Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника 4
2. Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами 7
3. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Светлый" 14
Заключение 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реабилитационный центр.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанного документа дети обладают всеми правами человека. Статья 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства» Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Эти правила налагают на специалистов по социальной работе серьезные моральные  обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия детей- инвалидов, устранении препятствий для их полного участия в общественной жизни.

В Российской Федерации права ребенка-инвалида регламентируется ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской федерации» В соответствии с ним целями государственной политики в интересах детей-инвалидов являются: осуществление прав детей-инвалидов, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей-инвалидов,; законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей-инвалидов, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В Российской Федерации права инвалидов  зафиксированы в таких важнейших  документах как: "Декларация прав и  свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др. Для эффективного выполнения своей деятельности, защиты прав и интересов детей-инвалидов специалист по социальной работе должен изучить и всегда иметь под рукой вышеперечисленные нормативно-правовые акты.

Теперь можно перейти к профессиональной компетенции социального работника  в деятельности с детьми инвалидами.

Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических  особенностей труда специалиста  по социальной работе, можно выделить пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:

1) наличие опыта эффективной  практической деятельности в  области социальной реабилитации  лиц с ограниченными возможностями  здоровья;

2) профессиональные специальные  и психологические знания, навыки и умения в области работы с детьми-инвалидами.

3) профессиональные психологические  позиции, установки, психологическая  компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие  овладение профессиональными знаниями  и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности социального работника

Названные компоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые  совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста

Опыт профессиональной деятельности в области социальной реабилитации детей-инвалидов. Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, ему необходимо определенное время для социально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каждого, кто начинает выполнять свои профессиональные обязанности.

Профессиональные знания, профессиональная эрудиция — это совокупность сведений о специфике труда специалиста  по социальной реабилитации и его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностях личности самого специалиста, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях и другие.

Профессиональные умения — это  способы, технологии воздействия специалиста  по социальной реабилитации на ребенка  с учетом его первичных и вторичных  нарушений в развитии, которые  выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых входят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.

Психологическая компетентность специалиста  по социальной реабилитации предполагает:

— знание закономерностей психического и личностного развития ребенка  с учетом возрастных, индивидуальных различий и патологических изменений, умение адекватно оценивать состояние детей, их настроение, поведение;

— знание психологии взаимоотношений  и взаимодействий ребенка в группе;

— умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние  ребенка и его поведение;

— умение выбирать по отношению  к каждому ребенку такую форму  социально-психологического и педагогического  воздействия, которая бы отвечала его  индивидуальным особенностям и потенциальным  возможностям;

— обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.

Психологическая компетентность в деле пропаганды и просвещения  общества предполагает проявление способности  формировать у населения положительное  общественное мнение по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности.

Психологические качества личности. К ним относят особенности  познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная  направленность личности и др.) сфер личности.

Кроме названных качеств  специалисту по социальной реабилитации для становления профессиональной компетенции важны:

— наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;

— оптимизм — подход к ребенку с верой в его  потенциальные возможности, резервы  его личности, в успех своего дела;

. — находчивость —  умение легко перестраивать трудную  ситуацию в простую, придать  ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;

— рефлексия — обращенность сознания на самого себя, учет представлений  подростков, родителей и коллег о  своей деятельности.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также  знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:

1. Оценивать социальную  ситуацию развития, в которой  оказался ребенок с ограниченными  возможностями, определять ее  положительные и негативные воздействия  на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.

2. Организовывать взаимодействие  различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.

3. Разрабатывать на  основе исходной медицинской  и психологической информации  индивидуальные планы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.

4. Реализовывать на  практике основные направления,  подходы и технологии социальной  реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий.

5. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.

6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

Показателем профессиональной компетентности труда специалиста по социальной реабилитации являются зримые сдвиги в психическом и личностном развитии ребенка. Взрослея, такой ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя.

Но результативные показатели не равноценны: среди них более  важными являются обучаемость (способность  к самообучению) и воспитуемость (способность к саморазвитию), то есть основанием для оценки являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Рассмотренные составляющие профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации могут стать своеобразной программой его профессионального самосовершенствования, роста компетентности и личностного роста.

Профессионально компетентный специалист по социальной работе при  работе с детьми-инвалидами должен применять наиболее оптимальные  и эффективные методы и формы  в работе с ними.

Цель социального работника  — наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

Чтобы реализовать названную  цель специалист по социальной работе должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка.

К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-инвалидами можно объединить в три группы:

1. Методы организации  социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.

2. Методы стимулирования  мотивации и активности детей  в реабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления усилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение и наказание.

3. Методы контроля  эффективности социально-реабилитационного процесса. Контроль направлен на получение информации о результатах реабилитационных воздействий за определенный промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабилитации ребенка. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболее распространенными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.

Основная форма организации  социальной реабилитации детей —  реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного  центра. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой  формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.

3. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Светлый"

Директор АУСО РБ "РРЦДОВ "Светлый"

Цыбикова Людмила  Александровна.

 

Учредителем АУСО РБ РРЦДОВ "Светлый" является Министерство социальной защиты населения РБ.

Реабилитационный  Центр «Светлый» - находится в пригороде г. Улан-Удэ рядом с п. Светлый и Энергетик, в лесном массиве на юго-западе столицы РБ г.Улан-Удэ. 

Основная деятельность учреждения направлена на комплексную  реабилитацию, оздоровление детей с ограниченными возможностями и детей с ослабленным здоровьем, и принимает детей со всех районов республики Бурятия и г.Улан-Удэ. 

Информация о работе Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями