Религия как социальный институт общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых, хотя бы без одного из них, она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы.
Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Религия как социальный институт общества
2. Теологические и научные теории религии
3. Значение религии в истории человечества
4. Социальные функции религии
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР 22 Социология (Текст).doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Односторонность и ошибки рассмотренных концепций совсем не дают оснований для их полного осуждения. Они раскрывают грани сложного процесса духовного развития человечества, обращают внимание на ошибочность игнорирования материальной жизни общества, и, наверное – это главное: исследователи собрали целое море конкретных фактов, наблюдений тех обстоятельств жизни народов, которых некогда было принято уничижительно называть "отсталыми". Эти обстоятельства уже покрылись прочным слоем напластований влияния европейской цивилизации, поэтому полученные ранее факты и наблюдения теперь помогают нам представить детство человечества в его первозданном виде. Именно на этих материалах перестроено современное религиоведение. Вместе с новыми историческими исследованиями в области археологии, этнографии, лингвистики и других наук они составили базу для дальнейшего изучения процесса возникновения религии.

 

3. Значение религии в  истории человечества

 

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под "верой" понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле.

Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран.

Люди обычно придерживаются той модели религии, которая им привычна, т.е. с которой прямо или косвенно (исторически) связаны они сами, их родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому, как правило, люди судят о других религиях, распространённых в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.

Рассматривая религию в аспекте антропологической концепции, необходимо подчеркнуть, что религия оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на фундаментальные характеристики человеческого общества: организацию быта, нравственность, общественное здоровье, культуру, науку, экономику.

Мировые религии сыграли важную роль в становлении государственности, преодолении феодальной раздробленности и формировании сильных государств – Византийской империи, империи Карла Великого, Священной римской империи, Древней Руси Владимира Святого и Ярослава Мудрого, Арабского Халифата, Китайской империи и Монгольской империи Чингисхана. Религия была идеологической основой централизованного государства, освящая владык и призывая подчиняться мирской власти.

Жёсткий идеологический диктат духовенства сковывал свободную мысль, но в силу того, что служители культа были в большинстве случаев наиболее грамотными и образованными людьми своего времени, многие из них внесли заметный, а иногда и выдающийся вклад в развитие науки и культуры. Уже во времена Шумера и Древнего Египта жрецы вели наблюдения за астрономическими объектами, фиксировали такие природные явления, как разливы рек, смену времён года, что обеспечивало своевременное начало сельскохозяйственных работ.

Духовные лидеры поддерживали развитие архитектурных школ (готический и мавританский стили), создание университетов (Парижского в 1160 г., Оксфордского в 1167 г., Кембриджского в 1290 г., Пражского, Краковского и Венского в 1347–1367 гг.).

Многие служители религиозных культов были выдающимися учёными, которые оставили яркий след в мировой науке, например: Блаженный Августин (354 – 430), Фома Аквинский (1225–1274), Франциск Ассизский (1182–1226), Николай Коперник (1473–1543), Томас Роберт Мальтус (1766–1834), Грегор Иоганн Мендель (1822–1884). Большой вклад в мировую науку внесли современные католические мыслители: Ж. Маритен, Г. Марсель, Т. де Шарден.

На русской земле было немало выдающихся художников, учёных, просветителей, вдохновлённых величием идей, заложенных в православии: Феофан Грек (1340 – после 1405), Андрей Рублёв (ок. 1360 – ок. 1430), Дионисий (ок. 1440 – после 1502), протопоп Аввакум (1621 – 1682). В конце XIX – начале XX вв. в России работала плеяда выдающихся христианских мыслителей, среди которых В.С. Соловьёв (1853–1900), С.Н. Трубецкой (1862–1905), С.Н. Булгаков (1871–1944).

Церковь заказывала скульптуры, картины, хоралы, песнопения. В монастырях трудились летописцы, записывая хронику своего времени и историю прошлых лет, там же летописи и сохранялись. Переписка книг и перевод церковной литературы также осуществлялись в монастырях. При многих монастырях оказывали медицинскую помощь всем страждущим. В ламаистских дацанах будущих лам несколько лет учили свойствам лекарственных растений, способам их применения, диагностике болезней. Отправляясь из дацана в странствия по стране, каждый лама имел при себе мешочки с целебными травами и продолжал собирать лекарственные растения в процессе странствия. В церковных школах детей и подростков обучали грамоте, основам наук и искусств.

На протяжении многих веков все важнейшие события в общественной и частной жизни были освещены религиозными обрядами. Рождение ребенка, наречение его именем, заключение брака, уход из жизни – все эти события в любом обществе проходили под патронажем священнослужителей, будь то политеистическая или монотеистическая цивилизация. Народные праздники, объявление войны, заключение мира и другие важные события в жизни любого общества сопровождались религиозными церемониями. К высшим силам народ через шаманов, жрецов, священников обращался с молениями о дожде во время засухи, или о ниспослании хорошего урожая, о прекращении эпидемий, об изгнании захватчиков с родной земли. Язык каждого народа насыщен выражениями типа: "слава Богу", "не дай Бог", "помоги тебе Бог", "клянусь Богом".

Современный мир – это, прежде всего, пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. Даже в нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу.

 

4. Социальные функции  религии

 

Религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается, в зависимости от взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно – и это тоже существующая точка зрения, – непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное – стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. Это же применимо и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии – допустим, ислама; другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу; третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей, либо разъединять их; воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению; помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период времени. Роль религии для человечества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Религия исполняет по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции:

1. Религия, представляясь мировоззрением, концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость так, как диктует их данное учение, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души, или, как сказали бы последователи многих религий – это "происки сатаны" в человеческом мире.

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств: например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: "все мы – христиане". Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление: так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и сегодня.

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность вероисповедания. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. "extremus" – крайний(1)), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX века – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Само слово "культура" берет начало от понятия "культ" от лат. "cultus", от "colo" – возделываю, почитаю(1). Вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX века. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела, буквально преобразив государство.

К сожалению, бывает и наоборот. Ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры: после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. Хотя, и это правило не обходится без исключений.

Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Религия рассматривается как одна из важнейших функций общества, где находится в неразрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных функций того или иного общества в его конкретной исторической обусловленности. Общество, сама способность людей вступать в общение и взаимодействие, вести общие дела, воспринимать и сообщать действие, невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов, стремлений. В этой связи необходимо, чтобы существовали соединяющие людей связи, необходимо, чтобы люди нуждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто общее. Одной из таких связей, объединяющих людей в разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного единства, воспитываемое общей жизнью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его интересов. Рассматриваемая в этом контексте религия, является социальным институтом, вместе с культурными и психологическими факторами образующим, по выражению Т. Парсонса, "систему поддержания образцов", структурированную вокруг символически выражаемых культурных смыслов, посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и отдельные личности. Религия предстает в этом качестве как "функциональная универсалия" общества, устанавливающая связь между обществом и содержанием культуры, обеспечивающая культурную легитимацию на определенных стадиях социального процесса.

Информация о работе Религия как социальный институт общества