Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

Файлы: 2 файла

социология.docx

— 41.88 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ


Фундаментом общества, на котором  возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря  которым общество выживает, функционирует  и эволюционирует.

 Сам термин «институт» имеет  множество значений. В переводе  с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это  слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое  (название научно-исследовательских  и высших учебных заведений); другое  — широко-социальное, обозначающее  совокупность норм права, установлений  и т.п. в сфере общественных  отношений (институт семьи и  брака, институт собственности,  институт государства и т.д.).

 В социологии понятие и  выражающий его термин институт  означают совокупность норм, регулирующих  определенную сферу общественных  отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество  от другого.

 Социальные институты являются  важнейшим фактором общественной  жизни. 

 Задача работы - рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.

 

 

 

 

 

 

1СОЦИОЛОГИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ

Чтобы раскрыть содержание вопроса  «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии  как к социальному явлению, старается  понять, как организованы религиозные  группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в  жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные  ее типы и функции.

Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в  существование Бога или богов, в  сверхъестественные силы, а также  соответствующее поведение и  специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований  и ритуалов, с помощью которых  определенная группа людей объясняет  и реагирует на то, что находит  сверхъестественным и священным.

 Как всякий социальный институт  религия существует для выполнения  определенных функций, в частности,  для удовлетворения социально-психологических  потребностей индивидов. Э. Дюркгейм  считал, что основная функция  религии — отражение и укрепление  групповых связей. Главными же  атрибутивными признаками религии  являются:

а) обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

б) наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь и т.д.;

в) особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы);

г) система верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни;

д) особая совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью;

е) система заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

ж) основные документы. Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появляется религиозная литература, в которой излагаются вероучения и мифы. Некоторые из этих религиозных книг приобрели ореол святости, их стали называть священными, т.е. заданными самим Богом. Так появились в разных странах в разное время Веды, Авеста, Коран, Танах, Библия, Тора и другие книги.

 На Западе наиболее распространена  Библия — книга, собранная  из древних идеологических, исторических  и литературных памятников, созданных  на Ближнем Востоке (XIII в. до  н.э. — II в. н.э).

Коран — главная священная книга  мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

В иудаизме главными канонами являются две книги — Танах, ветхозаветная  часть Библии, которая создана  до появления христианства, и Талмуд.

Веды — древнейшие литературные памятники Индии, которые почитаются последователями индуизма как «священные»  книги.

       Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, которая господствовала на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII — VIII вв. н.э.).

 Таковы наиболее важные и  известные священные книги разных  религий. Зачастую они создавались  безвестными авторами на протяжении  веков асинхронно, в близких и  отдаленных странах, в различных  исторических условиях. Наряду с  религиозными положениями, предписаниями,  они содержат материалы о жизни и быте народов, культуре, знания о мире, которые ныне имеют не только историческую, но и социологическую ценность. Наличие некоторых совпадений в священных книгах свидетельствует о возможных контактах народов разных стран древнего мира, о том, что у этих народов были в то время относительно сходные условия жизни.

Эти книги по своей сути представляют собой один из важных социологических  источников, т.е. являются документом, который можно подвергнуть научному анализу. Социологи, как и другие представители обществоведения, считают, что одно из важнейших предназначений религии — придание смысла человеческой жизни, веры в предназначение человека во Вселенной. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх  смерти и пережить те несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни. Считается, что верующих на земле  около 2,5 млрд., при общей численности  населения около 6 млрд. человек.

       Социологи разработали несколько способов классификации религий. М. Вебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души, какое поведение может принести после смерти вечное блаженство, а какое поведение обрекает на ад или забвение. В восточных религиях спасение души — в пассивном созерцании, духовном просветлении (медитация, йога). В некоторых направлениях христианства главное — в аскетизме, самопожертвовании и самодисциплине.

       Каковы же конкретные формы религиозной организации? Насчитывается несколько основных типов религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Церковь имеет довольно тесные связи с широкими слоями общества и действует внутри него. Секта, противопоставляя себя обществу, отвергает господствующие ценности. Члены секты часто не участвуют в общественной жизни. Существует и третья форма религиозной организации — деноминация, которая представляет собой некое промежуточное звено между церковью и сектой. Так, к протестантским деноминациям относятся баптисты, пресвитериане, члены епископальной церкви, методисты, конгрегационалисты и многие другие. Четвертая форма религиозной организации — культ. Это крайняя форма секты. Как правило, он отрывается от господствующей церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов, но сторонники культа придерживаются крайних воззрений и призывают к радикальным изменениям личности и общества.

 Э. Дюркгейм в работе «Элементарные  формы религиозной жизни» (1912) подробно  проанализировал социальные функции  религии. Религия, по его мнению, возникает из нашей способности  любить и заботиться о других, из осознания неизбежности смерти. Ритуалы утешают живых, уменьшают  их страх перед смертью. Как  уже сказано, религия помогает  пережить несправедливости, с которыми  человек сталкивается в жизни  (бедность, болезни, неравенство). Дюркгейм  считал, что людям легче верить  в религию, связанную с особым  божеством и особыми ритуалами,  чем признать власть «общества»  над их жизнью. Люди, по его  мнению, говорят на языке, придуманном  не ими, пользуются инструментами,  которые изобрели не они, поскольку  эти блага цивилизации они  получают от общества. Так как  каждое следующее поколение получает  эти блага в готовом виде, а  не создает их заново, человеку  невольно кажется, что существует  некая высшая сила, и ей, а не  обществу, приписывается божественность. Эта сила милостива и оказывает  человеку покровительство, защищает  его и гарантирует счастливую  судьбу. И конечно, он стремится  возвеличить эти силы.

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ

Функциями религии называют способы  влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций  и как они называются – это  пока еще предмет дискуссии между  религиоведами. В целом можно  выделить следующие функции религии  в обществе:

а) мировоззренческая;

б)легитимизирующая (нравственная);

в) культуротранслирующая;

г) интегративная;

д)регулятивная;

е) психотерапевтическая.

        Мировоззренческая функция. Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.

 В религии как форме духовного  освоения мира, осуществляется мысленное  преобразование мира, его организация  в сознании, в ходе, которой вырабатывается  определенная картина мира, нормы,  ценности, идеалы и другие компоненты  мировоззрения, определяющие отношение  человека к миру и выступающие  в качестве ориентиров и регуляторов  его поведения. 

Религиозное сознание, в отличие  от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование  – сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии  в целом и целях человеческого  бытия. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

 Легитимизирующая (нравственная) функция. С мировоззренческой  функцией религии тесно связана  легитимизирующая, или узаконивающая  функция. Теоретическое обоснование  этой функции религии осуществил  крупнейший американский социолог  Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное  сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное  ограничение действий его членов, постановка их в определенные  рамки (лимитирование), соблюдение  и следование определенным узаконенным  образцам поведения. Конкретные  образцы, ценности и нормы поведения  вырабатывают морально-правовая  и эстетическая системы. Религия  же осуществляет легитимизацию,  т е. обоснование и узаконивание  существования самого ценностно-нормативного  порядка. Именно религия дает  ответ на главный вопрос всех  ценностно-нормативных систем: являются  ли они продуктом общественного  развития и, следовательно, имеют  относительный характер, могут изменяться  в различных социокультурных  средах или же они имеют  надобщественную, надчеловеческую  природу, «укоренены», базируются  на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на  этот вопрос обусловливает превращение  религии в базовую основу не  отдельных ценностей, норм и  образцов поведения, а всего  социокультурного порядка. 

титульный.docx

— 12.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Религия как социальный институт