Рекрутинговые агентства на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рекрутинговых агентств на рынке труда.
Цель работы предопределяет общие задачи: определение сущности и особенностей рекрутинговых агентств, анализ рекрутинговых агентств на рынке труда России, выявление проблем рекрутинговых агентств и предложение путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы набора и отбора персонала 5
1.1. Технологии набора и отбора персонала 5
1.2. Сущность и особенности рекрутинговых агентств 9
Глава 2. Деятельность рекрутинговых агентств на рынке труда РФ 13
2.1. Развитие рынка труда в РФ 13
2.2. Роль рекрутинговых агентств в функционировании рынка труда 15
Глава 3. Развитие рекрутинговых агентств в РФ 17
3.1. Тенденции развития рекрутинговых агентств в РФ 17
3.2. Проблемы рекрутинговых агентств в РФ и пути их решения 20
Заключение 24
Приложение 1 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

ра.docx

— 66.08 Кб (Скачать файл)

Агентства Executive Search подбирают топ-менеджеров и «ключевой» персонал. В штате агентств могут работать иностранные консультанты Executive Search, а сотрудники проходят зарубежную стажировку. Стоимость услуг составляет 30-35 % от годового оклада специалиста, срок подбора – не менее 2-6 месяцев (в некоторых случаях около 1 года). Представляют одного-двух кандидатов. Оплата услуг осуществляется в три этапа при частичной предоплате (которая не возвращается) и оплате дополнительных расходов. Вероятность нахождения кандидата более 60 %. Гарантийное сопровождение специалиста не менее 6 месяцев. Из общего числа агентств по подбору персонала агентств Executive Search около 5 %.

2. Кадровые агентства  Selection Recruitment.

Такие агентства подбирают  менеджеров высшего и среднего звена  и линейных специалистов. В работе используют методы классического рекрутмента: имеют собственную базу данных, размещают объявления в СМИ и на сайтах Интернета. Проводят интервью с кандидатами в агентстве с целью определения их деловой компетенции, личностных качеств и мотивации. Результат подбора зависит от опытности рекрутеров и содержания базы данных кандидатов. Стоимость подбора составляет 1,5-2 зарплаты будущего сотрудника. Время выполнения заказа 1-4 недели, представляют 3-5 кандидатов. В среднем вероятность нахождения нужных специалистов составляет около 60 %. Гарантийное сопровождение подобранного специалиста в течение 3 месяцев. В случае необходимости производят бесплатно однократную замену специалиста. Так работают около 55 % агентств.

3. Кадровые агентства Selection Recruitment и Executive Search.

Основные методы подбора  специалистов – это классический рекрутмент и прямой поиск. Пройдя обучение у западных рекрутеров и накопив собственный опыт за длительный период работы на рынке, эти агентства используют улучшенные технологии поиска и обширную базу данных специалистов. В их штате работают высококвалифицированные консультанты, эксперты соответствующих сегментов рынка. Стоимость услуг таких агентств составляет 25-33 % от годового дохода специалиста. Агентства Selection Recruitment и Executive Search тщательно прорабатывают заказ, проводят структурированное интервью с кандидатами. Представляют от одного-двух до пяти претендентов на должность, срок подбора от 1,5 до 6 месяцев в зависимости от уровня вакансии. Осуществляют однократную замену. Вероятность нахождения нужного специалиста более 60 %. Срок гарантированного сопровождения на подобранных специалистов составляет от 3 до 6 месяцев. Таких агентств около 10 %.

4. Скрининговые (поверхностные) агентства.

Это вид кадровых агентств, которые занимаются так называемым «первичным подбором» персонала, в  основном низшего и среднего звена, по формальным признакам (возраст, пол, образование, стаж). Формируют базу данных кандидатов с помощью резюме, размещенных в Интернете и  присылаемых в ответ на объявления о вакансиях на специализированных сайтах и в СМИ. Селекцией (отбором) клиентов не занимаются, в работу берут  практически любые вакансии, независимо от сегмента рынка, уровня вакансии, специализации. Интервью с кандидатами на вакансии чаще всего не проводят, просто рассылают  большое количество резюме кандидатов работодателям. В результате отбор  кандидатов на вакансии возлагается  на самого заказчика. Работают, как  правило, за один оклад специалиста  и даже меньше. Их заказчиками обычно являются небольшие компании, которым  «не по карману» услуги агентств, работающих более качественно. Уровень профессиональной подготовки рекрутеров в скрининговых агентствах довольно низкий, высока текучка кадров в самих агентствах, «закрываемость» вакансий не более 5-20 %. Однако так работают около 30 % агентств. Это весьма слабые агентства, и на современном рынке они не конкурентоспособны.

