По сложности: простые - монопрограммы;
средние - мультипрограммы; сложные - мегапрограммы.
По масштабу: мелкие - направлены на
решение простых задач; средние - направлены
на решение задач средней сложности; крупные
- направлены на решение сложных задач.
По уровню: международные - реализуются
на международном уровне; федеральные
- реализуются на уровне страны в целом;
региональные – реали-зуются на уровне
региональных субъектов; муниципальные
- реализуются на уровне муниципальных
образований; локальные - реализуются
на уровне предприятий, учреждений, организаций
[9,183].
Эта классификация весьма условна,
поскольку в реальной практике цель
и задачи социальных программ довольно
сложны и многообразны.
Различные толкования понятий социальных
программ и социальных проектов могут
плюрализировать вывод данной темы, поэтому
можно вы-делить три основных варианта
взаимоотношения социальных программ
и социальных проектов.
Социальная программа может
быть представлена как совокупность проектов
объединенных общей целью, выделенными
ресурсами, время на ее выполнение технологией,
способом организации деятельности и
т.д. Таким образом, программу можно рассматривать
как совокупность социальных проектов,
однако данная точка зрения в науке
не является единственно вер-ной. Ряд исследователей
выделяет не только инструментальные,
но и качест-венные, смысловые различия
между этими понятиями.
Употребление понятия
проект, как правило, связывается
с разработкой и внедрением чего-либо принципиально нового. Понятие
программа чаще употребляется в связи
с необходимостью совершенствования оптимизации
либо повышение качества каких-либо направлений
деятельности или видов социальной практики
[4,204]. Программа состоит из двух частей: 1 часть
- разработка какого-либо ви-да деятельности,
направления, формы, технологий или комплекса
меропри-ятий. 2 часть - реализация разработанного
в рамках соответствующего прог-рамме
проекта. Существенными представляются
наиболее важнейшие моменты, свя-занные
с конкретным назначением социальных
проектов и программ. Именно указанным
назначением отличаются условно выделяемые
виды социальных проектов и программ.
Условность выделения - объективный фактор,
опреде-ляемый прежде всего отнесенностью
социальной программы к той или иной категории
населения муниципального образования
[13,177]. Выделение видов социальных программ
определяется тем, что они должны носить
выраженный целевой характер, это является
основным отли-чием их от документов, представляющих
собой сводные планы. Другими сло-вами,
разработчики программ должны ориентироваться
на достижение сис-темы целей, ориентированных
на различные категории населения муници-пального
образования. Социальные программы можно
классифицировать по двум группам: видам
программ и целевым адресатам (получателям).
Социальные программы: страховые (добровольное
медицинское стра-хование, страхование
от несчастных случаев, страхование жизни
и негосу-дарственное пенсионное обеспечение);
жилищные (ипотечное кредитование, ссуды
на приобретение жилья); Льготные и компенсационные
(питание, про-езд, туристические путёвки);
развитие персонала (в том числе образовательные
программы); культурно-оздровительные
(аренда спорт залов и инвентаря, организация
и проведение спартакиад). Основные получатели
(адресаты) социальных программ: работники;
члены их семей; пенсионеры компании; молодые
специалисты. Поскольку, как уже указывалось,
цель социальной программы заклю-чается
в достижении научно обоснованных прогнозируемых
результатов, определенных качественно,
количественно и во времени, выделяют
две характеристики: 1) качественную и 2)
количественную. Смысл взаимосвязи характеристик и их
соотнесенность с целевой установкой
(по А.В. Зоренко и А.О. Верниковой) могут
быть обобщены и представлены в виде достаточно
простой схемы. Нельзя не подчеркнуть, что в ходе программных
работ главные цели социальной программы
должны быть указанным образом декомпозированы,
без чего невозможно ни осуществить на
практике формирование системы адресных
мероприятий и проектов, составляющих
сердцевину социальной программы, ни организовать
эффективное управление реализацией разра-ботанной
программы [9,104]. Представленная декомпозиция
главных программных целей происходит
в процессе разработки проблемных и обеспечивающих
разделов и может быть осуществлена, в
частности, с использованием методического
приема, предполагающего выявление и обработку
проблем, связанных с достижением намеченных
