Роль социальных программ в системе социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое вре-мя при централизованной административно-плановой экономике, не отве-чают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каж-дому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет центра-лизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших га-рантий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты социальных программ в системе социальной защиты……………………………………………………………………………..6 1. 1. Понятие и назначение социальных программ……………………………6 1. 2. Принципы, приоритеты и классификация социальных программ……11 Глава 2. Роль социальных программ в системе социальной защиты………...17 2. 1. Оценка роли социальных программ…………………………………….17 2. 2. Основные направления совершенствования методики разработки и оцен-ки эффективности социальных программ…………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………….27Список литературы………………………………………………………………30 Приложение

Файлы: 1 файл

Социальная защита.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Государственное управление и социология региона»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная защита »                                                            Тема: Роль социальных программ в системе социальной защиты.

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

заочного отделения

                                                                                                группы 08ЗЭП61

                                                                                              А. И. Макарчук

                                               Проверил: к.соц.н., доцент А.П. Шумилин

 

 

                                            Пенза 2013

Содержание                                      Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты социальных программ в системе социальной защиты……………………………………………………………………………..6 1. 1. Понятие и назначение социальных программ……………………………6  1. 2. Принципы, приоритеты и классификация социальных программ……11 Глава 2. Роль социальных программ в системе социальной защиты………...17 2. 1. Оценка роли социальных программ…………………………………….17 2. 2. Основные направления совершенствования методики разработки и оцен-ки эффективности социальных программ…………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………….27Список литературы………………………………………………………………30 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                        Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое вре-мя при централизованной административно-плановой экономике, не отве-чают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каж-дому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет центра-лизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших га-рантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.        Социальная политика является неотъемлемой частью национальной политики государства, которая обеспечивает защиту прав человека, создает условия для успешного осуществления деятельности и стабильного развития общественной системы. Основным атрибутом социальной политики любого государства является социальная защита населения, а вместе с тем и роль со-циальных программ в системе социальной защиты.

Актуальность и большая практическая значимость  исследуемой проб-лемы объясняется важностью применения современных инструментов анали-за роли социальных программ в системе социальной защиты, а также цен-ность полученных результатов для государственных и муниципальных орга-нов управления, решающих задачу использования ограниченных бюджетных средств в системе социальной защиты населения.

Особенность оценки роли,а вместе с тем и эффективности социальных программ состоит в том, что если результаты могут быть оценены в течение определенного периода времени, то оценка результатов возможна только после завершения программы.        Объект исследования - социальные программы.   Предмет исследования - роль социальных программ в системе социаль-ной защиты.           Целью курсовой работы является изучение роли социальных программ в системе социальной защиты.        Указанная цель предполагает решение следующих задач:

1) определить понятие и назначение социальных программ;

2) ознакомиться с принципами, приоритетами и классификацией соци-альных программ;

3) дать оценка роли социальных  программ;

4)выявить пути совершенствования процесса оценки эффективности социальных программ.

Методология научного исследования такова:

- системный подход, позволяющий изучать социальные программы как систему, состоящую из установленных принципов, последовательных этапов, методов, средств и приемов реализации и контроля за выполнением;

- гуманистический принцип, направленный на признание в современ-ном обществе человека как основной ценности, а социальную программу - как средство, способствующее повышению качества его жизни;

- функциональный подход, позволяющий адекватно оценивать истин-ную полезность и качество реализации социальных программ.    В процессе исследования использовались следующие методы:

- синтеза, позволяющего объединить разрозненные элементы социаль-ных программ в единое целое;

- анализа, на основе которого возможно декомпозировать процесс целе-полагания (разложить единое целое каждой из социальных программ на составные части), выделить этапы проектирования, составления, реализации, внедрения и контроля;

- сравнения, на основании которого было установлено основное разли-чие в определениях «проект» и «программа», проведен анализ действующих социальных программ;

- дифференциации, которая позволила выявить типы социальных прог-рамм;

