Регулирование социально-трудовых отношений в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной контрольной работы заключается еще и в том, что проблемы, освещаемые в ней, служат предметом острых дискуссий между юристами, а их разрешение имеет большое значение для практики, обеспечения законных прав и интересов граждан, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления. Необходимость выполнения данной работы выражается в том, что в условиях многоукладной экономики роль социального партнерства значительно возрастает, являющегося средством регулирования социально-трудовых отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1 Принципы регулирования социально-трудовых отношений…………...…5
2 Механизмы регулирования социально-трудовых отношений…………….7
Заключение……………………………………………………………………..10
Практическая часть…………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………………28

Файлы: 1 файл

груд.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3                                                                               

1 Принципы регулирования социально-трудовых отношений…………...…5                                                   

2 Механизмы регулирования социально-трудовых отношений…………….7                                                             

Заключение……………………………………………………………………..10

Практическая часть…………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………28                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рассматриваемая тема не является новой, она была актуальна  всегда на протяжении всего исторического  развития человечества со времен зарождения трудовых отношений. Вслед за изменениями  в общественных отношениях начало меняться и законодательство. Такие изменения были обоснованны, так как действующее право должно соответствовать существующим общественным отношениям (связям) и меняться вслед за последними. В результате преобразования законодательства, стало очевидным сближение правоотношений двух отраслей права трудового и гражданского. На практике достичь одного результата стало возможным, вступив как в трудовые, так и в гражданские правоотношения, в том числе и касающиеся социального обеспечения работников.

       Тема контрольной работы является  особенно актуальной на современном  этапе, так как перед государством  стоит важная задача, заключающаяся  в выборе пути развития и  дальнейшего совершенствования  норм трудового и социального  законодательства.

      Актуальность темы данной контрольной работы заключается еще и в том, что проблемы, освещаемые в ней, служат предметом острых дискуссий между юристами, а их разрешение имеет большое значение для практики, обеспечения законных прав и интересов граждан, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления. Необходимость выполнения данной работы выражается в том, что в условиях многоукладной экономики роль социального партнерства  значительно возрастает, являющегося средством регулирования социально-трудовых отношений.

      С переходом России к рыночной  модели развития одной из приоритетных  задач стало коренное преобразование  всего комплекса социально-трудовых  отношений. Нам предстоит осознать  личную ответственность каждого  за свое и общественное благоустройство, разработать правовую систему согласования интересов.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Принципы регулирования социально-трудовых отношений

 

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  5. равенство прав и возможностей работников;
  6. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  7. обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  8. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  9. обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  10. сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  11. социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  12. обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  14. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  15. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  16. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  17. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  18. обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  19. обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

 

2 Механизмы регулирования социально-трудовых отношений

 

Основным механизмом регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации является социальное партнерство, доказавшее свою результативность в индустриальных странах Запада. Партнерские отношения в каждой из них имеют свою специфику, обусловленную историческими, национальными и иными особенностями. Далеко не все из этого опыта может быть напрямую использовано в России, но учитывать мировую практику весьма полезно.

В сложившейся к настоящему времени российской модели социального  партнерства основными элементами системы коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений являются:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовыхи связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

Эффективность коллективно-договорного регулирования  социально-трудовых отношений зависит  от всех элементов системы. Однако ключевая роль принадлежит коллективным договорам  и соглашениям социального партнерства  различных уровней. По Трудовому  кодексу РФ могут заключаться:

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное  соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Иные  соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Соглашения  по договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, могут  быть двусторонними и трехсторонними.

Коллективный  договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, дополняющее государственное  регулирование, также, судя по конечному  результату, недостаточно эффективно в современных условиях. При этом в обществе нет четкого толкования критериев эффективности коллективно-договорного регулирования, что существенно затрудняет какие-либо количественные оценки. А такого рода оценки необходимы для выработки основных направлений социально-трудовой политики.

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно  сказать следующее: основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий  для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Вместе с  тем обязательства должны быть таковы, чтобы не «повисали» в воздухе  в виде расплывчатых формулировок, а являлись формой реализации вполне конкретных направлений социально-экономической политики на предприятии, в отрасли, регионе. Соответственно, акцент должен быть сделан не на самих обязательствах, которые могут быть весьма разнообразны, а на тех проблемах социально-трудовых отношений, решение которых зависит от исполнения этих обязательств. В данном случае не столь важно и то, какая именно сторона принимает на себя обязательство: работодатели, работники или представители государства. Главное — наличие в договорах и соглашениях не пустых (декларативных) или воспроизводящих нормы действующего законодательства обязательств, а значащих обязательств, то есть тех, которые конкретизируют и дополняют нормы закона, способствуют развитию и совершенствованию социально-трудовых отношений, поднимают их на более высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

       Таблица 1 - Изменение социально-демографического состава работников

Показатели

Единицы

измерения

2010 год

2011 год

1. Общая численность  работников, всего

человек

2336

2284

В том числе:     мужчины

чел. / %

1643 /70,3

1609 /70,4

                           женщины

чел. / %

693 /29,6

675 /29,5

2. Численность  работников по возрастным группам:

     

до 18 лет

чел. / %

154 /6,5

141 /6,1

18—30 лет

чел. / %

808 /34,5

826 /36,1

31—40 лет

чел. / %

402 /17,2

451 /19,7

41—50 лет

чел. / %

398 /17

344 /15

51—59 лет

чел. / %

153 /6,5

116 /5

60 лет и более

чел. / %

421 /18

406 /17,7

Информация о работе Регулирование социально-трудовых отношений в современной организации