целей. При этом проблема понимается здесь
как препятствие на пути достижения главной
цели развития поселения [15,281]. Поддержка
малоимущих граждан может выражаться
в предоставлении им по линии организации
здравоохранения и социальной поддержки
опреде-ленных видов социальных льгот,
в частности: выделение бесплатных (по
льготным ценам) лекарств, предметов медицинской
техники и продуктов питания (в зависимости
от категорий населения). Виды социальных
программ представлены на схеме (Приложение
В). Основная цель данного исследования
предполагает рассмотрение лишь социальных
программ, которые могут быть разработаны
и составлены специ-алистами комитета
по здравоохранению и социальной поддержке
админист-раций поселений. Поэтому целесообразно
выделить в качестве оснований социальных
программ, разрабатываемых на базе комитетов
по здравоохранению и соци-альной поддержке
муниципальных образований, следующие
объекты ана-лиза: - показатели здоровья
населения муниципального образования,
медико-демографические факторы, причины
заболеваемости населения, уровень стойкой
нетрудоспособности - инвалидности и т.п.; -
основные характеристики состояния и
развития медицинского обслу-живания
населения муниципального образования; -
показатели, характеризующие социальное
состояние населения му-ниципального
образования (той или иной категории населения
в зависимости от выявляемой/выявленной
проблемы, на решение которой направлена
со-циальная программа); - характеристики
имеющегося уровня оказания социальной
помощи и поддержки населению муниципального
образования (той или иной категории населения)
[10,174]. Подводя итоги первой главы, необходимо
сделать следующие выводы: Социальная
программа - это прогнозно-проектный документ,
содержа-щий совокупность мероприятий
и проектов, направленных на достижение
ос-новной цели поддержания необходимого
качества жизни социально уязвимых слоёв
населения и увязанных по ресурсам, исполнителям
и срокам осуществ-ления. Социальная программа
строится на основе системного подхода,
основ-ными научными принципами формирования
долгосрочной социальной прог-раммы при
этом являются: целенаправленность, комплексность,
эффектив-ность, преимущественно социальная
ориентация развития, преемственность,
управляемость, профессионализм, гласность,
баланс интересов, многоканаль-ное финансирование. В
зависимости от выделяемых категорий
на базе комитета по здравоох-ранению
и социальной поддержке того или иного
муниципального образо-вания могут быть
разработаны и составлены различные виды
социальных программ - как краткосрочных,
так и долгосрочных. Социальные программы
разных видов содержат, как правило, ряд
про-ектов и мероприятий, приводимых в
исполнение к определенному сроку. Социальные
программы можно классифицировать по
двум группам: видам программ и целевым
адресатам (получателям). Социальные программы:
страховые (добровольное медицинское
стра-хование, страхование от несчастных
случаев, страхование жизни и негосу-дарственное
пенсионное обеспечение); жилищные (ипотечное
кредитование, ссуды на приобретение жилья);
Льготные и компенсационные (питание,
про-езд, туристические путёвки); развитие
персонала (в том числе образователь-ные
программы); культурно-оздровительные
(аренда спорт залов и инвентаря, организация
и проведение спартакиад). Основные получатели
(адресаты) социальных программ: работники;
члены их семей; пенсионеры компании; молодые
специалисты.
Глава 2. Роль социальных
программ в системе социальной защиты
2. 1. Оценка роли социальных программ Составление и разработка социальных
программ предполагает обяза-тельный
порядок их оценивания для обеспечения
качественного контроля и фиксации выполненных
результатов. Указанные результаты учитываются
и в дальнейшем берутся на вооружение
при разработке дополнительных блоков
и разделов (если это необходимо), в процессе
составления новых программ. Оценка результатов
важна при предоставлении отчетности
соответствующим органам, контролирующим
разработчикам и для составителей программ.
Так, комитет по здравоохранению и социальной
поддержке ежеквартально отчи-тывается
перед Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
о ходе выполнения социальных программ
по согласо-ванным показателям [7,189]. Мониторинг программы на всех этапах цикла - важное
условие успеха программы, представляющий
собой своего рода сопровождающее оце-нивание. Основное предназначение мониторинга
- давать информацию для при-нятия адекватных
управленческих решений в ходе программы.