Итак, можно сделать вывод, что рекрутинговые агентства имеют свою четкую специализацию, отличную от агентств по трудоустройству персонала.

Глава 2. Деятельность рекрутинговых агентств на рынке  труда РФ

2.1. Развитие рынка труда в РФ

Рынок труда – это сфера  формирования спроса и предложения  на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок, объектом купли-продажи на нем  является право на использование  рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок  труда — система социально-экономических  и юридических отношений в  обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный  процесс воспроизводства рабочей  силы и эффективное использование  труда.

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в  значительной степени определяет темпы  экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической  политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона  или государства в целом.

Рассмотрим особенности  рынка труда в России.

Переход российской экономики  от административно-командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов повлёк за собой изменения во всех сферах, в том числе на рынке труда.

Стабилизация политической ситуации и структурная перестройка  экономики привели к устойчивому  росту и развитию производства. Это  обусловило увеличение количества рабочих  мест и рост спроса на труд. Также модернизация производства и переход к новым технологиям привели к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы. В то же время система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен.

На 14-й апрельской международной  конференции по экономическому и  социальному развитию в Москве «социальный» вице-премьер Ольга Голодец описала положение на российском рынке труда. По ее словам, Россия отстает по уровню квалификации специалистов от мировых стандартов на 20 лет — получается, после распада СССР, в том числе на 13 путинских лет, время в стране словно остановилось и у людей не было возможностей повышать свою квалификацию. Или что Россия как минимум так и не смогла наверстать отставание, существовавшее в советские времена. Причем, по словам Ольги Голодец, такое отставание наблюдается в большинстве профессиональных отраслей, если не во всех. Выровнять уровень специалистов, полагает она, позволят общие стандарты профессиональной подготовки, которых должно быть около 800. При этом, как она сама отметила, в настоящее время в России только рабочих профессий более восьми тысяч и такой сложной ситуации нет ни в одной стране мира.

Иными словами, в РФ на рынке труда не только переизбыток неквалифицированных отставших специалистов, ещё существуют изжившие себя профессии.

Но низкий уровень работников – не единственная проблема современного рынка труда в России. Сейчас в России насчитывается 86 миллионов граждан трудоспособного возраста, из которых только 48 миллионов работают легально. Около 38 миллионов (44% трудоспособного населения) работают в «сером секторе». Государство не знает, где и как заняты эти люди. Из-за большого объема «серого сектора» бюджет не получает значительную часть налогов. Рынок труда в России в настоящее время практически нелегитимен, и только небольшая его часть функционирует по нормальным правилам.

Можно обвинять в перекосах  российского рынка труда компании – государственные и частные. Но за легитимность рынка труда в любой стране отвечает исключительно государство. А работодатели по определению должны соблюдать (или вынуждены обходить) правила, созданные этим самым государством. Выходит, в России за два с лишним десятилетия после распада СССР и, главное, за десять с лишним считающихся относительно благополучными и стабильными путинских лет так и не создано базовых политических условий для появления нормального рынка труда и прозрачной экономики.

Когда 44% трудоспособного  населения работают нелегально или  полулегально, сразу возникает вопрос о масштабах теневой экономки. О способности государства следить  за ситуацией на рынке труда. О  качестве статистики, согласно которой  в России по-прежнему очень мало безработных. Если государство не знает, где и как заняты 38 миллионов  человек, это вина и беда государства.

На этом фоне обещания Путина создать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году становятся еще более утопичными хотя бы потому, что нынешняя власть не выказала способностей к формированию нормального рынка труда в  первые тринадцать лет своего правления. И нет никаких оснований полагать, что эти способности проявятся  в ближайшие двенадцать. Российская власть с помощью обязательной регистрации  резко снизила мобильность населения, без которой невозможен нормальный рынок труда. Бюрократические барьеры, отсутствие инфраструктуры, произвол силовиков, сращение бизнеса с чиновниками и криминалом на всех уровнях отбивают у людей охоту заниматься частным предпринимательством. Государство опять, как в советские времена, стало главным работодателем, но его возможности ограничены.

2.2. Роль рекрутинговых агентств в функционировании рынка труда

Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к  персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

До последнего времени  само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Однако отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены  с отделами организации труда  и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими  подразделениями, которые выполняют  функции управления кадрами. Для  решения социальных проблем в  организациях обычно создаются службы социального исследования и обслуживания или привлекаются специалисты, в  частности из кадровых агентств.

Основными функциями кадрового  агентства, как субъекта социальных взаимоотношений является организационная, информативная и регулятивная. Организационная включает в себя кадровую диагностику, стратегии планирования персонала и рекрутинг.

