Роль социальных программ в системе социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое вре-мя при централизованной административно-плановой экономике, не отве-чают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каж-дому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет центра-лизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших га-рантий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты социальных программ в системе социальной защиты……………………………………………………………………………..6 1. 1. Понятие и назначение социальных программ……………………………6 1. 2. Принципы, приоритеты и классификация социальных программ……11 Глава 2. Роль социальных программ в системе социальной защиты………...17 2. 1. Оценка роли социальных программ…………………………………….17 2. 2. Основные направления совершенствования методики разработки и оцен-ки эффективности социальных программ…………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………….27Список литературы………………………………………………………………30 Приложение

Файлы: 1 файл

Социальная защита.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

По сложности: простые - монопрограммы; средние - мультипрограммы; сложные - мегапрограммы.

По масштабу: мелкие - направлены на решение простых задач; средние - направлены на решение задач средней сложности; крупные - направлены на решение сложных задач.

По уровню: международные - реализуются на международном уровне; федеральные - реализуются на уровне страны в целом; региональные – реали-зуются на уровне региональных субъектов; муниципальные - реализуются на уровне муниципальных образований; локальные - реализуются на уровне предприятий, учреждений, организаций [9,183].

Эта классификация весьма условна, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программ довольно сложны и многообразны.

Различные толкования понятий социальных программ и социальных проектов могут плюрализировать вывод данной темы, поэтому можно вы-делить три основных варианта взаимоотношения социальных программ и социальных проектов.

Социальная программа может  быть представлена как совокупность проектов объединенных общей целью, выделенными ресурсами, время на ее выполнение технологией, способом организации деятельности и т.д. Таким образом, программу можно рассматривать как совокупность социальных проектов, однако данная  точка зрения  в науке не является единственно вер-ной. Ряд исследователей выделяет не только инструментальные, но и качест-венные, смысловые различия между этими понятиями.

Употребление понятия  проект, как правило, связывается  с разработкой и внедрением чего-либо принципиально нового. Понятие программа чаще употребляется в связи с необходимостью совершенствования оптимизации либо повышение качества каких-либо направлений деятельности или видов социальной практики [4,204].         Программа состоит из двух частей: 1 часть - разработка какого-либо ви-да деятельности, направления, формы, технологий или комплекса меропри-ятий. 2 часть - реализация разработанного в рамках соответствующего прог-рамме проекта.          Существенными представляются наиболее важнейшие моменты, свя-занные с конкретным назначением социальных проектов и программ. Именно указанным назначением отличаются условно выделяемые виды социальных проектов и программ. Условность выделения - объективный фактор, опреде-ляемый прежде всего отнесенностью социальной программы к той или иной категории населения муниципального образования [13,177].    Выделение видов социальных программ определяется тем, что они должны носить выраженный целевой характер, это является основным отли-чием их от документов, представляющих собой сводные планы. Другими сло-вами, разработчики программ должны ориентироваться на достижение сис-темы целей, ориентированных на различные категории населения муници-пального образования.         Социальные программы можно классифицировать по двум группам:  видам программ и целевым адресатам (получателям).     Социальные программы: страховые (добровольное медицинское стра-хование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни и негосу-дарственное пенсионное обеспечение); жилищные (ипотечное кредитование, ссуды на приобретение жилья); Льготные и компенсационные (питание, про-езд, туристические путёвки); развитие персонала (в том числе образовательные программы); культурно-оздровительные (аренда спорт залов и инвентаря, организация и проведение спартакиад).       Основные получатели (адресаты) социальных программ: работники; члены их семей; пенсионеры компании; молодые специалисты.    Поскольку, как уже указывалось, цель социальной программы заклю-чается в достижении научно обоснованных прогнозируемых результатов, определенных качественно, количественно и во времени, выделяют две характеристики:           1) качественную и 2) количественную.       Смысл взаимосвязи характеристик и их соотнесенность с целевой установкой (по А.В. Зоренко и А.О. Верниковой) могут быть обобщены и представлены в виде достаточно простой схемы.     Нельзя не подчеркнуть, что в ходе программных работ главные цели социальной программы должны быть указанным образом декомпозированы, без чего невозможно ни осуществить на практике формирование системы адресных мероприятий и проектов, составляющих сердцевину социальной программы, ни организовать эффективное управление реализацией разра-ботанной программы [9,104].         Представленная декомпозиция главных программных целей происходит в процессе разработки проблемных и обеспечивающих разделов и может быть осуществлена, в частности, с использованием методического приема, предполагающего выявление и обработку проблем, связанных с достижением намеченных целей. При этом проблема понимается здесь как препятствие на пути достижения главной цели развития поселения [15,281].     Поддержка малоимущих граждан может выражаться в предоставлении им по линии организации здравоохранения и социальной поддержки опреде-ленных видов социальных льгот, в частности: выделение бесплатных (по льготным ценам) лекарств, предметов медицинской техники и продуктов питания (в зависимости от категорий населения).     Виды социальных программ представлены на схеме (Приложение В). Основная цель данного исследования предполагает рассмотрение лишь социальных программ, которые могут быть разработаны и составлены специ-алистами комитета по здравоохранению и социальной поддержке админист-раций поселений.           Поэтому целесообразно выделить в качестве оснований социальных программ, разрабатываемых на базе комитетов по здравоохранению и соци-альной поддержке муниципальных образований, следующие объекты ана-лиза:              - показатели здоровья населения муниципального образования, медико-демографические факторы, причины заболеваемости населения, уровень стойкой нетрудоспособности - инвалидности и т.п.;      - основные характеристики состояния и развития медицинского обслу-живания населения муниципального образования;      - показатели, характеризующие социальное состояние населения му-ниципального образования (той или иной категории населения в зависимости от выявляемой/выявленной проблемы, на решение которой направлена со-циальная программа);           - характеристики имеющегося уровня оказания социальной помощи и поддержки населению муниципального образования (той или иной категории населения) [10,174].            Подводя итоги первой главы, необходимо сделать следующие выводы: Социальная программа - это прогнозно-проектный документ, содержа-щий совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение ос-новной цели поддержания необходимого качества жизни социально уязвимых слоёв населения и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществ-ления.            Социальная программа строится на основе системного подхода, основ-ными научными принципами формирования долгосрочной социальной прог-раммы при этом являются: целенаправленность, комплексность, эффектив-ность, преимущественно социальная ориентация развития, преемственность, управляемость, профессионализм, гласность, баланс интересов, многоканаль-ное финансирование.          В зависимости от выделяемых категорий на базе комитета по здравоох-ранению и социальной поддержке того или иного муниципального образо-вания могут быть разработаны и составлены различные виды социальных программ - как краткосрочных, так и долгосрочных.     Социальные программы разных видов содержат, как правило, ряд про-ектов и мероприятий, приводимых в исполнение к определенному сроку. Социальные программы можно классифицировать по двум группам:  видам программ и целевым адресатам (получателям).     Социальные программы: страховые (добровольное медицинское стра-хование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни и негосу-дарственное пенсионное обеспечение); жилищные (ипотечное кредитование, ссуды на приобретение жилья); Льготные и компенсационные (питание, про-езд, туристические путёвки); развитие персонала (в том числе образователь-ные программы); культурно-оздровительные (аренда спорт залов и инвентаря, организация и проведение спартакиад).       Основные получатели (адресаты) социальных программ: работники; члены их семей; пенсионеры компании; молодые специалисты.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль социальных программ в системе социальной защиты               2. 1. Оценка роли социальных программ                    Составление и разработка социальных программ предполагает обяза-тельный порядок их оценивания для обеспечения качественного контроля и фиксации выполненных результатов. Указанные результаты учитываются и в дальнейшем берутся на вооружение при разработке дополнительных блоков и разделов (если это необходимо), в процессе составления новых программ. Оценка результатов важна при предоставлении отчетности соответствующим органам, контролирующим разработчикам и для составителей программ. Так, комитет по здравоохранению и социальной поддержке ежеквартально отчи-тывается перед Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о ходе выполнения социальных программ по согласо-ванным показателям [7,189].         Мониторинг программы на всех этапах цикла - важное условие успеха программы, представляющий собой своего рода сопровождающее оце-нивание.            Основное предназначение мониторинга - давать информацию для при-нятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Но для от-вета на вопрос «Почему произошло так или иначе?» или «Что теперь?» недоста-точно повседневно отслеживать ситуацию - в данном случае целесообразно агрегировать информацию и более глубоко проанализировать данные.   Вслед за этим приводятся показатели, характеризующие основу финан-сирования конкретной социальной программы. Так, например: «Основу фи-нансирования (приводится название конкретной Программы) составляют средства федерального бюджета (приводится число процентов общего объема финансирования)».          Для получения вывода о результативности и эффективности социаль-ной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются определенные по-казатели.           Различают индикаторы процесса составления социальной программы, результатов её воздействия, влияния на другие области воздействия, осущест-вляемые параллельно (результаты других социальных программ) и др. В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы. Как правило, муниципальные социальные программы имеют комплексный характер проб-лем (они увязываются с задачами в области профилактики заболеваний, ох-раны здоровья населения муниципального образования и пр.), что служит ос-нованием для сложной структуры, как самой программы, так и системы оценки [12,129].           Например, в проблеме бедности населения при разработке индикаторов можно выделить три обязательных компонента: экономический, социальный и экологический. Соответственно, индикаторы результативности социальной программы также должны быть структурированы по вышеуказанным трем направлениям. Перед тем как проводить оценку программы, должен быть определен ряд типовых вопросов, на которые планируется получить ответ:

- каковы фактические результаты социальной программы?

- основные достижения социальной программы?

- есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению?   Таким образом, обеспечивается информативность и высокая степень значимости результатов оценивания (их востребованность в будущем).

Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости  предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать неко-торые индикаторы или способы сбора информации в соответствии с изме-няющейся ситуацией.           Для того чтобы предоставить контролирующему органу необходимую отчетность, комитетом по здравоохранению и социальной поддержке прово-дится контроль программы по соответствующим показателям [3,294].   Практика работы комитета показывает, что для обеспечения контроля и анализа хода реализации социальной программы формулируются показатели эффективности выполнения мероприятий программы. Данные оценки могут не использоваться при принятии решений, если:

1) меняется политика  или стратегия пользователя;

2) вопросы оценки перестают  представлять интерес;

3) отсутствует потеря  четкого целеполагания у пользователя;

4) данные не находят  своего места;

5) имеется отношение к мониторингу и оценке как к «образцово-показательному смотру»;

6) имеется реальное отсутствие потребности в улучшениях [11,190].   Таким образом, анализ показывает, что на настоящий момент сформи-рована своего рода общая модель (шаблон) процесса оценивания и контроля социальных программ.          На основании указанной общей модели разрабатываются различные частные технологии оценивания программ - в зависимости от конкретных, решаемых на уровне определенного муниципального образования, целей и задач.             Для проведения мониторинга социальной программы могут быть (при возникновении такой необходимости) привлечены профессиональные экс-перты-оценщики (в соответствующих предметных областях).  Современные технологии оценивания (мониторинга) включают в себя особые требования к экспертам-оценщикам.     Применяется этапный подход, разделяющий работу эксперта на три части. Три этапа в работе эксперта таковы:                        1. Подготовительный этап (ознакомление с утвержденной проектной заявкой, планом программы, подготовка вопросов, вызванных со спецификой проекта, определение сроков проведения оценки,).

2. Проведение собственно  оценки социальной программы  (или ее части).

3. Подготовка экспертного  отчета (оценочного заключения) [8,173]. 