- интеграции, на основании которой социальные программы принима-ют форму единого целого и могут быть объединены в группы - в зависимости от их целей.         Теоретической основой исследования явились труды А.Г. Воронина, В.Б. Зотова, В.Н. Иванова, Э.А. Уткина и др. детально исследовавших проб-лемы теории и практики муниципального хозяйствования и управления, в том числе, и в социальной сфере; Н.Н. Знаменской, В.Е. Рохчина, М.В. Сви-риденко, на основе системного подхода разрабатывающих технологии стра-тегического планирования типовой программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования-поселения, в которую входят в качестве обязательных подразделов: «Качество жизни населения", «Поддержка малоимущих граждан» (пенсионеров, инвалидов, многодетных, неполных и молодых семей, безработных); А.В. Кузьмина, занимающегося вопросами практики исследования эффективности, оценки и мониторинга социальных проектов и программ.       Информационной базой исследования явились нормативно правовые документы, в частности, Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населе-ния», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали-дов».

.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  социальных программ в системе соци-альной защиты                                                    1. 1. Понятие и назначение социальных программ                  Социальной защитой являются определенные обязательства государст-ва и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уяз-вимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, пресс-тарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, мо-лодежью [4,163].            Иными словами, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного ха-рактера для поддержания наиболее язвимых слоев населения.    Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денеж-ных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономичес-кого развития границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуа-цию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавли-вает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отстава-ния оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабо-чих мест как основного источника средств существования всех членов об-щества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необхо-димых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д [13,75].     Программа - это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на дости-жение конечной цели. Социальные программы - один из видов программ (см. приложение Б). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы - содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направ-ление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает фор-му целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструк-туру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечи-вающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым уп-равлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечива-ющая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение пробле-матично. Это - одна из распространенных «программных болезней».

Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентра-ция на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей (см.приложение В). Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне [9,173].

 Ресурсное обеспечение - для выполнения программы необходимы тех-нические средства - компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.   Выявляя сущность и назначение социально-значимых проектов и прог-рамм, в первую очередь необходимо отметить родственность описываемых ими понятий. Эта родственность понятий, на которую указывают практичес-ки все исследователи, очевидно и порождает первую сложность, с которой сталкиваются разработчики социальных программ на муниципальном уров-не.              Проект - это разработанный план, предварительный текст документа. В более современном понимании проект - это не только сам план, но и дея-тельность по воплощению указанного плана в реальных условиях. Програм-ма (от греч. programma - объявление, предписание, распоряжение) - это и план деятельности, работ, содержание основных положений и целей, и сама эта деятельность, направленная на достижение конкретной цели (изменение определенной ситуации) в ограниченное время и с использованием заранее определенных ресурсов.         Указанные определения, как видим, весьма нечетко отграничивают опи-сываемые ими понятия; не имеют четкой разницы и понятия «социальный проект» и «социальная программа». Социальный проект - это одновременно как деятельность по составлению социально-значимой программы в рамках стратегического планирования социально-экономическим развитием городс-кого поселения, так и, собственно, продукт указанной деятельности, создан-ный на основании системного подхода и оформленный на базе установлен-ных методических концептов .         Социальная программа - программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономи-ческий эффект социальных программ выражается в повышении качества жиз-ни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьше-ние количества бездомных и т.д [16,183].        Главный отличительный признак социальной программы заключается в том, что в основе любой из них лежит принцип целеполагания. Цель социаль-ной программы заключается в достижении научно обоснованных прогно-зируемых результатов, определенных качественно, количественно и во вре-мени.             Цель, достижение которой преследуется - улучшение качества жизни населения муниципального образования. В связи с этим актуальным предс-тавляется определение «целевая социальная программа».   Целевая социальная программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, разрабатываемый в целях удовлетворения муниципальных социальных нужд города за счет полного или частичного финансирования из средств городского бюджета и городских внебюджетных фондов и др [2,201].           Далее в рамках предмета данного исследования целесообразным предс-тавляется уточнить имеющуюся разницу понятий «социальный проект» и «социальная программа»: необходимо считать первое из приведенных опре-делений частным по отношению ко второму: социальная программа может содержать в себе несколько различных по степени значимости и выполня-емых в разные сроки социальных проектов. При этом в рамках социальной программы выполняются разнообразные мероприятия, предусмотренные ее задачами.            Между проектом и социальной программой существует разница. Она заключается в том, что проект социальной программы представляет собой всего лишь фазу, этап её построения. На проектном этапе социальная прог-рамма предлагается соответствующим компетентным органам для рассмотре-ния. В дальнейшем, если проект социальной программы утверждается, на его базе составляется сама социальная программа - для её последующей реали-зации в установленные сроки.        Сказанное позволяет сформулировать «рабочее» (базовое) для данного исследования определение: социальная программа - это прогнозно-проект-ный документ, содержащий совокупность мероприятий и проектов, направ-ленных на достижение основной цели поддержания необходимого качества жизни социально уязвимых слоёв населения и увязанных по ресурсам, испол-нителям и срокам осуществления.        Назначение социальной программы таково:      - решение важнейших социальных проблем населения муниципального образования через формирование скоординированной системы мер;   - обеспечение достижимости намеченных целей дополнительного со-циального обеспечения населения на ближайшую перспективу, определя-емую, как правило, временным горизонтом 1-3 года;      - обеспечение рациональной реализации интересов различных субъек-тов управления и социальной политики в муниципальном образовании в про-цессе социально-экономического развития поселения на основе соблюдения принципа социального партнерства [5,391].        Сроки социальной целевой программы могут быть различными: соответственно. Программа может быть краткосрочной и долгосрочной.  Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены долгосрочные целевые программы. На основании п.1 ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат ут-верждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления [2].  Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществля-ется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Фе-дерации и прогнозом социально-экономического развития соответству-ющей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. В приложении А представлены характерные требования (условия) реали-зации приведенных научных принципов составления социальных программ.  Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муници-пальных целевых программ [8,183].       Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и фи-нансированию за счет бюджетных средств или средств государственного вне-бюджетного фонда, должна содержать определенные установленные блоки (Приложение Б).         