Обеспечивая эффективное  функционирование предприятию-заказчику  кадровое агентство не только формирует определенную рода социальную политику в сфере рынка труда, но и организует, регулирует и контролирует процесс эффективного и рационального социального взаимодействия между заинтересованными в данном деле субъектами: работодателем и группой соискателей.

 

Глава 3. Развитие рекрутинговых агентств в РФ

3.1. Тенденции развития рекрутинговых  агентств в РФ

Самым известным рекрутером России был Петр I со своими привозными голландцами, немцами и арапом. В  период масштабных административных и  финансовых реформ в стране катастрофически  не хватало грамотных, хорошо обученных  специалистов, и начинается целенаправленный "импорт" таких специалистов из-за границы. Известно, что в разное время при Петре I одновременно служило от 300 до 100 высококлассных инженеров, корабелов, финансистов и др. Но, может быть, первым профессиональным рекрутером и менеджером по управлению человеческими ресурсами в России можно назвать Сергея Юльевича Витте (1849 -1915 гг.) – пожалуй, одного из самых известных и неоднозначных государственных деятелей России.

Будучи управляющим юго-западными  дорогами, С. Витте руководил 30-тысячным коллективом и вывел это частное  хозяйство из убыточного в прибыльное. Он сумел создать такое рабочее настроение и так умело подобрать людей, что дорога стала творить "чудеса". Все ее служащие стояли друг за друга и готовы были сделать для дороги все возможное и невозможное. Причем стоило Витте в каком угодно ведомстве встретить мало-мальски выдающегося человека, как он немедленно "перетягивал" его к себе. Заняв высшую государственную должность, Сергей Юльевич использовал свои знания и опыт (прежде всего опыт работы с людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное хозяйство страны прибыльным. Современные технологии рекрутмента пришли в Россию в 1989-1991г.г., когда многие иностранные компании начинают открывать и постепенно расширять свои представительства в СССР.

Специфика российского рынка  рекрутинговых услуг заключается  в том, что он изначально стал формироваться  как самостоятельный вид бизнеса, а не сопутствующий управленческому  и финансовому консультированию, как это было на Западе.

В то время право набирать персонал для иностранных компаний принадлежало только одной структуре  – УПДК (Управление Делами Дипломатического Корпуса) МИД. Иностранцы стремились найти  ей альтернативу. Крупные западные компании, работающие в Советском  Союзе, стали искать новые источники  набора кадров в свои представительства  и совместные предприятия. Именно руководство  транснациональных компаний прибегало  к услугам рекрутеров при подборе  высших управленцев. В 1991г. в России уже существовали наряду с представительствами  иностранных рекрутинговых компаний, таких как "Hill International" в Санкт-Петербурге, и собственно российские кадровые агентства: "Триза", "Московский Кадровый Центр" (предшественник "Метрополиса"), "Анкор", "Агентство Контакт" и другие.

К 1993 году на российский рынок  стали выходить компании по подбору  персонала – отечественные и  иностранные. Одни – с готовой  выверенной годами технологией, финансовой поддержкой – приходили из-за рубежа, другие – создавались здесь. Многие компании, пришедшие из-за рубежа, твердо определили свой рынок, как рынок  высоких позиций, другие компании заняли рынок средних позиций. В этот период отечественные рекрутинговые  компании интенсивно осваивают лучшие технологии западного рекрутмента, вырабатывают собственные оригинальные методики, накапливают опыт.

В 1996 г. была создана Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) – общественная организация  профессиональных рекрутеров России. Ассоциация консультантов по подбору  персонала является объединением юридических  лиц - некоммерческой организацией по Российскому законодательству. Ассоциация осуществляет свою деятельность на основе Устава, Учредительного договора и  действующего законодательства .

В настоящее время в  России действует около тысячи кадровых агентств. Это достаточно много, но в тридцать раз меньше, чем в других развитых странах. Наибольшее количество агентств сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. В общей сложности рекрутментом в России занято порядка 10 000 человек. По оценкам АКПП объем рынка рекрутинговых услуг составляет около $50 млн. в год.

20 сентября 2001 г. – впервые  объявили Днем Рекрутера на  всем пространстве СНГ. Инициатива  создания этого праздника принадлежит  АКПП. В 1991 году в газете "Известия" была опубликована статья "Охотники за головами", фактически положившая начало развитию в России профессии рекрутер. В статье впервые в прессе нашей страны было подробно рассказано, как должно работать рекрутинговое агентство.

Информация о работе Рекрутинговые агентства на рынке труда