2.2. Основные направления совершенствования методики разработки и оценки эффективности социальных программ

 

 Необходимость совершенствования  применяемой методики мотиви-руется выделением её наиболее слабых сторон, нуждающихся в коррекции.  Поскольку слабой стороной социальных программ, разрабатываемых на базе комитета по здравоохранению и социальной поддержке, относится не-достаточно четкое следование критериям качества выполнения социальной программы, то при проведении мониторинга программы необходимо более тщательно отслеживать следующие показатели:

1) использование ресурсов (соответствие  потраченных ресурсов плану);

2) процесс выполнения программы  (соответствие содержания и сроков  мероприятий графику выполнения  работ; соблюдение технологий, методов,  процедур);

3) результаты (в какой мере удается  достигать поставленных целей);

4) влияние (как влияет программа на ситуацию, в чем заключается это влияние) [10,175].           В том случае, если в результате выполнения программы необходимо построить схему потребления определенным контингентом граждан продук-тов, предназначенных для реализации по социальной программе, то необхо-димо заранее определить параметры результатов и элементы, из которых они должны состоять.          Специалисты комитета по здравоохранению и социальной поддержке каждый раз при разработке программы должны ставить перед собой главный вопрос: как строится система мониторинга данной социальной программы?

Отметим существенный момент: прежде чем начать строить систему  монито-ринга, необходимо определять не только то, что нужно знать о системе (прог-рамме), но и почему эта информация важна [2,254].     Таким образом, следующим шагом в построении системы мониторинга является определение периодичности получения информации о программе.  Здесь также нужна тщательная аргументация. От периодичности полу-чения информации будет зависеть, в конечном итоге, стоимость системы мо-ниторинга.          Специалистам комитета необходимо рекомендовать в качестве избира-емых на основе применяемого алгоритма следующие этапы построения соци-альных программ:

1) чрезвычайно тщательно отбирать  измеряемые показатели (индика-торы), по которым можно будет отслеживать ход программы;

2) более четко устанавливать  источники информации для проведения  мониторинга (организации, отделы, отдельные люди или группы  людей, документы и т.д.);

3) более предметно выбирать методы сбора информации;

4) точнее определять частоту  и график сбора информации;

5) заранее назначать ответственных  за получение необходимой инфор-мации и договариваться с теми, кто эту информацию будет предоставлять;

6) оптимизировать технологию обработки и анализа получаемой информации;

7) уточнять и заранее планировать,  как и кому будут переданы  данные мониторинга, а также  кто и как будет их использовать.

8) учитывать в бюджете программы  расходы, необходимые для прове-дения мониторинга [15,231].        Специалистам комитета по здравоохранению и социальной поддержке целесообразно предложить систему оптимизации мер, связанных с оценкой социальных программ, основанную на методике «Оценка программы как процесс, ориентированный на практическое использование результатов» Майкла Патона (США) [4,184].        Хотелось бы подчеркнуть, что указанная методика увязывается с кон-цепцией проводимой в Российской Федерации административной реформы, одним из результатов которой должно стать оценивание выполненных в государственном и муниципальном управлении работ по их результату.   Главной частью  на проведение оценки роли является перечень вопросов, на которые надлежит ответить. Эти вопросы должны быть логически связаны с целью проведения оценки. Вопросы Задания должны быть общими и не слишком многочисленными:

1) Каковы фактические результаты  Программы в какой мере они  соот-ветствуют целям Программы?

2) Что можно считать основными  достижениями Проекта? Чего по сравнению с планом сделать не удалось и почему?

3) Каковы перспективы продолжения работы по окончании Проекта? [8,201]             На этапе планирования определяется, какие методы предполагается использовать для сбора информации.        В самом общем виде все существующие методы необходимо разделить на четыре группы: наблюдение, изучение документации, анкетирование и интервьюирование. Для того чтобы собрать нужную информацию, необхо-димо не только выбрать метод, но и подготовить соответствующие инстру-менты:

1) разработать и апробировать  анкету;

2) сформулировать вопросы для проведения интервью;

3) определить, на что обращать  внимание при наблюдении и  как регистрировать результаты  наблюдения.       На этапе планирования также определяется график проведения работ и необходимые ресурсы.

4) Сбор необходимой информации. На этапе сбора информации самым главным является беспристрастное фиксирование фактов, отказ от попыток их интерпретирования. Главная идея разделения этапов сбора информации и последующего анализа заключается в том, что выводы должны базироваться не на отдельных фактах, а на их совокупности. При сборе информации могут использоваться данные мониторинга.

Информация о работе Роль социальных программ в системе социальной защиты