Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:22, реферат
С развитием информационных технологий принципиально изменились все средства и формы человеческого общения. Благодаря современным системам связи сформировалась информационная среда, оказывающая сегодня решающее влияние на политическую сферу общества. Один из основоположников теории коммуникаций - канадский ученый Маршалл Маклюэн. Он сравнивал информационную среду с центральной нервной системой человека, благодаря которой все мы можем реагировать на мир как на единое целое.
Введение
1.Эволюция средств передачи информации
2.Теоретико-методологические подходы к изучению сми
3.роль сми в формировании духовной сферы общества
заключение
список используемой литературы
Министерство культуры РФ
МГУКИ
Реферат
по дисциплине «Социология»
на тему:
«Роль СМИ в формировании духовной сферы общества»
Выполнил:
Андросова В.Д
Проверил:
Тихонова В.А
г.Москва, 2013
Содержание:
Введение
1.Эволюция средств передачи информации
2.Теоретико-методологические
3. Роль СМИ в формировании духовной сферы общества
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С развитием информационных технологий принципиально изменились все средства и формы человеческого общения. Благодаря современным системам связи сформировалась информационная среда, оказывающая сегодня решающее влияние на политическую сферу общества. Один из основоположников теории коммуникаций - канадский ученый Маршалл Маклюэн. Он сравнивал информационную среду с центральной нервной системой человека, благодаря которой все мы можем реагировать на мир как на единое целое.
Информационно-коммуникационные процессы стали составлять ядро современной цивилизации, а в политике информация превратилась в решающий фактор политической власти и управления. Сегодня политики пытаются наладить новые конструктивные механизмы взаимодействия между политической властью и массами, которые можно развивать в информационном обществе только с помощью информационных технологий, играющих решающую роль в формировании общественного мнения. Ученые обращают особое внимание на ряд новых качеств информации как политического ресурса.
С точки зрения политической мобилизации общества информационный ресурс обладает преимуществом всеохватности и одновременности воздействия, что до информационной революции было практически неосуществимо. Однако важно подчеркнуть, что далеко не все сведения можно считать информацией, например американский математик К. Шеннон подчеркивал, что информацией можно признать лишь те сообщения, которые оказывают влияние на подготовку и принятие решений, при этом любой оценке сообщений предшествует их отбор. Но если в вопросе о значении информации политологи достаточно единодушны, то интерпретация термина "коммуникация" вызывает дискуссии.
Коммуникацией (от лат. communico – делаю общим) называют:
Политологи стали активно разрабатывать теорию политических коммуникаций с середины XX в.
Однако большинство
В целом политическую коммуникативистику можно определить как науку, изучающую формы и средства информационно-коммуникационных обменов в политике.
В число наиболее распространенных СМИ можно отнести : печать, радио, телевидение, интернет, рекламу, телефон, телеграф, кино, театр, а также митинги, манифестации, избирательные кампании и другие массовые выступления и зрелища.
Актуальность изучения места и роли СМИ в обществе стала возрастать в политологической науке с начала XX в. Формирование истинно массовой аудитории и массовых средств передачи информации привело к качественному изменению форм и методов коммуникации. Появилась массовая коммуникация, рассчитанная не только на элиту, но и на все слои общества. Стремительное возрастание роли СМИ привело к тому, что коммуникация, под которой обычно понимается тип взаимодействия между людьми, социальными общностями и институтами, предполагающий обмен информацией, сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже XX и XXI вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты.
Современные СМИ, оказывают существенное воздействие на жизнь социума, диктуют образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение. В настоящее время массовая коммуникация транслирует информацию между социальной и политической системой, а СМИ как средство ее осуществления, становятся важнейшим социально-политическим институтом. СМИ представляют собой сегодня сложный, многоуровневый, поливариантный многоцелевой социально-политический институт, отличающийся открытостью передачи информации, совокупностью специальных технологий, однонаправленностью взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, публичностью непрямых взаимодействий коммуникационных партнёров, разделенных пространством и временем, невозможностью перемены их ролей, непостоянным характером аудитории.
В современном обществе СМИ выполняют
4 взаимосвязанных
1) информационная функция (
2) образовательная, связанная с
социализацией (включающая
3) регулятивная функция (имеющая
прямое, обратное, внутреннее направление
реализации и проявляющаяся
4) коммерциализация, которая, превращая СМИ в бизнес-структуры, во многом предопределяет особенности корпоративной стратегии СМИ, их ресурсный потенциал развития.
Российские СМИ изначально возникли по инициативе властных структур как социально-политический институт. Поэтому они отличались от западных СМИ зависимостью и строгим контролем от власти и неравновесностыо функционального распространения информации. В них доминировала инструментальная функция канала воздействия на общественное мнение, проводника государственной (императорской, советско-партийной) власти в обществе. Потенциал СМИ как четвертой власти и канала влияния общественного мнения на деятельность государственных, партийных и иных политических структур реализовывался в меньшей степени (за исключением периодов социально-политических кризисов: первой русской революции, февральской революции и перестройки конца XX века).
В условиях переходности и становления рыночного информационного общества в нашей стране трансформация института СМИ проявляется в усилении его внутренней разнородности. Реализация всего многообразия функций СМИ во многом зависит от гравитационного поля, образованного, в основном, соотношением рекламных денег и средств, полученных от органов государственной власти различного уровня. В зависимости от этих маркеров выделяется 4 модели функционирования современных российских СМИ:
различаются они по организационным формам, доле государственной собственности, уровню финансовой независимости, технологического и профессионального развития, степени конфликтности, особенностям корпоративной стратегии, характеру преподнесения материала и роли в системе воспроизводства культурных, экономических, политических и социальных отношений.
Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные СМИ являются достаточно влиятельной и конкретной силой, не только отражая окружающий мир, но и создавая принципиально иной "виртуальный мир", неведомое ранее "глобальное пространство – время", где особое значение имеет не столько само событие, а то, как оно представлено и воспринято. Даже небольшие изменения в содержании и направленности передаваемого сообщения могут иметь далеко идущие для всего общества последствия, в том числе и в политическом плане. Поэтому специалисты разных областей научного знания обсуждают реальные рамки (полномочия и возможности) этого влияния, уточняя и конструируя объяснения данного явления с различных позиций.
Эволюция средств передачи информации
История развития средств
передачи информации является
неотъемлемой частью истории
развития общества, причем потребности
в обмене информацией всегда
превышали существующие
Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.
Потребность в общении, в передаче и хранении информации возникла и развивалась вместе с развитием человеческого общества. В настоящее время уже можно утверждать, что информационная сфера деятельности человека является определяющим фактором интеллектуальной, экономической и оборонной возможностей человеческого общества, государства. Зародившись в те времена, когда стали проявляться самые ранние признаки человеческой цивилизации, средства общения между людьми (средства связи)непрерывно совершенствовались в соответствии с изменением условий жизни, с развитием культуры и техники.
Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Сегодня все эти средства стали неотъемлемой частью производственного процесса и нашего быта.
С древнейших времен звук и свет служили людям для передачи сообщений на дальние расстояния.
На заре своего развития человек, предупреждая своих соплеменников об опасности или сзывая на охоту, подавал сигналы криком или стуком. Звук - основа нашего речевого общения. Но если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватает, требуются вспомогательные средства. И человек начал использовать "технику" : свистки, рога животных, факелы, костры, барабаны, гонги, а после изобретения пороха-выстрелы и ракеты. Появились специальные люди-гонцы, герольды, - которые переносили и передавали сообщения, оглашали народу волю владык.
С незапамятных времен в качестве носителя информации применяется и свет. Первыми "системами" связи стали сторожевые посты, располагавшиеся вокруг поселений на специально построенных вышках или башнях, а иногда просто на деревьях. При приближении неприятеля зажигался костер тревоги. Увидев огонь, зажигали костер часовые на промежуточном посту, и неприятелю не удавалось застать жителей врасплох. Для гонцов создаются станции смены лошадей. Маяки и ракеты до сих пор несут свою "информационную службу" на море и в горах.
Наряду с развитием способов передачи сигналов с использованием звука и света шло развитие способов и средств записи и запоминания информации. Сначала это были просто различные зарубки на деревьях и стенах пещер. По рисункам, выбитым на стенах пещер более трех тысяч лет назад, мы сейчас можем составить представление об отдельных сторонах жизни наших предков в те далекие времена. Постепенно совершенствовались как форма записи, так и средства ее осуществления. От серии примитивных рисунков человек постепенно переходит к клинописи и иероглифам, а затем - и к фонетическому письму по буквам.
Звук и свет были и остаются важными средствами передачи информации и несмотря на свою примитивность, огневая и звуковая сигнализация служили людям в течение многих столетий. За это время делались попытки усовершенствовать приемы сигнализации, но широкого практического применения они не получили.
Информация о работе Роль СМИ в формировании духовной сферы общества