Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:23, реферат
Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста.
Введение
1. Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника 4
2. Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами 7
3. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Светлый" 14
Заключение 19
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
по дисциплине: «Организация работы органов и учреждений социальной защиты»
на тему: «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями »
Выполнил: Яковлев Баир Ильич.
Проверила: Антонова Надежда Сергеевна.
Улан - Удэ
2013
Содержание:
Введение
1. Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника 4
2. Правовой аспект, профессиональная
компетентность, методы и формы деятельности
социального работника с детьми-инвалидами
3. Реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями "Светлый"
Заключение
Список литературы
Введение
Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.
Поэтому создание
оптимальных условий для
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей-инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российское
законодательство, формирующее определенный
уровень толерантности к детям-
Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов.
В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, к условиям социума
1. Дети-инвалиды
как объект деятельности социального
работника.
Согласно
«Декларации о правах инвалидов» инвалид
– это любое лицо, которое не может самостоятельно
обеспечить полностью или частично потребности
нормальной личной и (или) социальной жизни
в силу недостатка, будь то врожденного
или нет, его (или ее) физических или умственных
возможностей. В Рекомендациях 1185 к реабилитационным
программам 44-й сессии Парламентской Ассамблей
Совета Европы от 5 мая 1992 г. Инвалидность
определяется как ограничения в возможностях,
обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными,
законодательными, и иными барьерами,
которые не позволяют человеку, имеющему
инвалидность, быть интегрированным в
общество и принимать участие в жизни
семьи или общества на таких же основаниях,
как и другие члены общества. Общество
обязано адаптировать свои стандарты
к особым нуждам людей, имеющих инвалидность,
для того чтобы они могли жить независимой
жизнью.
Согласно «Конвенции о правах инвалидов» к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Российское законодательство определяет инвалида как лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с этим законодательством ребенком-инвалидом считается лицо признанное инвалидом, при условии, что возраст лица до 18 лет. Таким образом, к категории ребенок-инвалид относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Здоровье детей в России катастрофически ухудшается. Росстат дает крайне тревожную статистику по детской инвалидности. Об этом просто «заходиться от крика» следующая таблица (см. приложение ). Комментируя эти убийственные цифры, Росстат отмечает: из всех мест в санаториях и домах социального обслуживания престарелых и инвалидов, начиная с 1990 г., на детей приходилось от 26 – 28 до 32%, т. е. в среднем треть всех мест. К этим сведениям можно добавить и другие: в 2003 г. в дошкольных учреждениях находилось детей с нарушением слуха – 5,1 тыс. человек, с нарушением речи (при сохранении слуха) – 266,1 тыс. человек, с нарушением зрения – 36,7 тыс. человек, с нарушением интеллекта – 12,3 тыс. человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 35,7 тыс. человек, с туберкулезной интоксикацией – 48,4 тыс. человек. В дневных общеобразовательных школах училось детей-инвалидов: в 1980/1981 учебном году 278 тыс. человек, в 2003/2004 учебном году 467 тыс. человек. По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до 14 лет с 1996 по 2000 год выросла на 14,5%.. У подростков 15 – 17 лет общая заболеваемость увеличилась за тот же период на 27,9%. Естественно, это ведет к тому, что число детей-инвалидов в стране неуклонно растет. Если в 1996 году на 70 детей в возрасте до 15 лет приходился один ребенок-инвалид, то в 2000 году это уже один из 50 детей. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии.
У ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья:
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует, перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1) нервно-психические
заболевания. Наиболее
2) Заболевания внутренних органов.
3) Поражение и заболевание глаз.
4) Онкологические заболевания.
5) Поражение и заболевание органа слуха.
6) Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.
7) Эндокринные заболевания.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем.Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалиста. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
2. Правовой
аспект, профессиональная
Детская инвалидность - важная
социальная проблема, решать которую
приходиться каждому обществу. Масштаб
детской инвалидности в каждой стране
зависит от множества факторов, в
том числе социально-
В последние 30 лет в мире активно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. Приняты «Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц», в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а так же право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительства, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение для детей инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
«Конвенция ООН о правах инвалидов», «Всемирная программа действий в защиту инвалидов» и др. Профессионально интересен такой документ как «Декларация независимости инвалидов» , так как он отражает позиции людей, которым призваны помогать социальные работники Итоговый документ сформулирован в 1993 году в виде «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Документ принят рядом стран, в том числе и Россией. В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребёнка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учётом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребёнке с целью обеспечения неполноценному ребёнку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и развитии его личности, включая культурное и духовное развитие. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ОНН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и не совершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Информация о работе Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями