Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

Файлы: 2 файла

социология.docx

— 41.88 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, основная функция  религии состоит в придании  нормам, ценностям и образцам  поведения характера абсолютного,  неизменного, независящего от  конъюнктуры пространственно-временных  координат человеческого бытия,  социальных институтов и т.  д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность – это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь и оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение.

 Возникновение и функционирование  религии – это ответ человека  на потребность в равновесии  и гармонии с миром. Религия  формирует у человека чувство  независимости и уверенности  в себе. Верующий человек через  свою веру в Бога преодолевает  чувство беспомощности и неуверенности  по отношению к природе и  социуму. С позиций религиозной  духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут  полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать  свободным от принудительного  воздействия сил природы и  социума. В нем заложено трансцендентное  начало по отношению к этим  силам, которое позволяет человеку  освобождаться от тирании всех  этих безличных или надличностных  сил. Таким образом, религия  утверждает приоритет духовности  над социальными, эстетическими  и иными ценностными ориентациями  и регуляторами, противопоставляя  их мирской, социальной ориентации  ценности, веры, надежды, любви. 

Культуротранслирующая функция религии  раскрывает отношение религии к  духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных  сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные  элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность.

      Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

 С другой стороны, многие  конкретные религии выдвигают  определенные препятствия для  участия верующих в светской  художественной деятельности. Одним  из таких препятствий являются  прямые религиозные запреты на  определенные стороны художественного  творчества и художественного  восприятия. Эти запреты есть  и сейчас, но особенно много  их было в прошлом. Так, Русская  православная церковь со времени  своего возникновения (конец Х  в.) преследовала народное искусство  скоморохов и в XVII веке добилась  его запрещения и уничтожения.  А ислам в прошлом повсеместно  запрещал мусульманам изображать  живые существа. Запреты на некоторые  виды искусства в отдельных  странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране  мусульманского мира – Саудовской  Аравии – запрещены театр и  кинематограф.

 Интегративная функция. Религии  присущи также интегративная  и дезинтегративная функции. Известный  французский социолог Э. Дюркгейм  сравнивал религию в качестве  интегратора социокультурных систем  с клеем, поскольку именно религия  помогает людям осознавать себя  как духовную общность, скрепленную  общими ценностями и общими  целями. Религия дает человеку  возможность самоопределиться в  социокультурной системе и тем  самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям,  верованиям людьми. Особенно большое  значение в интегративной функции  религии Э.Дюркгейм придавал совместному  участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия  конституирует общество как социокультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

 Обратной стороной интегрирующей  функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника  социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т. д. Причем эти конфликты нередко сознательно раздуваются представителями тех или иных объединений, поскольку конфликт с «чужими» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции, вражда с «чужими» создает чувство общности, побуждает искать опору только у «своих».

       Регулятивная функция религии во многом перекликается с рассмотренной выше нравственной функцией. Заключается она в том, что религия поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

       Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

В развитых цивилизованных странах  в XX в. существовали свобода вероисповедания, религиозный плюрализм и высокая  степень религиозной терпимости. Эта духовная атмосфера складывалась постепенно и не без труда. Семена религиозной свободы дали всходы прежде всего в Европе и США, где  политические деятели в поисках  согласия в обществе и преодоления  ссор на религиозной почве пришли к решению, исключающему привилегированное  положение одной религиозной  группы по отношению к другой. В  США даже возникла идея об отделении  церкви от государства, которая нашла  воплощение в первой поправке к конституции  США, а затем и в конституциях всех штатов. Эта правовая защита гарантирует  «свободную конкуренцию в духовной жизни». Свобода вероисповедания  стала основой религиозного плюрализма и относительно высокой степени  религиозной терпимости. В целом  большинство американцев склоняется к вере в Бога и в жизнь после  смерти. Здесь число граждан, имеющих  разнообразные религиозные убеждения, несколько выше, чем в любой  другой западной индустриальной стране.

Сегодня наука оказывает влияние  практически на всю нашу жизнь  благодаря высокому уровню развития технологии. Тысячи новых изобретений, механизмов, средств массовой информации за последние сто лет практически  изменили облик цивилизации, образ  жизни людей. Технология, созданная  на основе науки, стала доминировать в нашей жизни, и люди постепенно в какой-то мере перестают принимать  на веру те идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.

 Развитие идей государственности  также способствует расширению  тенденции к секуляризации. Современное  государство обычно отделено  от церкви. Большинство государств  можно считать светскими, их  руководители больше заняты удовлетворением  материальных потребностей граждан,  не забывая при этом о собственных,  чем заботой о духовном здоровье  населения. Однако даже в тех странах, где исторически сложилась тесная взаимосвязь между религией и государством, например, в Ирландии, Франции, Италии, и где церковь запрещает продажу противозачаточных средств, существует ряд частных организаций, которые делают их доступными. Католическая церковь запрещает аборты, но государственные органы, несмотря на глубокое влияние католицизма на общество, разрешают прерывать беременность.

Современное предпринимательство  подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные  ценности, как потребительство и  стремление к роскошной жизни. Такие  великие церковные праздники, как  Рождество и Пасха, превратились для большинства граждан просто в «дни отдыха», часто сопровождающиеся чрезмерным злоупотреблением спиртными  напитками, покупкой подарков, модной одежды.

