Роль и место социальных институтов в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание работы

Введение

1. Сущность системы социальных институтов

2. Основные социальные институты и их роль в жизни общества

3. Проблема стабильности в обществе в условиях России

Заключение

Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

реферат доп.docx

— 37.97 Кб (Скачать файл)

 

1) Экономическо-социальные  институты -собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различном типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни. 

 

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры. 

 

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых  социокультурных стандартов поведения  и, наконец, защиту определенных  ценностей и норм.

 

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения.

 

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций. 

 

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. 

 

Проблема стабильности институтов современного российского общества связана прежде всего с тем, структурным  кризисом, из которого Россия только-только выходит. Распад СССР, радикальная реформа  социально-экономического и общественно-политического  устройства общества, естественно повлекла за собой и переустройство системы  социальных институтов. Возникла целая  группа новых социальных институтов, неизвестных социалистическому  обществу. Естественно, что обществу потребовалось время чтобы «привыкнуть» к ним, наладить нормальное их функционирование. Хотя нужно признать, что и на данный момент - по прошествии 16 лет  после крушения советского общества - функционирование системы социальных институтов в России не отличается стабильностью.

 

 Заключение

 

Каждое общество стремится  обеспечить своим членам защиту и  предложить им удовлетворяющий их образ  жизни. Этими вопросами занимаются различные социальные институты. Социальный институт существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей  культуры. Так, функция семьи -- заботиться о новых членах общества и обучать  их традициям культуры.

 

Экономические институты  обеспечивают приобретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию  людей. Школьные, семейные и досуговые  институты играют множество различных  ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в конечном итоге на воспроизводство индивидов.

 

Приведенные примеры показывают, что общество удовлетворяет свои основные потребности с помощью  социальных институтов. Социальный институт можно определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той  или иной основной потребностью общества, регулируемую определенными нормами  и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы. Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

 

 Список литературы

 

1. Асп Э.К. Введение  в социологию. М., 1998.

 

2. Бланкенбург Э. Правовая  культура и шансы институциональных  социально-правовых инноваций. // Социологические  исследования. 1997 № 7.

 

3. Болотин И.С. Козлова  О.Н. Социология и образование. // Социологические исследования. 1997 № 3.

 

4. Добронькова В.И., Кравченко  А.И. Социологические институты  и процессы. М., 2000.

 

5. Кравченко А.И, Социология. Учебное пособие. М., 1997.

 

6. Мертон Р. Социология: структура и аномия. // Социологические  исследования. 1992 № 4.

 

7. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология. М., 1997.

 

8. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997.


Информация о работе Роль и место социальных институтов в жизни общества