Роль социальной мотивации в эффективности деятельности организации ООО «Сибириада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли социальной мотивации в эффективности трудовой деятельности на предприятии.
Для этого будут решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социальной мотивации мониторинга персонала.
2. Проанализировать роль социальной мотивации в мотивационном профиле персонала предприятия ООО «Сибириада»

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты социальной мотивации 5
1.1 Сущность и виды мотивации 5
1. 2 Формы и методы социальной мотивации 9
2. Исследование значения социальной мотивации для персонала предприятия ООО «Сибириада» 14
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 14
2.2 Анализ роли социальной мотивации для персонала предприятия ООО «Сибириада» 18
3. Повышения эффективности мотивации персонала предприятия ООО «Сибириада» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

Заказ 12962 роль социальной мотивации в эффективности деятельности СГУПС.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Мотивация играет важную роль в развитии современной экономики, улучшении жизни и деятельности как каждого отдельного человека, так и всего общества в целом.

Ведущие отечественные и зарубежные ученые в области управления, отмечают ключевую роль мотивации в построении эффективной системы управления.

Чтобы обеспечить эффективное управление процессом трудовой мотивации, своевременно выявлять и устранять причины, негативно влияющие на снижение побудительных мотивов к труду, важно иметь мотивационную оперативную информацию для того, чтобы принимать адекватные управленческие решения как на уровне предприятий, так и на региональном и национальном уровнях. В связи с насущностью решения этих актуальных задач в экономической литературе появились в последнее время предложения специалистов о проведении с этой целью мотивационного мониторинга. 

Сходные с  темой данной курсовой работы вопросы  рассматривались в работах (статьях, монографиях) таких авторов как  Саенко В.Г., Левченко О.А., Кокарев Н.В., Генкин Б.М., Клименюк С.С. и др. (см. список литературы).

Объектом данного исследования является предприятие ООО «Сибириада».

Предметом данного исследования является исследование значения социальной мотивации для персонала  на предприятии ООО «Сибириада».

Целью курсовой работы является изучение роли социальной  мотивации в эффективности трудовой деятельности на предприятии.

Для этого будут решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты социальной мотивации мониторинга персонала. 

2. Проанализировать роль социальной мотивации в мотивационном профиле персонала предприятия ООО «Сибириада» 

3. Предложить направления совершенствования мотивации персонала предприятия ООО «Сибириада». 

Методы исследования  методы наблюдения и анкетирования.

Практическая значимость:  определение эффективных методов мотивации персонала в торговых компаниях.

 

1. Теоретические аспекты социальной  мотивации

1.1 Сущность и виды мотивации

 

Общепринятого определения понятия  мотивации пока не сформировалось [11, с. 18]. Согласно нашим представлениям, мотивация – это побуждение организма к действию с целью удовлетворения существующей у него потребности. Таким образом, мотивация формируется потребностью организма – биологической, социальной свободы или исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что мотивация – идеальное, субъективное отражение протекающих в организме материальных процессов либо отражение иной реальной действительности, например социальной потребности. Мотивацию может вызвать любая потребность, когда никакого отклонения показателей внутренней среды нет: мотивация спортсмена достичь высокого результата, абитуриента – поступить в вуз и т. п.

Выделяют две стадии мотивации: состояние организма и запуск деятельности организма для удовлетворения потребности [9, с. 45].

Соотношение потребности и мотивации таково, что потребность порождает мотивацию, т.е. потребность первична, мотивация вторична. Соотношение состояния организма и мотивации зависит от происхождения последней. Изменение состояния организма может быть первичным по отношению к мотивации (например, гиперосмолярность вызывает жажду и мотивацию к потреблению воды). Причем в этом случае имеет место отклонение параметров внутренней среды от нормы, появляются и электрофизиологические корреляты мозга. Происхождение социальной мотивации не связано с состоянием организма, изменения в организме в данном случае, например ЭЭГ-корреляты, будут не причиной мотивации, а ее следствием, т. е. вторичны. Но в любом случае мотивацию порождает та или иная потребность организма .

Мотивации подразделяют обычно на три группы: биологические, социальные и идеальные (этические, духовные). Мотивации делят также на первичные (врожденные, биологические – низшие) и вторичные (приобретенные – высшие). Следует, однако, заметить, что биологическая мотивация не порождает социальную, поэтому она не может быть первичной относительно социальной мотивации, появление последней – следствие воспитания обществом. Биологическая мотивация, как и социальная, первична относительно поведения (действия) организма, которое направлено на их удовлетворение. Непонятно также, почему биологическую мотивацию называют низшей, а социальную высшей. Аналогия с понятием ВНД здесь некорректна. Неудовлетворение биологической мотивации, отражающей жизненно важные потребности организма, ведет к его смерти, поэтому биологические мотивации необоснованно называть низшими. Степень «высоты» мотивации определяется ситуацией, обеспечивающей возникновение мотивации.