Но для от-вета на вопрос «Почему произошло
так или иначе?» или «Что теперь?» недоста-точно
повседневно отслеживать ситуацию - в
данном случае целесообразно агрегировать
информацию и более глубоко проанализировать
данные. Вслед за этим приводятся показатели,
характеризующие основу финан-сирования
конкретной социальной программы. Так,
например: «Основу фи-нансирования (приводится
название конкретной Программы) составляют
средства федерального бюджета (приводится
число процентов общего объема финансирования)». Для
получения вывода о результативности
и эффективности социаль-ной программы
необходимо оценить ее воздействие по
разным критериям-индикаторам: в качестве
индикаторов часто используются определенные
по-казатели. Различают индикаторы процесса
составления социальной программы, результатов
её воздействия, влияния на другие области
воздействия, осущест-вляемые параллельно
(результаты других социальных программ)
и др. В целом, разработка индикаторов
для социальных программ требует ясного
понимания целей программы и глубокого
знания проблемы. Как правило, муниципальные
социальные программы имеют комплексный
характер проб-лем (они увязываются с задачами
в области профилактики заболеваний, ох-раны
здоровья населения муниципального образования
и пр.), что служит ос-нованием для сложной
структуры, как самой программы, так и
системы оценки [12,129]. Например, в проблеме
бедности населения при разработке индикаторов
можно выделить три обязательных компонента:
экономический, социальный и экологический.
Соответственно, индикаторы результативности
социальной программы также должны быть
структурированы по вышеуказанным трем
направлениям. Перед тем как проводить
оценку программы, должен быть определен
ряд типовых вопросов, на которые планируется
получить ответ:
- каковы фактические результаты социальной
программы?
- основные достижения социальной программы?
- есть ли перспективы продолжения работы
по данному направлению? Таким образом, обеспечивается информативность
и высокая степень значимости результатов
оценивания (их востребованность в будущем).
Долгосрочность социальных
программ (5-7 лет) приводит к необходимости
предусматривать определенную гибкость
и, например, пересматривать неко-торые индикаторы или способы сбора
информации в соответствии с изме-няющейся
ситуацией. Для того чтобы предоставить контролирующему
органу необходимую отчетность, комитетом
по здравоохранению и социальной поддержке
прово-дится контроль программы по соответствующим
показателям [3,294]. Практика работы комитета
показывает, что для обеспечения контроля
и анализа хода реализации социальной
программы формулируются показатели эффективности
выполнения мероприятий программы. Данные
оценки могут не использоваться при принятии
решений, если:
1) меняется политика
или стратегия пользователя;
2) вопросы оценки перестают
представлять интерес;
3) отсутствует потеря
четкого целеполагания у пользователя;
4) данные не находят
своего места;
5) имеется отношение к мониторингу и оценке как к «образцово-показательному
смотру»;
6) имеется реальное отсутствие потребности в улучшениях
[11,190]. Таким образом, анализ показывает, что
на настоящий момент сформи-рована своего
рода общая модель (шаблон) процесса оценивания
и контроля социальных программ. На основании
указанной общей модели разрабатываются
различные частные технологии оценивания
программ - в зависимости от конкретных,
решаемых на уровне определенного муниципального
образования, целей и задач. Для проведения
мониторинга социальной программы могут
быть (при возникновении такой необходимости)
привлечены профессиональные экс-перты-оценщики
(в соответствующих предметных областях). Современные
технологии оценивания (мониторинга) включают
в себя особые требования к экспертам-оценщикам. Применяется
этапный подход, разделяющий работу эксперта
на три части. Три этапа в работе эксперта
таковы:
1. Подготовительный этап (ознакомление
с утвержденной проектной заявкой, планом
программы, подготовка вопросов, вызванных
со спецификой проекта, определение сроков
проведения оценки,).
2. Проведение собственно
оценки социальной программы
(или ее части).
3. Подготовка экспертного
отчета (оценочного заключения) [8,173].
