социально-правовой защиты пожилых людей реализуется  на государственном (федеральном) и  региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень  социально-правовой защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и  льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами.

На региональном уровне с  учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного  повышения уровня обеспечения сверх  государственного. По усмотрению местных  органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве3.

Таким образом, создание системы  социально-правовой защиты и социального  обслуживания лиц пожилого возраста, соответствующей потребности населения  – одна из важнейших задач государства  в период становления социально-ориентированной  рыночной экономики.

1.2. Система социальных  гарантий и льгот гражданам  пожилого возраста

В обществе рыночных отношений главную  функцию социальной защиты берёт  на себя государство как главный  субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят  своё подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного  закона РФ: «В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются  две основные функции в системе  государственной социальной защиты: социальные выплаты и система  социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально  уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время  социальная защита должна распространяться на все категории населения через  систему социальных гарантий.

Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

  1. оплаты труда;
  2. пенсионного обеспечения;
  3. образования;
  4. здравоохранения;
  5. культуры;
  6. социального обслуживания;
  7. жилищно-коммунального обслуживания.

Большое значение для становления  эффективной системы социального  обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные  социально оправданные критерии дифференциации4. К числу основных из них относятся: учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.); категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы). Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Законодательно закрепляется принцип  многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит  в том, что гражданин, имеющий  право на социальную защиту, может  получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер  наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  в настоящее время выступают  социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего  социального страхования состоит  в том, что впервые в нашей  стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной  собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные  фонды установлены Федеральным  законом от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ5. Страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. В Фонд социального страхования страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны дотации государства в названные фонды. Для всех этих фондов аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного  обеспечения, решение которой зависит  не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного  обеспечения, что возможно лишь при  принятии нового пенсионного закона.

В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен  тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской  корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет  своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень  жизни при выходе на пенсию. В  противном случае государство не должно декларировать существование  двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически  отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной  в связи с тем, что для отдельных  категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых  всем категориям обеспечиваемых.

Определенную роль на данном этапе  и особенно в дальнейшем в деле повышения уровня пенсионного обеспечения  призван сыграть Федеральный  закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" 1996 г. Им практически создаются предпосылки для постепенного создания в стране условий, при которых пенсии назначались бы в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Повышает уровень социальной защищенности пенсионеров и Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации". Целям улучшения материального положения пенсионеров должен послужить и Федеральный закон, находящийся в стадии согласования, "О порядке исчисления и индексации государственных пенсий". Следует также исключить из практики принятие в области социальной защиты населения законов, не обеспеченных соответствующей финансовой базой, что в настоящее время отнюдь не является редкостью.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального  обеспечения следует назвать  систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов)6. В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий. Некоторые предприятия создают и так называемые системы профессионального (производственного) страхования, когда в создании их финансовой базы (например, дополнительного пенсионного обеспечения) участвуют как работодатель, так и работник. Эта система строится на основе накопления страховых взносов с тем, чтобы при выходе на пенсию работник мог получать дополнительную пенсию от предприятия.

Информация о работе Развитие правового регулирования социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста