Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рекрутинговых агентств на рынке труда.
Цель работы предопределяет общие задачи: определение сущности и особенностей рекрутинговых агентств, анализ рекрутинговых агентств на рынке труда России, выявление проблем рекрутинговых агентств и предложение путей их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы набора и отбора персонала 5
1.1. Технологии набора и отбора персонала 5
1.2. Сущность и особенности рекрутинговых агентств 9
Глава 2. Деятельность рекрутинговых агентств на рынке труда РФ 13
2.1. Развитие рынка труда в РФ 13
2.2. Роль рекрутинговых агентств в функционировании рынка труда 15
Глава 3. Развитие рекрутинговых агентств в РФ 17
3.1. Тенденции развития рекрутинговых агентств в РФ 17
3.2. Проблемы рекрутинговых агентств в РФ и пути их решения 20
Заключение 24
Приложение 1 26
Список использованных источников 28
Агентства Executive Search подбирают топ-менеджеров и «ключевой» персонал. В штате агентств могут работать иностранные консультанты Executive Search, а сотрудники проходят зарубежную стажировку. Стоимость услуг составляет 30-35 % от годового оклада специалиста, срок подбора – не менее 2-6 месяцев (в некоторых случаях около 1 года). Представляют одного-двух кандидатов. Оплата услуг осуществляется в три этапа при частичной предоплате (которая не возвращается) и оплате дополнительных расходов. Вероятность нахождения кандидата более 60 %. Гарантийное сопровождение специалиста не менее 6 месяцев. Из общего числа агентств по подбору персонала агентств Executive Search около 5 %.
2. Кадровые агентства Selection Recruitment.
Такие агентства подбирают менеджеров высшего и среднего звена и линейных специалистов. В работе используют методы классического рекрутмента: имеют собственную базу данных, размещают объявления в СМИ и на сайтах Интернета. Проводят интервью с кандидатами в агентстве с целью определения их деловой компетенции, личностных качеств и мотивации. Результат подбора зависит от опытности рекрутеров и содержания базы данных кандидатов. Стоимость подбора составляет 1,5-2 зарплаты будущего сотрудника. Время выполнения заказа 1-4 недели, представляют 3-5 кандидатов. В среднем вероятность нахождения нужных специалистов составляет около 60 %. Гарантийное сопровождение подобранного специалиста в течение 3 месяцев. В случае необходимости производят бесплатно однократную замену специалиста. Так работают около 55 % агентств.
3. Кадровые агентства Selection Recruitment и Executive Search.
Основные методы подбора специалистов – это классический рекрутмент и прямой поиск. Пройдя обучение у западных рекрутеров и накопив собственный опыт за длительный период работы на рынке, эти агентства используют улучшенные технологии поиска и обширную базу данных специалистов. В их штате работают высококвалифицированные консультанты, эксперты соответствующих сегментов рынка. Стоимость услуг таких агентств составляет 25-33 % от годового дохода специалиста. Агентства Selection Recruitment и Executive Search тщательно прорабатывают заказ, проводят структурированное интервью с кандидатами. Представляют от одного-двух до пяти претендентов на должность, срок подбора от 1,5 до 6 месяцев в зависимости от уровня вакансии. Осуществляют однократную замену. Вероятность нахождения нужного специалиста более 60 %. Срок гарантированного сопровождения на подобранных специалистов составляет от 3 до 6 месяцев. Таких агентств около 10 %.
4. Скрининговые (поверхностные) агентства.
Это вид кадровых агентств, которые занимаются так называемым «первичным подбором» персонала, в основном низшего и среднего звена, по формальным признакам (возраст, пол, образование, стаж). Формируют базу данных кандидатов с помощью резюме, размещенных в Интернете и присылаемых в ответ на объявления о вакансиях на специализированных сайтах и в СМИ. Селекцией (отбором) клиентов не занимаются, в работу берут практически любые вакансии, независимо от сегмента рынка, уровня вакансии, специализации. Интервью с кандидатами на вакансии чаще всего не проводят, просто рассылают большое количество резюме кандидатов работодателям. В результате отбор кандидатов на вакансии возлагается на самого заказчика. Работают, как правило, за один оклад специалиста и даже меньше. Их заказчиками обычно являются небольшие компании, которым «не по карману» услуги агентств, работающих более качественно. Уровень профессиональной подготовки рекрутеров в скрининговых агентствах довольно низкий, высока текучка кадров в самих агентствах, «закрываемость» вакансий не более 5-20 %. Однако так работают около 30 % агентств. Это весьма слабые агентства, и на современном рынке они не конкурентоспособны.
Итак, можно сделать вывод, что рекрутинговые агентства имеют свою четкую специализацию, отличную от агентств по трудоустройству персонала.
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок, объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.
В широком смысле рынок
труда — система социально-
Рынок труда — важная
часть любой экономической
Рассмотрим особенности рынка труда в России.
Переход российской экономики от административно-командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов повлёк за собой изменения во всех сферах, в том числе на рынке труда.
Стабилизация политической
ситуации и структурная перестройка
экономики привели к
На 14-й апрельской международной конференции по экономическому и социальному развитию в Москве «социальный» вице-премьер Ольга Голодец описала положение на российском рынке труда. По ее словам, Россия отстает по уровню квалификации специалистов от мировых стандартов на 20 лет — получается, после распада СССР, в том числе на 13 путинских лет, время в стране словно остановилось и у людей не было возможностей повышать свою квалификацию. Или что Россия как минимум так и не смогла наверстать отставание, существовавшее в советские времена. Причем, по словам Ольги Голодец, такое отставание наблюдается в большинстве профессиональных отраслей, если не во всех. Выровнять уровень специалистов, полагает она, позволят общие стандарты профессиональной подготовки, которых должно быть около 800. При этом, как она сама отметила, в настоящее время в России только рабочих профессий более восьми тысяч и такой сложной ситуации нет ни в одной стране мира.
Иными словами, в РФ на рынке труда не только переизбыток неквалифицированных отставших специалистов, ещё существуют изжившие себя профессии.
Но низкий уровень работников – не единственная проблема современного рынка труда в России. Сейчас в России насчитывается 86 миллионов граждан трудоспособного возраста, из которых только 48 миллионов работают легально. Около 38 миллионов (44% трудоспособного населения) работают в «сером секторе». Государство не знает, где и как заняты эти люди. Из-за большого объема «серого сектора» бюджет не получает значительную часть налогов. Рынок труда в России в настоящее время практически нелегитимен, и только небольшая его часть функционирует по нормальным правилам.
Можно обвинять в перекосах российского рынка труда компании – государственные и частные. Но за легитимность рынка труда в любой стране отвечает исключительно государство. А работодатели по определению должны соблюдать (или вынуждены обходить) правила, созданные этим самым государством. Выходит, в России за два с лишним десятилетия после распада СССР и, главное, за десять с лишним считающихся относительно благополучными и стабильными путинских лет так и не создано базовых политических условий для появления нормального рынка труда и прозрачной экономики.
Когда 44% трудоспособного
населения работают нелегально или
полулегально, сразу возникает вопрос
о масштабах теневой экономки.
О способности государства
На этом фоне обещания Путина
создать 25 миллионов рабочих мест
к 2025 году становятся еще более утопичными
хотя бы потому, что нынешняя власть
не выказала способностей к формированию
нормального рынка труда в
первые тринадцать лет своего правления.
И нет никаких оснований
Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
До последнего времени
само понятие "управление персоналом"
в нашей управленческой практике
отсутствовало. Правда, система управления
каждой организации имела
Однако отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях обычно создаются службы социального исследования и обслуживания или привлекаются специалисты, в частности из кадровых агентств.
Основными функциями кадрового агентства, как субъекта социальных взаимоотношений является организационная, информативная и регулятивная. Организационная включает в себя кадровую диагностику, стратегии планирования персонала и рекрутинг.
Обеспечивая эффективное функционирование предприятию-заказчику кадровое агентство не только формирует определенную рода социальную политику в сфере рынка труда, но и организует, регулирует и контролирует процесс эффективного и рационального социального взаимодействия между заинтересованными в данном деле субъектами: работодателем и группой соискателей.
Самым известным рекрутером России был Петр I со своими привозными голландцами, немцами и арапом. В период масштабных административных и финансовых реформ в стране катастрофически не хватало грамотных, хорошо обученных специалистов, и начинается целенаправленный "импорт" таких специалистов из-за границы. Известно, что в разное время при Петре I одновременно служило от 300 до 100 высококлассных инженеров, корабелов, финансистов и др. Но, может быть, первым профессиональным рекрутером и менеджером по управлению человеческими ресурсами в России можно назвать Сергея Юльевича Витте (1849 -1915 гг.) – пожалуй, одного из самых известных и неоднозначных государственных деятелей России.
Будучи управляющим юго-
Специфика российского рынка
рекрутинговых услуг
В то время право набирать
персонал для иностранных компаний
принадлежало только одной структуре
– УПДК (Управление Делами Дипломатического
Корпуса) МИД. Иностранцы стремились найти
ей альтернативу. Крупные западные
компании, работающие в Советском
Союзе, стали искать новые источники
набора кадров в свои представительства
и совместные предприятия. Именно руководство
транснациональных компаний прибегало
к услугам рекрутеров при подборе
высших управленцев. В 1991г. в России
уже существовали наряду с представительствами
иностранных рекрутинговых
К 1993 году на российский рынок стали выходить компании по подбору персонала – отечественные и иностранные. Одни – с готовой выверенной годами технологией, финансовой поддержкой – приходили из-за рубежа, другие – создавались здесь. Многие компании, пришедшие из-за рубежа, твердо определили свой рынок, как рынок высоких позиций, другие компании заняли рынок средних позиций. В этот период отечественные рекрутинговые компании интенсивно осваивают лучшие технологии западного рекрутмента, вырабатывают собственные оригинальные методики, накапливают опыт.
В 1996 г. была создана Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) – общественная организация профессиональных рекрутеров России. Ассоциация консультантов по подбору персонала является объединением юридических лиц - некоммерческой организацией по Российскому законодательству. Ассоциация осуществляет свою деятельность на основе Устава, Учредительного договора и действующего законодательства .
В настоящее время в России действует около тысячи кадровых агентств. Это достаточно много, но в тридцать раз меньше, чем в других развитых странах. Наибольшее количество агентств сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. В общей сложности рекрутментом в России занято порядка 10 000 человек. По оценкам АКПП объем рынка рекрутинговых услуг составляет около $50 млн. в год.
20 сентября 2001 г. – впервые
объявили Днем Рекрутера на
всем пространстве СНГ.