Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:53, реферат
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Введение
1. Сущность системы социальных институтов
2. Основные социальные институты и их роль в жизни общества
3. Проблема стабильности в обществе в условиях России
Заключение
Список литературы
Введение
Тема 6
Роль и место социальных институтов в жизни общества
Содержание
Введение
1. Сущность системы социальных институтов
2. Основные социальные институты и их роль в жизни общества
3. Проблема стабильности в обществе в условиях России
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие «институт» - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
1. Сущность системы социальных институтов
В своей повседневной деятельности
люди понимают под институтом разные
социальные единицы. Это могут быть
учебные или научные
На самом деле, между
понятиями «институт» и «группа»
имеется существенное внутреннее различие.
Если группа - это совокупность взаимодействующих
индивидов, то институт является системой
социальных связей и совокупностью
социальных норм, существующих в определенной
области человеческой деятельности,
т.е. реализуемых на практике. Представляется,
что можно дать следующее формальное
определение социального
В этом определении под
общественными ценностями понимаются
разделяемые идеи и цели, под общественными
процедурами - стандартизованные образцы
поведения в групповых
Любой социальный институт
возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Если такая потребность становится
незначительной или совсем исчезает,
то существование института
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997. С. 72-73..
Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.
Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется в конечном счете потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно Кравченко А.И, Социология. Учебное пособие. М., 1997. С. 143..
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Социальные институты
появляются в обществе как крупные
непланируемые продукты социальной
жизни. Как же это происходит? Люди
в социальных группах пытаются реализовать
свои потребности сообща и ищут для
этого различные способы. В ходе
общественной практики они находят
некоторые приемлемые образцы, шаблоны
поведения, которые постепенно через
повторение и оценку превращают в
стандартизированные обычаи и привычки.
Спустя некоторое время эти шаблоны
и образцы поведения
Исходя из этого институционализация
представляет собой процесс определения
и закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в
систему, которая способна действовать
в направлении удовлетворения некоторой
общественной потребности. Институционализация
- это замена спонтанного и
При появлении институциональных
моментов в общественном движении начинается
формирование определенных правил и
норм поведения, разделяемых большинством
его последователей. Назначается
место сбора или митинга, определяется
четкий регламент выступлений; каждому
участнику даются инструкции, как
нужно себя вести в той или
иной ситуации. Эти нормы и правила
постепенно принимаются и становятся
само собой разумеющимися. Одновременно
начинает складываться система социальных
статусов и ролей. Появляются устойчивые
лидеры, которые оформляются
Процесс институционализации,
т.е. образования социального
1. возникновение потребности,
удовлетворение которой
2. формирование общих целей;
3. появление социальных
норм и правил в ходе
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов
и ролей, охватывавших всех
без исключения членов
Итак, финалом процесса институционализации
можно считать создание в соответствии
с нормами и правилами четкой
статусно-ролевой структуры, социально
одобренной большинством участников этого
социального процесса. Без институционализации,
без социальных институтов ни одно
современное общество существовать
не может. Именно поэтому беспорядочные
ссоры и драки превращаются в
высоко-формализованные
Люди всегда стремятся
институционализировать свои отношения,
связанные с актуальными
Индивидуальные роли в институциональном поведении. Далеко не все социальные роли внутри института могут быть институцио-нальными. «Плохой мальчик» или «мамин маленький помощник» - это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь - это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль это наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной силой, вынуждены признавать рамки институциональных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожиданий, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Очевидно, что роли сына и дочери в семье, с их обязанностями по отношению к родителям и друг к другу должны в целом выполняться неукоснительно, и отклонения сурово осуждаются.
Информация о работе Роль и место социальных институтов в жизни общества