Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:48, контрольная работа
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).
Таким образом, основная
Возникновение и
Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность.
Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.
С другой стороны, многие
конкретные религии выдвигают
определенные препятствия для
участия верующих в светской
художественной деятельности. Одним
из таких препятствий являются
прямые религиозные запреты на
определенные стороны
Интегративная функция.
Обратной стороной
Регулятивная функция религии во многом перекликается с рассмотренной выше нравственной функцией. Заключается она в том, что религия поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.
Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В развитых цивилизованных странах
в XX в. существовали свобода вероисповедания,
религиозный плюрализм и
Сегодня наука оказывает влияние практически на всю нашу жизнь благодаря высокому уровню развития технологии. Тысячи новых изобретений, механизмов, средств массовой информации за последние сто лет практически изменили облик цивилизации, образ жизни людей. Технология, созданная на основе науки, стала доминировать в нашей жизни, и люди постепенно в какой-то мере перестают принимать на веру те идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.
Развитие идей
Современное предпринимательство подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности, как потребительство и стремление к роскошной жизни. Такие великие церковные праздники, как Рождество и Пасха, превратились для большинства граждан просто в «дни отдыха», часто сопровождающиеся чрезмерным злоупотреблением спиртными напитками, покупкой подарков, модной одежды.
Конкуренция церквей и
Чрезвычайно противоречивой тенденцией современной организованной религии является и стремление различных конфессий к более тесному сотрудничеству и взаимопониманию. Во всем мире известно бесчисленное количество войн из-за религиозных разногласий. И вот теперь функционирует Всемирный совет церквей (основан в 1948 г.), состоялось взаимное снятие многовековых анафем между католической и православной церковью (1965 г.), организуются конференции, пытающиеся объединить всех верующих самых различных рас, наций и вероисповеданий в борьбе за мир, за экологическую безопасность, за согласие между конфессиями.
В то же время, несмотря
на успешную адаптацию
Активизация исламистов в различных
регионах мира привела к формированию
дуги все возрастающей нестабильности
(«от Филиппин до Косово»), где характерны
войны и конфликты (мятежи, террористические
акты, сепаратизм и т д.). Участились
столкновения между христианами
и исламистами. Финансирование в
Африке, Азии исламистских организаций,
как правило, осуществляется так
называемыми «
Новые религии можно
Деятельность многих возникающих религиозных организаций, как правило, становится мало предсказуемой. Так, в США и Западной Европе возрождается сатанизм, или культ Дьявола — форма религии, сформировавшаяся еще в Средние века. Хотя известная «церковь Сатаны» находится в Сан-Франциско, ее влияние сказывается в Центральной и Восточной Европе. Разрушительные для человека начала свойственны и другим сектам, таким как «Сайентология», «Свидетели Иеговы», «Народная башня», «Аум синрикё» и др. Некоторые из них запрещены.
Почему люди вступают в
секты, которых сегодня в мире
уже около тысячи, причем 200 из
них считаются опасными для
личности? По-видимому, глубоко укорененная
в человеке, но не всегда востребованная
потребность в духовности, недостаток
идеалов и идей в жизни
Религия в России — это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который всегда поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Многомиллионный русский народ, недавно отметивший 1000-летие принятия христианства на Руси, из имевшихся в средние века религий предпочел православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно поддерживая его в страданиях и благословляя на защиту отечества.
Значительное влияние имеет и ислам; общая численность мусульман в России составляет около 18 млн. человек. Через три десятилетия следует ожидать увеличения мусульманского населения России до 30 — 40 млн., главным образом за счет иммиграции. Мусульмане могут составить значительную часть афро-азиатских иммигрантов в Россию XXI в., причем общая численность иммигрантов (включая бывших советских граждан из стран Центральной Азии и Закавказья), а также их ближайших потомков к середине XXI в. будет сопоставима с численностью этнических русских. Некоторые регионы России, бывшие мусульманскими или полумусульманскими в XVI в. (например, Астраханская, Челябинская, Оренбургская, северо-восток Нижегородской и другие области), вновь могут стать преимущественно мусульманскими.
В России XXI века коренное
мусульманское население
Ныне Россия вступила на путь демократического развития, по Конституции каждый человек имеет право на свободу совести. Многонациональная Россия, в которой церковь, как и в большинстве цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры — правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, заявляют о себе секты, издается религиозная литература. На официальных торжествах руководство страны обозначает себя в окружении главных церковных иерархов. Разумеется, перед церковью стоят многочисленные проблемы, и одним принятием закона о свободе совести их не решить.