Роль и место социальных институтов в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание работы

Введение

1. Сущность системы социальных институтов

2. Основные социальные институты и их роль в жизни общества

3. Проблема стабильности в обществе в условиях России

Заключение

Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

реферат доп.docx

— 37.97 Кб (Скачать файл)

 

Институциональные роли удивительно  постоянны. Например, руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреждает  его потребности секретарь на службе в отличие от жены дома. Недовольный  муж разводится с женой и женится  на своем секретаре, но тут же обнаруживает, что секретарь в роли жены начинает действовать так же, как его  прежняя жена. Или, например, многие служащие, которые постепенно добиваются руководящей роли, стараются сохранить  свои прежние отношения с бывшими  коллегами, ставшими подчиненными Но этот путь редко приводит к успеху, так  как для роли босса нужны совершенно иные, новые отношения Добронькова  В.И., Кравченко А.И. Социологические  институты и процессы. М., 2000. С. 22..

 

Устойчивостью институциональных  ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при их исполнении. Один мастер может быть всегда в дурном настроении, другой всегда весел; один профессор деятелен и умен, другой бездеятелен и глуп. Но колебания  индивидуальных различий ограниченны  и во многом заслоняются ролевыми требованиями. Конфликты, возникающие  внутри институтов, конечно, могут приводить  к столкновении личностей, но в подавляющем  большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей. Производитель  и заказчик сталкиваются потому, что  производитель должен сбыть продукцию  целиком, в то время как заказчик должен проверять годность продукции  и отбраковывать ее. Профессор  может приветствовать интеллектуальную дискуссию и сталкиваться с деканом  или проректором, который не поощряет критицизма. Все это столкновения институциональных ролей. Жена всегда жена, муж всегда муж, директор всегда директор. Различными могут быть лишь индивидуальные черты в институциональны ролях, например, статиста и высокоталантливого актера, реализующего более полно  свои возможности в партии, которую  он исполняет, но всегда ограниченного  текстом роли. Иногда роль может  уравновесить личностные качества, скажем, в случае назначения на руководящую  должность. Однако стойкость ролевых  предписаний будет требовать  некоторого согласительного единообразия в отношении тех, кто выполняет  отдельные институциональные роли. Иными словами, сама роль предполагает некоторый отбор среди индивидов.

 

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими  институтами.

 

Для выполнения своих функций  социальный институт должен учитывать  способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать  взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные  пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

 

Рассмотрим подробнее  некоторые институциональные признаки Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические  институты и процессы. М., 2000. С. 23..

 

Культурные символы. Все  институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно  концентрированной форме создают  представления об институте, его  образ. Так, для государства это  флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для  семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер». Образ промышленного  объединения в концентрированной  форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные  гимны, студенческие песни, свадебный  марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как  трудно представить себе родину без  дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или  правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким  образом, культурным символом института  может быть любой материальный или  нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного  института, складывающиеся в его  целостный образ.

 

Кодексы поведения (устные и  письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные  им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля

 

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значителое внешнее  впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто  игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную  присягу на верность, могут совершить  государственную измену; члены церковного прихода , клятвенно обещающие вести  праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного  кодекса в значительно большей  степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму  поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван  от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться  институциональный кодекс и в  случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

 

Идеология. Идеологию можно  достаточно приближенно охарактери-зовать как систему идей, которая санкционирована  совокупностью норм. Опираясь на систему  институциональных норм, идеология  определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать  определенным образом и почему они  иногда недостаточно активно действуют  или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как  основополагающие убеждения данного  института, так и разработку таких  убеждений, которые будут объяснять  окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально  привязывает индивида к текущим  институциональным нормам, то идеология  дает ему рациональное оправдание для  применения институциональных норм в повседневной жизни.

 

Например, подростковое отклоняющееся  поведение является проблемой во всех современных обществах. Все  основные институты пытаются объяснять  эту важнейшую проблему с точки  зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом  как результат капиталистической  эксплуатации, производственником - как  результат неправильной политики в  области занятости молодежи, работниками  системы образования - как результат  порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином - как симптом  разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель  института непроизвольно стремится  к его укреплению, усилению его  влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным  нормам.

 

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние  института и оправдывающих и  объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют  кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института, При  этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. М., 2000. С. 24-26..

 

2. Основные социальные  институты и их роль в жизни  общества

 

институт социология общество

 

Современное общество характеризуется  разрастанием и усложнением системы  институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может  порождать существование полдюжины  специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму  базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в  распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании  порядка и контроля (табл. 1).

 

Так, внутри фундаментальных  институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические  институты наряду с базовым институтом собственности включают множество  особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.

 

Таблица 1. Социальные институты  в современном обществе.

 

 Социальный институт 

Основные функции 

Группы и организации 

Ценности 

Роли 

Нормы 

 

 

Семья 

Регулирование рождаемости, социализация и защита детей 

Родственники, группы, объединенные родственными связями 

Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание  порядка в доме, уважение к родителям 

Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка 

Иметь столько детей, сколько  вы в состоянии содержать; супружеская  верность 

 

Религия 

Обсуждение загробной  жизни и понятий страдания  и потерь; стремление соединиться  с Создателем 

Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации 

Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу 

Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный 

Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви 

 

Право 

Поддержание социального  порядка 

Милиция, суды, тюрьмы 

Суд присяжных, принцип презумпции невиновности 

Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель 

Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права 

 

Политика 

Установление иерархии власти 

Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии 

Правило простого большинства, право голоса 

Президент, депутат, лоббист, кандидат 

Один человек - один голос, голосование как привилегия и  право 

 

Экономика 

Производство и распределение  товаров и услуг 

Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей 

Зарабатывание денег, своевременная  оплата счетов, эффективное производство 

Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель 

Максимизация прибыли, “клиент  всегда прав”, упорный труд 

 

Образование 

Передача знаний и навыков  из поколения в поколение 

Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей 

Академическая честность, хорошая  успеваемость, терпимость 

Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер 

Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей 

 

Наука 

Освоение окружающей среды 

Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации 

Объективные исследования, открытая публикация полученных данных 

Ученый, исследователь, техник, администратор 

Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные 

 

Здравоохранение 

Излечение больных, уход за умирающими 

Больницы, аптеки, страховые  компании 

Клятва Гиппократа, хорошее  здоровье, следование рекомендациям  врача 

Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик 

Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую  помощь 

 

Армия 

Защита от врагов, отстаивание  национальных интересов 

Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия 

Готовность с честью умереть  за свою страну, подчинение командирам 

Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион 

Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы 

 

Средства массовой информации 

Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий 

Телевизионные сети, радиостанции, издательства 

Оперативность, точность, большая  аудитория, свобода печати 

Журналист, диктор последних  известий, автор, редактор, издатель 

Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной 

 

 

 

 Если обратиться к  политическим институтам современного  общества, то можно выделить наряду  с ведущими институтами власти  такие устойчивые (институциональные)  практики, как демократические институты  политического представительства,  президентства, разделения властей,  местного самоуправления, парламентаризма  и т.д.

 

В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

 

В структуру религиозных  институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

 

Внутри социального института  родства наряду с основными институтами  семьи и брака развиваются  неглавные институты материнства  и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.

 

3. Проблема стабильности  в обществе в условиях России

 

В российском современном  обществе выделяют следующие социальные институты, которые отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

Информация о работе Роль и место социальных институтов в жизни общества