 Конкуренция церквей и сопровождающие  ее компромиссы по спорным  вопросам религии часто приводят  к ослаблению религиозных принципов  и ритуалов. Желание государственных  чиновников не обидеть конкурирующие  стороны, избежать превосходства  одной конфессии или ослабления  другой приводят к тому, что  государственным школам запрещено  включать в учебные планы религиозные  материалы. Меняется и тактика  религиозных организаций. Католическая  церковь, например, официально отказалась  от традиционной римско-католической  литургии — месса читается  на языке слушателей, Библия выпускается  в переводе на все языки  мира.

Чрезвычайно противоречивой тенденцией современной организованной религии  является и стремление различных  конфессий к более тесному  сотрудничеству и взаимопониманию. Во всем мире известно бесчисленное количество войн из-за религиозных разногласий. И вот теперь функционирует Всемирный  совет церквей (основан в 1948 г.), состоялось взаимное снятие многовековых анафем между католической и православной церковью (1965 г.), организуются конференции, пытающиеся объединить всех верующих самых различных рас, наций и  вероисповеданий в борьбе за мир, за экологическую безопасность, за согласие между конфессиями.

 В то же время, несмотря  на успешную адаптацию основных  традиционных религий к изменяющимся  условиям общественного бытия,  существует защитная реакция  некоторых религиозных организаций  на неумеренную, с их точки  зрения, секуляризацию. Так, в  рамках ислама сформировался  так называемый «исламизм», —  идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание  условий, при которых социальные  и политические проблемы решались  бы только с использованием  исламских норм, прописанных в  шариате (система положений, выведенных  из Корана и Сунны). Таким образом,  появилась заметная напряженность  не только между исламистами  и христианами, но и внутри  самого ислама.

Активизация исламистов в различных  регионах мира привела к формированию дуги все возрастающей нестабильности («от Филиппин до Косово»), где характерны войны и конфликты (мятежи, террористические акты, сепаратизм и т д.). Участились столкновения между христианами  и исламистами. Финансирование в  Африке, Азии исламистских организаций, как правило, осуществляется так  называемыми «антимодернистскими» странами (Саудовская Аравия, Иран и  др.). Другая тенденция состоит в  постоянном возникновении новых  верований. В них акцент сделан как  на личный субъективный опыт, так и  на мистический подход к осуществлению  конечной цели бытия — единению человека и божественного духа.

 Новые религии можно подразделить  на три типа: религии восточного  происхождения («Сознание Кришны»); учения, связанные с развитием  потенциальных возможностей человека (учение об «управлении разумом»); харизматические религии, которые  стремятся обрести непосредственную  связь индивида с Богом (Церковь  единения)

Деятельность многих возникающих  религиозных организаций, как правило, становится мало предсказуемой. Так, в  США и Западной Европе возрождается сатанизм, или культ Дьявола —  форма религии, сформировавшаяся еще  в Средние века. Хотя известная  «церковь Сатаны» находится в  Сан-Франциско, ее влияние сказывается  в Центральной и Восточной Европе. Разрушительные для человека начала свойственны и другим сектам, таким как «Сайентология», «Свидетели Иеговы», «Народная башня», «Аум синрикё» и др. Некоторые из них запрещены.

 Почему люди вступают в  секты, которых сегодня в мире  уже около тысячи, причем 200 из  них считаются опасными для  личности? По-видимому, глубоко укорененная  в человеке, но не всегда востребованная  потребность в духовности, недостаток  идеалов и идей в жизни современного  человека становится той благодатной  почвой, на которой паразитируют  сектанты. Около двадцати лет  назад во Франции была создана  Ассоциация защиты семьи и  личности, которая собирает сведения  о деятельности религиозных сект, а также по мере возможности  помогает тем, кто хотел бы  выйти из-под их влияния. Такие  ассоциации возникают и в других  странах, в том числе и в  России.

Религия в России — это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который всегда поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и  моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Многомиллионный русский народ, недавно отметивший 1000-летие принятия христианства на Руси, из имевшихся  в средние века религий предпочел  православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию и  определяет нравственные черты, которые  не раз помогали русскому народу выстоять в тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно  поддерживая его в страданиях и благословляя на защиту отечества.

Значительное влияние имеет  и ислам; общая численность мусульман  в России составляет около 18 млн. человек. Через три десятилетия следует  ожидать увеличения мусульманского населения России до 30 — 40 млн., главным  образом за счет иммиграции. Мусульмане могут составить значительную часть  афро-азиатских иммигрантов в  Россию XXI в., причем общая численность иммигрантов (включая бывших советских граждан из стран Центральной Азии и Закавказья), а также их ближайших потомков к середине XXI в. будет сопоставима с численностью этнических русских. Некоторые регионы России, бывшие мусульманскими или полумусульманскими в XVI в. (например, Астраханская, Челябинская, Оренбургская, северо-восток Нижегородской и другие области), вновь могут стать преимущественно мусульманскими.

 В России XXI века коренное  мусульманское население Северной  Евразии может сыграть важную  роль в процессе адаптации  иммигрантов и их культурной  интеграции в общество. Как и  во все периоды своего исторического  существования, Россия останется  системой нескольких цивилизаций,  внутри которой исламской цивилизации  будет принадлежать одно из  центральных мест.

Ныне Россия вступила на путь демократического развития, по Конституции каждый человек  имеет право на свободу совести. Многонациональная Россия, в которой  церковь, как и в большинстве  цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры — правом каждого. В стране восстанавливаются  храмы, выходят из подполья религиозные  организации, заявляют о себе секты, издается религиозная литература. На официальных торжествах руководство  страны обозначает себя в окружении  главных церковных иерархов. Разумеется, перед церковью стоят многочисленные проблемы, и одним принятием закона о свободе совести их не решить.

                                              

титульный.docx

— 12.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Религия как социальный институт