Развитие правового регулирования социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых видов нестационарной помощи стали отделения социальной помощи на дому. Деятельность этих отделений связана с закреплением за пожилыми одинокими людьми кураторов, доставляющих из магазинов и аптек необходимые продукты и лекарства, оказывающих помощь в уборке квартиры и приготовлении пищи.

Файлы: 1 файл

ирина геронтология.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые  позволяют существенно дополнять  во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.

11 августа 1995 г. принят Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который впервые в нашей стране дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Создание благоприятного правового  режима для развития негосударственных  форм социального обеспечения, включая  благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни  для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

Таким образом, на государственном  уровне закреплена система социальных гарантий и льгот гражданам пожилого возраста, включающий в себя государственный  и негосударственный сектора, что  позволяет существенно расширить  спектр предоставляемых социальных услуг данной категории населения.

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Социальное обслуживание пожилых людей

2.1. Нормативно-правовая база деятельности

центров социального обслуживания граждан пожилого возраста

 

Российская Федерация является правовым государством и возлагает  на себя ответственность за обеспечение  благополучия своих граждан.

Социальные проблемы пожилых призваны решать следующие нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права  устанавливает основы правового  регулирования в области социального  обслуживания населения в РФ.

  1. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями от 10 января 2003 г.)

В данном федеральном законе рассмотрены  права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания, организация социального обслуживания граждан пожилого возраста, профессиональная деятельность в сфере социального  обслуживания граждан пожилого возраста, контроль  за  деятельностью по социальному  обслуживанию  граждан  пожилого  возраста.

  1. ФЗ 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
  2. ФЗ 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
  3. ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
  4. Постановления Правительства РФ от 26.12.1995 № 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности».

Постановляет:

    • Утвердить прилагаемый порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности.
    • Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать учреждениям социального обслуживания содействие в организации лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.
  1. Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (утв. Постановлением МИНТРУДА РФ от 08.07.1997 №36)

ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме  учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов  социальной защиты населения субъектов  РФ или муниципальных органов  социальной защиты населения и осуществляющего  на территории города, района города или  района организационную, практическую и координационную деятельности по оказанию социальных услуг граждан  пожилого возраста и инвалидам.

  1. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 №1151)
  2. Областная целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы.

Анализ действующих законодательных  актов позволяет сделать вывод  о том, что основное внимание уделяется  правовому регулированию экономического положения пожилых людей. Их социальные и культурные проблемы не находят  полного отражения в законодательстве, хотя в федеральных законах и  законодательства субъектов Российской Федерации отражены разноплановые  вопросы социальной поддержки старшего поколения.

Любой центр социального  обслуживания наряду с перечнем Федеральных  законов действует на основании  Устава организации, в котором прописаны  основные услуги, предоставляемые центром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды  услуг,  предоставляемых гражданам пожилого  возраста учреждениями социального  обслуживания

Суть социальной работы с  пожилыми людьми заключена в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных  ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она же должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работы способствует выявлению положительного потенциала граждан пожилого возраста, которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения7.

Постановлением N 1151 "О  федеральном перечне гарантированных  государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" определены следующие услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания:

1. Материально-бытовые  услуги:

предоставление жилой  площади, помещений для организации  реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;

предоставление в пользование  мебели согласно утвержденным нормативам;

содействие в организации  предоставления услуг предприятиями  торговли и связи;

компенсация расходов по проезду  на обучение, лечение, консультации.

2. Услуги по  организации питания, быта, досуга:

предоставление рационального  питания, в том числе диетического;

обеспечение одеждой, обувью, нательным бельем согласно утвержденным нормативам;

предоставление постельных принадлежностей;

обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии  и иное);

оказание помощи в написании  писем;

обеспечение при выписке  из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;

обеспечение сохранности  личных вещей и ценностей;

создание   условий для отправления религиозных  обрядов.

3. Социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги: бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации,  целевых программ и  территориальных  программ обязательного  медицинского  страхования  в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях; обеспечение ухода  с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; проведение реабилитационных мероприятий (медицинских,  социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

организация прохождения  диспансеризации;

госпитализация нуждающихся  в лечебно-профилактические учреждения содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях); оказание психологической поддержки, проведение психо-коррекционной работы;

содействие в получении  бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи; обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации; обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых  помещениях и местах  общего пользования.

4. Услуги, связанные  с социально-трудовой реабилитацией: создание  условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в  лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным  профессиональным  навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.

5. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

содействие в получении  установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

содействие в получении  консультативной помощи;

обеспечение представительствования в суде с целью защиты прав и  интересов;

содействие в получении  бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; содействие в сохранении занимаемых ранее  по  договору  найма или аренды жилых помещений в домах государственного,  муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести  месяцев  с  момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым  помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

6. Содействие в  организации ритуальных услуг: при отсутствии у умерших граждан родственников или их отказе заниматься погребением.

Таким образом, мы рассмотрели  систему действующего законодательства в сфере социального обслуживания и обеспечения граждан пожилого возраста в РФ, а также виды гарантированных  услуг, предоставляемых в учреждениях  социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Организация и управление деятельностью центров социального обслуживания граждан пожилого возраста.

В условиях современной России идет сложный процесс формирования новой системы социального обеспечения  и защиты, нацеленный на переход  от принципа государственных гарантий для всех к принципу адресной социальной поддержки. Важнейшим звеном этой системы  является социальное обслуживание. Оно  представляет собой разноплановую  деятельность социальных служб (социально-бытовую, медико-социальную, правовую, психолого-педагогическую, материальную) по оказанию социальной помощи и услуг нуждающимся гражданам - находящимся в трудной жизненной  ситуации, пожилым, больным, инвалидам. Система социального обслуживания в нашем государстве выстраивается  и регулируется "в соответствии с правовыми нормами и положениями  двух основных Федеральных Законов: "Об основах социального обслуживания населения" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятых в 1995 году.

Из имеющихся и создающихся  в стране учреждений социального  обслуживания (центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, кризисные центры, социально-реабилитационные центры и другие) наибольшее развитие в последние годы получили территориальные  или муниципальные центры социального  обслуживания (ЦСО). Эти учреждения координируют и осуществляют организационно-практическую деятельность по оказанию различных  видов социальных услуг престарелым  гражданам, инвалидам и другим категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке. Первые ЦСО стали создаваться  в стране еще в конце 80-х годов. Например, в Москве они появились  в 1989 году. В 1993 г. в целом по России их насчитывалось более 100. В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках8.

 Структура Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой:

 

Муниципальные центры социального  обслуживания решают следующие важнейшие  задачи:

Информация о работе Развитие правового регулирования социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста