Роль СМИ в формировании духовной сферы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:22, реферат

Описание работы

С развитием информационных технологий принципиально изменились все средства и формы человеческого общения. Благодаря современным системам связи сформировалась информационная среда, оказывающая сегодня решающее влияние на политическую сферу общества. Один из основоположников теории коммуникаций - канадский ученый Маршалл Маклюэн. Он сравнивал информационную среду с центральной нервной системой человека, благодаря которой все мы можем реагировать на мир как на единое целое.

Содержание работы

Введение
1.Эволюция средств передачи информации
2.Теоретико-методологические подходы к изучению сми
3.роль сми в формировании духовной сферы общества
заключение
список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

  Наблюдаемое на рубеже XX и XXI вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались вовлечены целые сообщества, институты. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение.

 

  Вместе с тем стало очевидным, что место и роль политических взаимодействий зависят не только от целей населения и способов символизации, но и от технических средств передачи информации. В частности, использование в политике мощных современных технотелемедиумов привело к появлению, как новых типов трансляции информации, так и новых форм коммуникации в сфере публичной власти. Трансформировав систему представительства гражданских интересов, электронные СМИ превратили политику в медиапроцесс, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в процессе коммуникации, органически сочетавшиеся с виртуализацией политического пространства, созданием гиперреальности и другими новейшими механизмами поддержания конкуренции за государственную власть. Таким образом, в складывающемся информационном обществе СМИ оказались важнейшим инструментом формирования и самопрезентации политики.

  Таким образом, анализ показал, что на сегодняшний день существует множество подходов и определений средств массовой информации. Ряд западных ученых видят в СМИ процесс передачи сообщений большим, анонимным и гетерогенным группам получателей. Другие – форму дискуссий относительно публичных ресурсов, обращения к официальному центру власти (дающему возможность законодательным и исполнительным органам принимать легальные решения) и использования официальных санкций, с помощью которых государство наказывает и поощряет людей. В плане прогнозирования – предсказывается увеличение дифференциации власти над СМИ, снижение общей культуры социума, или, напротив, – в условиях свободы выбора информации видимое преимущество средств массовой информации, а также совершенствование и постоянство интеграции.

 

  Как это ни парадоксально, информационное содержание СМИ (публичная повестка дня) в значительной мере вырабатывается, формируется путем перестройки и коррекции с учетом политической повестки. Денис МакКуэйл писал, что медиа подчинены двум основным движущим силам развития: с одной стороны, стремлению получить прибыль, с другой – добиться власти в обществе, с которым они находятся в неразрывной связи. Например, государственные органы призваны решать те проблемы, которые волнуют население и к которым привлекают внимание СМИ. Но на самом деле, зависимость здесь не линейная. Между журналистами и политическими деятелями сложился своеобразный симбиоз. Журналисты получаю информацию в обмен на публичный статус, который они предлагают источникам информации. Правительственные чиновники и политические лидеры, попадая в медиа-повестку, оценивают это как завершение определенного тактического этапа политической стратегии и тактики.

 

  В нашей стране традиционно политика доминировала над всеми остальными сферами жизнедеятельности общества, в том числе и над деятельностью СМИ. Это и сегодня отмечается многими аналитиками.

 

  "Действие СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации". По природе своей СМИ нейтральны, но последствия их использования становятся зависимыми от целей тех, кто их использует.

 

  Необходимо отметить, что важной тенденцией развития средств массовой информации в последние годы была их политизация – партизация, и непосредственное вовлечение СМИ в политическую борьбу. С одной стороны, с их влиянием процесс политической социализации становится более мобильным; повышается общий уровень информированности, а значит и возможность выбора политических решений; возникают новые формы политического процесса. С другой стороны, сегодня возникает удобная возможность манипулирования общественным мнением, использования средств массовой информации в неблаговидных целях.

  Однако, СМИ лишь частично выступают политическим инструментом общества и власти, т.е. могут рассматриваться в качестве такового исключительно в плане перемещения политически значимой массовой информации. Критерием же отнесения СМИ к политической сфере должна быть степень их информационной нагрузки в пространстве власти и, соответственно, способность к активизации коммуникативного потенциала заинтересованного в контактах с властью населения. Даже обладающие массовой аудиторией СМИ зачастую работают в ином информационном поле, вне рамок политических интересов и поведения граждан. Что же касается других категорий СМИ (например, частных), то их политическая составляющая может оказаться еще более непостоянной величиной, переплетающейся с просветительскими, культурными и прочими компонентами их деятельности. Все это свидетельствует о том, что в нашей стране СМИ – это не просто социальный институт, но социально-политический.

 

  Разумеется, институционализация связанной с переходом к информационному обществу тенденции изменения места СМИ в российской политике еще не завершена, хотя перестройка российского пространства с учетом указанной перспективы осуществляется весьма интенсивно. В данном ракурсе СМИ представляют собой сложный многоуровневый социально-политический институт (совокупность учреждений) созданный для открытой передачи информации аудитории, который отличается публичностью, наличием специальных технологий, оборудования, непрямым, разделенным в пространстве и времени взаимодействием коммуникационных партнёров, однонаправленностью взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможностью перемены их ролей, непостоянным, случайным характером их аудитории.

