Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:22, реферат
С развитием информационных технологий принципиально изменились все средства и формы человеческого общения. Благодаря современным системам связи сформировалась информационная среда, оказывающая сегодня решающее влияние на политическую сферу общества. Один из основоположников теории коммуникаций - канадский ученый Маршалл Маклюэн. Он сравнивал информационную среду с центральной нервной системой человека, благодаря которой все мы можем реагировать на мир как на единое целое.
Введение
1.Эволюция средств передачи информации
2.Теоретико-методологические подходы к изучению сми
3.роль сми в формировании духовной сферы общества
заключение
список используемой литературы
На протяжении всего XX столетия связисты стремились повысить скорость передачи информации. Потребность в большем количестве передаваемой информации стала причиной перехода от телеграфа вначале к телефону, а затем – к радио.
В ХХ веке железные дороги революционизировали мир, обеспечив транспортную сеть, которая перемещала материалы и продукты производства. Они сделали возможным развитие индустриального общества.
Цифровые коммуникационные сети ознаменовали начало новой революции, обеспечив технологию, которая транспортирует данные, требуемые обществу, в котором информация играет ключевую роль. Сети уже проникли в промышленность, образование и правительство. Они уже начали изменять наше представление о мире, сократив географические расстояния и образовав новые сообщества людей, которые часто и эффективно взаимодействуют. Еще более важно то, что рост числа сетей носит характер взрыва. Революция уже началась.
Рождение компьютерных сетей было вызвано практической потребностью - иметь возможность для совместного использования данных. Персональный компьютер - прекрасный инструмент для создания документа, подготовки таблиц, графических данных и других видов информации, но при этом Вы не можете быстро поделиться своей информацией с другими. Когда не было сетей, приходилось распечатывать каждый документ, чтобы другие пользователи могли работать с ним, или в лучшем слyчае - копировать информацию на дискеты. Одновременная обработка документа несколькими пользователями исключалась. Подобная схема работы называется работой в автономной среде.
Развитие волоконно-оптических сетей связи характеризуется очень быстрым увеличением скорости передачи информации. Скорость передачи, достигнутая экспериментально в лабораторных условиях, и скорость передачи высоконадежных коммерческих сетей растут экспоненциально, удваиваются примерно каждые 2 года. Эта тенденция обеспечивается как неуклонным ростом скорости передачи информации по одному каналу, так и ростом числа одновременно передаваемых по одному волокну каналов в системах со спектральным разделением каналов. Одновременно с увеличением скорости передачи информации неуклонно растет дальность передачи.
Теоретико-методологические подходы к изучению СМИ
Современные теоретические представления о СМИ берут свое начало в далеком прошлом: в античных идеях Платона о важной роли мифов для оптимизации общественного сознания, мыслях Аристотеля об общественном характере и целях общения, направленного на достижение высшего "общего блага". Цицерон видел в общении механизм установления и поддержания "общего правопорядка". В средние века такие мыслители, как Августин Блаженный и Фома Аквинский обосновывали божественный характер общения и пытались выделить различные его виды. Позже Н. Макиавелли пытался выявить механизмы изменчивости настроений и поведения людей.
По мере распространения и развития печатного дела и появления прессы актуализировались идеи вокруг функциональных возможностей и рамок СМИ. Т. Гоббс выступал за ограничение и введение правового контроля за деятельностью прессы, чтобы не ослаблять государство.Представители либерально-демократической мысли XVII–XIX вв. (Дж. Локк, Дж. Мильтон, Ш. Монт ескье, Дж. Милль .
Научное изучение массовой коммуникации как социально-политического явления и процесса было заложено в XIX веке К. Марксом , который с позиций экономического детерминизма и классового конфликта дал определение СМИ как посредника между управляющими и управляемыми с позиций материалистического обоснования предназначения места и роли СМИ в обществе, содержания понятия свободы печати как возможности реализовать общественные интересы разных социальных классов. Подобное понимание стало основой для многих последующих оценок экономических факторов функционирования СМИ, как выражении концентрации материально-экономический и политической власти, инструмента политического и идеологического контроля в обществе, их взаимоотношений с политической элитой, аудиторией, массами.
На основе марксистского тезиса о СМИ как мощном стимуляторе изменений в обществе возникли неомарксистские концепции Г. Мердока, П. Голдинга, Н. Пулантзаса, Л. Альтюссера. В их работах критически пересматривается положение К.Маркса о СМИ как инструменте революционных преобразований. Они начинают интерпретироваться как механизм идеологического воздействия на сознание масс в целях социального стимулирования развития общества. Неомарксистский подход просматривается и в теориях Франкфуртской школы раннего периода: М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Данный научный ракурс понимания СМИ отличается двойственностью.
К этим взглядам примыкает и теория массового общества, которая исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчёркивает роль СМИ в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякое понимание СМИ – с одной стороны, они – манипулятор общественным мнением, с другой стороны, канал влияния этого общественного мнения. Таким образом, данная теория с одной стороны – примыкает к марксисткой идее о СМИ как проводнике интересов и идеологии правящих классов, а с другой стороны – отражает институциональную специфику СМИ, что сближает ее с институциональным подходом, заложенным еще Вебленом. В рамках нео-институционального подхода К. Поланьи СМИ не рассматривались, но их идея о расширительном толковании социального института как сложного, многоуровневого матричного образования позволяет выявить различные модели средств массовой информации по таким критериям, как характер актуализации, специфика субъектной направленности, способ презентации информационного материала, особенности обратной связи между коммуникантами.
В XX веке, как отмечает В.П наиболее значительными являются социологические концепции структурного функционализма, восходящие к социологическим теориям коллективных представлений Э.Дюркгейма, социального взаимодействия П. Сорокина, Т. Парсонса, Р.Мертона. В этом ключе СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, способная влиять на формирование общественного мнения и возможности манипулировать им.
С иных позиций рассматривал СМИ М.Вебер , который видел в них инструмент акцентированного выражения различных социальных структур и формирования человека как члена социума. Вслед за ним сформировались теории "партийной поддержки", "двухступенчатой коммуникации" и "лидеров мнений" (П. Лазарсфельд, Б. Бирельсон, X. Годе). В них, как отмечают В. Иванов и М. Назаров, на эмпирическом уровне было зафиксировано понимание СМИ как многоступенчатого многоуровневого сложного источника политических идей, знаний и власти в сложном социальном контексте, взаимосвязанного с составом аудитории и ее партийных идентичностей. В начале информация из передач радио или печати попадает к лидерам мнений и уже от них к менее активным группам населения.
Концепт "социальной группы" (Ж. Коттре и К. Синн) основан на понимании СМИ как эффективного механизма взаимодействия различных элитарных и неэлитарных группировок. Ряд авторов, слегка модернизируя такую трактовку, предлагают рассматривать СМИ как инструмент взаимодействия иных структурно значимых акторов – "лидеров, медиа, граждан". Однако данная конструкция описывает лишь содержательные основания представленных в политико-информационном пространстве интересов корпуса граждан, не раскрывая деятельности тех акторов, которые на практике выражают интересы макрообщностей.
Также необходимо отметить, что массовая коммуникация, охватывая всё многообразие социальных связей – межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несёт в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. Поскольку коммуникаторы при массовой коммуникации целенаправленно формируют массовую аудиторию, то массовая коммуникация подразумевает так же тесные развивающиеся взаимосвязи внутри массы, в свою очередь воздействующей на коммуникаторов. В данном случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурой общества.
Современные СМИ не просто распространяют информацию, но и воспроизводят действительность. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения трансформируется под влиянием всех общественных институтов. Но стоит учитывать, что сами эти институты также подвержены воздействию средств массовой информации.
С. Хилгартнер и Ч. Боек, вслед за У. Липпманом, выявили, что для попадания в публичное медийное пространство информация должна соответствовать некоторым критериям работников СМИ, занимающихся отбором, таким, как драматичность, новизна, отсутствие угрозы пресыщения, ритм организационной жизни, культурные и политические предпочтения.
При этом причины подобной ситуации ими виделись в институциональных характеристиках, таких как стремление журналистов сделать свои материалы увлекательными для аудитории, ориентация на приоритеты своих редакторов, доминирующий ракурс подачи событий, новостей.
С точки зрения конструктивизма, социальные проблемы являются продуктом коллективного определения, интерпретации, а не отражением объективно сложившихся социальных условий. Именно интерес к механизмам, посредством которых социальные проблемы попадают в публичное пространство, сближает сторонников конструкционистского подхода с исследователями, изучающими функционирование СМИ как социального института.
Социокультурный подход к пониманию массовой коммуникации и месту СМИ в обществе становится все более актуальным. Так представители Франкфуртской (поздней) школы, сохраняя марксистский постулат о важности факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе перенесли его на культурологическую сферу. Например, Т.Адорно рассматривал СМИ как деструктивный инструмент распространения стереотипов массовой культуры и формирования внешне ориентированного типа личности. Г. Энценсбергер видел в СМИ репрессивный механизм централизации и бюрократического контроля, усугубляющего пассивность аудитории. Напротив, С. Холла и его последователи (Бирмингемская школа), имеют противоположный взгляд на СМИ как на механизм интеграции, взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодёжи, рабочих, этнических меньшинств. Г. Маклюэн рассматривал СМИ как исторически развивающуюся культурную систему, основанную на различных средствах социального общения (устного, письменного, аудиовизуального).
В рамках теории "информационного общества" (Б.Андерсон, М. Кастельс, Г. Маклюэн, Т. Эриксен, Ф. Уэбстер ) СМИ рассматриваются как совокупность методов, ресурсов, технологий, коммуникативных стратегий создания, распространения, восприятия информации для изменения приоритетов общественного мнения, партий через призму динамики информационной среды. При этом акцентируется изменение характера восприятия СМИ в информационном обществе (А. Моль. Г. Маклюэн), когда "линейно-последовательное" мышление, свойственное восприятию печатной продукции, заменяется "мозаичным", интервальным, резонансным восприятием "по диоганали", характерным для "электронной информации".
Развитие средств массовой информации приводит к формированию информационного рынка в обществе. Информационный рынок – особое пространство обмена информацией между социальными субъектами. Информационный рынок предполагает высокую степень институционализации коммуникативных процессов, а следовательно, и высокий уровень социализации источников информации. Кроме того на информационном рынке отсутствует монополия на информацию, то есть предполагается существование разнообразных каналов и источников информации, а также равный доступ к ним каждого члена общества. И, наконец, на информационном рынке обмен информацией детерминирован потребностью социальных общностей, а не навязываются политическим руководством.
"Результатом функционирования информационного рынка является гомогенная информационная среда или "вторая реальность", продуцирующая представления, которыми руководствуются люди в своём поведении наравне с представлениями, полученными под воздействием первой реальности, то есть окружающего человека объективного мира". Когда информационный рынок подавляется официальными источниками, возникает "чёрный" рынок информации с различного рода слухами. Они, как правило, распространяются на уровне межличностного общения, так как это делает передаваемую информацию более достоверной, ведь люди изначально доверяют друг другу, никто не предполагает, что его намерены обмануть. Кроме того слухи содержат такую информацию, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, но информация должна быть интересной, такой, чтобы её стремились передать другому. Если слух не передаётся, то он умирает. В условиях становления информационного общества анализ проблемы борьбы за власть смещается от традиционной постановки вопроса о власти и собственности на средства материального производства в плоскость борьбы за власть и собственность на средства производства общественного мнения. Это по меньшей мере диктует необходимость пересмотра устоявшегося понятия "четвертая власть" и трактовки его не столько в аллегорическом, сколько в констатирующем и конституирующем смысле.
Информация о работе Роль СМИ в формировании духовной сферы общества