1. 2. Принципы, приоритеты и классификация социальных  программ               При разработке социальных программ необходимо соблюдать следую-щие принципы: принцип научного обоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социально воспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности и реализуемости.

При разработке социальной программы необходимо также придержи-ваться следующих приоритетов: приоритетность личностного начала над групповым; ориентация процессов управления в программировании на повы-шение качества жизни населения; детальное определение основных видов со-циальных услуг предусмотренных программой; активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальных программ на локальном уровне; необходимость непрерывного повышения квалификации участников процесса социального программирования [3,172].

Большое многообразие социальных программ вызывает необходимость их классификации по разным основаниям (признакам).

По классу: монопрограммы - это простые программы, содержащие одну цель и одно направление деятельности; мультипрограммы - это комплексные программы, содержащие несколько целей и направлений деятельности; мега-программы - это целевые программы, содержащие большое количество взаи-мосвязанных простых и комплексных программ объединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения. Мультипрограммы содержат в себе моно-программы. Мегапрограммы содержат в себе моно - и мультипрограммы. 

По типу: социальные - программы, предназначенные для решения со-циально значимых задач; экономические - программы, применяемые в сфере эко-номического регулирования; организационные - программы, реализуемые в сфере управления персоналом и в менеджменте организаций; технические – программы, используемые в области внедрения результатов научно-техни-ческого прогресса; смешанные - программы, содержащие элементы вышепе-речисленных видов [15,162].

По виду: образовательные - программы, применяемые в обучении но-вым знаниям, умениям и навыкам; исследовательские - программы, реали-зуемые при проведении социальных и эмпирических исследований; инно-вационные - программы, используемые при внедрении инноваций, обеспечи-вающих развитие различных систем; инвестиционные - программы, приме-няемые при создании или реновации основных фондов; комбинированные - программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

По длительности: краткосрочные  - разрабатываются на срок до трех лет; среднесрочные - разрабатываются на срок от 3 до 5 лет; долгосрочные – разрабатываются на срок свыше 5 лет.

Информация о работе Роль социальных программ в системе социальной защиты