Классифицировать мотивации целесообразно  по их происхождению, поскольку они  порождаются той или иной потребностью организма (биологической, социальной, свободы или исследовательской деятельности). Мотивация возникает только тогда, когда мотивационное возбуждение в ЦНС достигнет пороговой величины [9, с. 46].

Электрофизиологические корреляты  мотиваций. Нейрохимические механизмы мотивационного возбуждения могут определяться отклонениями гомеостазиса, болевым воздействием. Кора большого мозга получает отнюдь не монотонные возбуждения. Она может быть активирована за счет различных восходящих возбуждений. Эти возбуждения, формируясь на уровне подкорковых аппаратов, уже там приобретают биологическую специфику.

Для оборонительной мотивации бодрствующего  животного, так же как для ориентировочного рефлекса, характерна определенная картина  электрической активности мозга. У кролика в задних областях коры и в ряде подкорковых образований (ростральной части ретикулярной формации, гиппокампе, медиальном таламусе) возникает своеобразный ритм с частотой 5 – 7 Гц, который отличается своей исключительной упорядоченностью и регулярностью. Этот ритм получил название q-ритма или ритма напряжения (стресс-ритма).

При пищевой мотивации вместо q-ритма  возникают пачкообразные приступы учащенных и высокоамплитудных  колебаний. Они усиливаются во время  подкрепления голодного животного пищей. В ответ на условный стимул пищевого рефлекса (звонок) животное сначала реагирует общей реакцией настораживания, т.е. усиления q-ритма. Но с подачей пищи она сменяется характерной для пищевого возбуждения ЭЭГ-активностью – частыми высокоамплитудными колебаниями. В ретикулярной формации этот вид активности возникает и до подачи пищи.

Тот факт, что активация мозга  при разной мотивации имеет различную  химическую природу, подтверждается и  фармакологически. Так, q-ритм, вызываемый болевым раздражением, полностью блокируется инъекцией аминазина. Условный сигнал болевого раздражения в обычных условиях вызывает хорошо выраженный ритм настораживания, а в сенсомоторной коре – ЭЭГ-десинхронизацию. Однако тот же условный раздражитель после инъекции аминазина ни q-ритма, ни ЭЭГ-десинхронизации не вызывает. Вместо q-ритма регистрируются медленные волны. При этом болевое раздражение способно вызывать стресс-ритм. Одновременно исчезают и поведенческие оборонительные реакции (условные и безусловные). Вместе с тем животное остается бодрым и адекватно реагирует на пищевые условные и безусловные раздражители. Сохранными остаются и ориентировочные реакции.

Вызванное болевым раздражением возбуждение  на фоне уретанового наркоза, выражается не в появлении q-ритма, а в ЭЭГ-десинхронизации, локализованной в задних отделах коры; возбуждение, вызванное голодом, – появлением десинхронизации, но только в передних отделах коры. Инъекция аминазина устраняет болевую десинхронизацию и не влияет на ЭЭГ-десинхронизацию голодной кошки в условиях уретанового наркоза. ЭЭГ-десинхронизацию можно было устранить введением в полость рта или в желудок молока или инъекцией глюкозы. Такой же эффект можно вызвать коагуляцией латерального гипоталамуса (центра голода) или тормозным воздействием на него через анод.

К. В. Шулейкина исследовала у  котенка электроэнцефалографические корреляты пищевого поведения. ЭЭГ-выражением пищевой потребности является возникновение  в ЭЭГ высокочастотных колебаний (30 – 60 Гц), во время же поиска пищи в  ЭЭГ доминируют высокоамплитудные медленные веретена с частотой 3 – 6, 6 –8 Гц. В момент схватывания соска эти веретена становятся особенно регулярными. А с началом сосания наблюдается уменьшение их амплитуды. Интенсивная и разнообразная двигательная активность во время поисковой фазы у самых различных животных обычно сопровождается усилением q-активности.

Таким образом, мотивационное состояние  и целенаправленное поведение как  две фазы мотивации представлены различными типами электрической активности мозга. Обе фазы мотивации хорошо вписываются в структуру схемы поведенческого акта, разработанную П.К. Анохиным. Они связаны с различными его стадиями: стадией афферентного синтеза, где ведущая роль принадлежит мотивационному возбуждению, и стадией формирования акцептора результатов действия, формирующегося при планировании действия и принятии решения.

Состояние организма при мотивациях характеризуется рядом общих  черт [9, с. 47].

1. Во время любой мотивации  наблюдается активация моторной  системы.

2. Повышается тонус симпатоадреналовой системы, выражающийся в росте частоты сокращений сердца, артериального давления, расширении сосудов скелетных мышц, что обеспечивает увеличение притока питательных веществ и кислорода к ним.

3. Наблюдается активация сенсорных  систем. Усиление ориентировочных реакций, десинхронизация в ЭЭГ как отражение усиления активирующих влияний – все это позволяет организму с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде. Далее наблюдается возрастание поисковой активности (II фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

4. Воспоминание предыдущего опыта,  что необходимо для реализации  поискового целенаправленного поведения  и достижения результата.

5. Возникновение эмоций, как правило,  отрицательных стенических, мобилизующих ресурсы организма; реже – отрицательных астенических или положительных, обычно при стремлении к творчеству, проявлению любознательности.

 

1. 2 Формы и методы  социальной  мотивации

 

В современных условиях масштабного  финансового кризиса проблемы управления персоналом чрезвычайно обострились.

Изучение трудовых отношений и  связанных с ними мотивационных  процессов, теоретические и практические поиски путей стимулирования трудовой деятельности, как на уровне предприятий, так и на уровне государства, активно осуществляется во всех странах мира, независимо от выбранного пути экономического развития. Современная наука рассматривает мотивационную стратегию как один из важнейших факторов конкурентоспособности и эффективности производства.

Система стимулирования должна формировать единый механизм получения удовольствия от работы, помогать понять, чего не хватает, и что нужно внедрять на предприятиях. Поощрение этих проблем руководителями предприятий может привести к экономическим проблемам в сфере различных отраслей хозяйства. Именно этим обусловлена актуальность темы статьи.

Недостаточно освещены в литературных источниках вопросы внедрения в  деятельность предприятия социальной мотивации. Целью данного исследования является разработка методических и научных положений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления деятельности предприятия путем усовершенствования мотивации труда рабочих [16, с. 87].

На подавляющем большинстве  предприятий система мотивации  неотделима от системы материального стимулирования. Однако снижение эффективности традиционных мотивационных схем вынуждает работодателя искать новые методы мотивирования персонала.

В условиях кризисного состояния экономики  и соответственно низких экономических  показателей производства на общегосударственном уровне особое внимание нужно уделять нематериальным факторам мотивации. Для стран с переходной экономикой (Украины, Российской Федерации, Беларуси и т. д.) - это целый инновационный комплекс. В нем можно выделить две стороны: субъективную и объективную.

Анализируя объективную и субъективную стороны мотивации можно сказать, что многое на предприятии зависит  от руководителя (объективная сторона), то есть от того, насколько должно он уделяет внимание подбору персонала, совместимости персонала.

В коллективе, где грамотно подобран персонал, люди чувствуют себя уверенно, защищенно, комфортно - у них всегда есть желание плодотворно работать и продвигаться "вверх".

Что касается субъективной стороны, то есть мотивационного состояния личности, - оно характеризует отношение человека к объектам, имеющим личностный смысл, стремление к сотрудничеству, желание поддерживать с коллегами хорошие отношения, умение достигать цели.

Факторы социальной мотивации в  настоящее время являются недостающим  упущенным звеном в современной системе мотивации. Социальная мотивация не является комплексным инструментом эффективного мотивирования работников. Однако она имеет очень значительную силу в современных условиях. И включение ее элементов в мотивационный механизм позволит повысить его эффективность.

Инструментарий социальной мотивации  представлен в таблице 1.

Таблица 1

Инструментарий социальной мотивации  персонала

 

Материальная мотивация:

 

Нематериальная мотивация:

  • вознаграждения;
  • льготы;
  • социальные отчисления;
  • возможность обучения;
  • участие в прибыли;
  • сохранение здоровья работников (правильное питание, лечение, отдых);
  • возможность получения дополнительных финансовых средств для достижения личных целей
  • участие в управлении и принятии решений;
  • предоставление работы в соответствии с интересами и склонностями и профессиональной подготовкой;
  • своевременный должностной и квалификационный рост;
  • возможность самовыражения;
  • создание благоприятного климата внутри организации;
  • возможность продвижения по служебной лестнице

Информация о работе Роль социальной мотивации в эффективности деятельности организации ООО «Сибириада»