 

 

Роль  СМИ в формировании духовной сферы  общества

  СМИ освещают различные актуальные  общественные проблемы и тем  самым влияют на мнение и  поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому  инструментарию СМИ в последнее  время относятся не только  пресса, радио, телевидение, но  и интернет и реклама. В последние  десятилетия информационные средства  претерпевают существенные изменения  вследствие распространения спутниковой  связи, кабельного радио и телевидения,  а также информационные индивидуальные  носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное  влияние на общество оказывают  аудиовизуальные СМИ: радио и  телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с  функциями СМИ:

  • передачей информации
  • развлекательная
  • информативная
  • воспитательная

  Но существуют также завуалированное,  более глубокое влияние, которое  может быть незаметно на первый  взгляд. Например, благодаря СМИ  формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое  или явное отношение различных  социальных общностей к проблемам,  событиям действительности. Можно  отметить, что существует четко  сформулированное общественное  мнение в отношении таких глобальных  общечеловеческих проблем, как  предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны  и т.д. Поскольку насчет этих  явлений существует четкое мнение  в мировом сознании, то можно  сказать, что СМИ передает достаточно  объективную информацию, не противоречащую  ценностям общества и позволяющую  сформировать достаточно долгосрочное  и утвердившееся мнение. Очень  распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ  система поиска и передачи  информации, несомненно, приобрела  абсолютный набор степеней свободы.  Это явление открывает огромные  возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других  областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на  основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную  пользу как отдельно взятому  человеку, так и государственной  системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния  на общественное мнение и человеческую  деятельность. Одним же из отрицательных  воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий  на сознание путем пропаганды  является метод дезинформации.  Смысл в том, что в определенный  момент СМИ дают информацию, зачастую  являющуюся откровенной ложью.  Как правило, дезинформация подается  из разных источников и западает  в подсознание человека, используется  в момент принятия какого-либо  важного решения, и когда будет  известна правда - цель дезинформации  уже будет достигнута. Таким образом,  этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто  используется в современных СМИ,  в отличие от влияния, связанного  с методом ассоциациями.

  Метод ассоциаций предполагает  тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих  либо позитивные, либо негативные  ассоциации, что позволяет влиять  на восприятие информации. Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют всю подаваемую информацию, т.е. особым образом "подводят" ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

  Стереотипы, как правило, формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки  и индивидуальной социокультурной  среды, а также, безусловно, при  целенаправленном идеологическом  воздействии с помощью СМИ.  При помощи стереотипов легко  манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан  с жизнедеятельностью общества  в целом и конкретных групп  людей в частности. Таким образом,  большинство исследователей показывают  тесную связь стереотипов с  гигантским влиянием СМИ, формирующих  отношение к миру, на поведение,  воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или  телевидением. СМИ приучают человека  мыслить стереотипами и снижают  интеллектуальный уровень сообщений  так, что превратились в инструмент  оглупления.         Этому послужил главный метод  закрепления нужных стереотипов  в сознании - повторение.

  Таким образом, с помощью  различных методов влияние СМИ  крайне важно и велико. Можно  сделать вывод что умело манипулируя  общественным сознанием при помощи  различных СМИ возможно не  только создать направлять развитие  культуры, сознания и поведения  общества, но и прививать определенную  роль каждому социальному классу  и даже каждому человеку в  отдельности.

В последнее время все чаще слышатся разговоры о возрастании влияния  СМИ не только на поведение, но и  на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх  происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые  люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом  состоянии человек усаживается  перед телевизором, компьютер или  за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически  своей мыслью. В дальнейшем, эта  информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип  которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

 

  Сегодня мир живет в эпоху  глобализации - нам не перестают  об этом напоминать. Благодаря  развитию науки и техники мы  можем сиюминутно получать известия  о событиях только что произошедших. И все же следует помнить,  что не всегда увиденное соответствует  действительности.

  Иногда в заблуждение можно  ввести все общество, всю нацию,  все государство. Далеко не  надо ходить. Пример тому гитлеровская  пропаганда. Нацистское руководство,  осознавая огромные потенциальные  возможности телевидения, которое  в то время только начинало  принимать массовость и популярность, начинало развиваться как технически  так и массово, всячески поддерживало  его внедрение. В марте 1935 года  было объявлено, что передачи  берлинского телецентра становятся  регулярными. Стоит ли говорить  о том, что эти передачи были  направлены в основном на пропаганду  нового пути "истинных арийцев". И люди верили. И мир свидетель  тому, что их этого получилось. В то же время, во многом  благодаря СМИ против той же  нацистской Германии смог собраться  и выстоять американский, европейский,  но в большей мере славянский  народ. Именно благодаря агитации  и массовости, мобильности и возможностям  СМИ удалось объединить страну  во время войны, поднять дух,  поддерживать, напоминать о том,  что люди не остались наедине  с этой бедой, что о них  помнят, любят и ждут.

  В то же время нынешняя  политика практически всех ведущих  государств и СМИ практически  неразделима - они как две руки, которые одна другую моет. Ведь  граждане узнают обо всех политических  и государственных решениях исключительно  из СМИ. И вынуждены верить, потому что другого источника  просто нет. С другой стороны,  во времена политической активности, например, выборы, СМИ пытаются направить  галочку избирателя в нужный  квадрат. В принципе, это объясняется  даже не только деятельностью  СМИ, но еще и созданными  условиями при проведении выборов,  ну и, разумеется, финансовыми  возможностями избираемых.

  С другой стороны, глобальность  и популярность СМИ имеет и  положительное влияние на мировую  общественность - например всемирная  пропаганда против СПИДа, многие, в том числе знаменитые и  деловые люди поддерживают это  движение и не потому, что столкнулись  с этим, а потому что боятся  столкнуться. Да, стоит согласиться  что СМИ несет в себе как  положительную, так и отрицательную  информацию. И что ее влияние  на общественность сегодня крайне  велико. Информационный поток очень  большой сегодня может обрушиться  на человека, его задача разобраться,  отфильтровать ненужную информацию. Но в "нужности" и "ненужности", в правдивости и лжи в настоящем  так трудно разобраться, что  многие предпочитают просто не  делать этого, а полагаться  на "общественное мнение", при  этом не понимая, что это  самое общественное мнение - это  они сами.

Информация о работе Роль СМИ в формировании духовной сферы общества