2.2. Основные направления совершенствования
методики разработки и оценки эффективности
социальных программ
Необходимость совершенствования
применяемой методики мотиви-руется
выделением её наиболее слабых сторон,
нуждающихся в коррекции. Поскольку слабой стороной социальных
программ, разрабатываемых на базе комитета
по здравоохранению и социальной поддержке,
относится не-достаточно четкое следование
критериям качества выполнения социальной
программы, то при проведении мониторинга
программы необходимо более тщательно
отслеживать следующие показатели:
1) использование ресурсов (соответствие
потраченных ресурсов плану);
2) процесс выполнения программы
(соответствие содержания и сроков
мероприятий графику выполнения
работ; соблюдение технологий, методов,
процедур);
3) результаты (в какой мере удается
достигать поставленных целей);
4) влияние (как влияет программа на
ситуацию, в чем заключается это влияние)
[10,175]. В том случае, если в результате выполнения
программы необходимо построить схему
потребления определенным контингентом
граждан продук-тов, предназначенных для
реализации по социальной программе, то
необхо-димо заранее определить параметры
результатов и элементы, из которых они
должны состоять. Специалисты комитета
по здравоохранению и социальной поддержке
каждый раз при разработке программы должны
ставить перед собой главный вопрос: как
строится система мониторинга данной
социальной программы?
Отметим существенный момент:
прежде чем начать строить систему
монито-ринга, необходимо определять не только
то, что нужно знать о системе (прог-рамме),
но и почему эта информация важна [2,254]. Таким образом, следующим шагом в построении
системы мониторинга является определение
периодичности получения информации о
программе. Здесь также нужна тщательная
аргументация. От периодичности полу-чения
информации будет зависеть, в конечном
итоге, стоимость системы мо-ниторинга. Специалистам
комитета необходимо рекомендовать в
качестве избира-емых на основе применяемого
алгоритма следующие этапы построения
соци-альных программ:
1) чрезвычайно тщательно отбирать
измеряемые показатели (индика-торы),
по которым можно будет отслеживать ход
программы;
2) более четко устанавливать
источники информации для проведения
мониторинга (организации, отделы,
отдельные люди или группы
людей, документы и т.д.);
3) более предметно выбирать методы
сбора информации;
4) точнее определять частоту
и график сбора информации;
5) заранее назначать ответственных
за получение необходимой инфор-мации
и договариваться с теми, кто эту информацию
будет предоставлять;
6) оптимизировать технологию обработки
и анализа получаемой информации;
7) уточнять и заранее планировать,
как и кому будут переданы
данные мониторинга, а также
кто и как будет их использовать.
8) учитывать в бюджете программы
расходы, необходимые для прове-дения
мониторинга [15,231]. Специалистам комитета по здравоохранению
и социальной поддержке целесообразно
предложить систему оптимизации мер, связанных
с оценкой социальных программ, основанную
на методике «Оценка программы как процесс,
ориентированный на практическое использование
результатов» Майкла Патона (США) [4,184]. Хотелось
бы подчеркнуть, что указанная методика
увязывается с кон-цепцией проводимой
в Российской Федерации административной
реформы, одним из результатов которой
должно стать оценивание выполненных
в государственном и муниципальном управлении
работ по их результату. Главной частью
на проведение оценки роли является перечень
вопросов, на которые надлежит ответить.
Эти вопросы должны быть логически связаны
с целью проведения оценки. Вопросы Задания
должны быть общими и не слишком многочисленными:
1) Каковы фактические результаты
Программы в какой мере они
соот-ветствуют целям Программы?
2) Что можно считать основными
достижениями Проекта? Чего по сравнению
с планом сделать не удалось и почему?
3) Каковы перспективы продолжения работы
по окончании Проекта? [8,201] На этапе планирования определяется,
какие методы предполагается использовать
для сбора информации. В самом общем виде
все существующие методы необходимо разделить
на четыре группы: наблюдение, изучение
документации, анкетирование и интервьюирование.
Для того чтобы собрать нужную информацию,
необхо-димо не только выбрать метод, но
и подготовить соответствующие инстру-менты:
1) разработать и апробировать
анкету;
2) сформулировать вопросы для проведения
интервью;
3) определить, на что обращать
внимание при наблюдении и
как регистрировать результаты
наблюдения. На этапе планирования также определяется
график проведения работ и необходимые
ресурсы.
4) Сбор необходимой информации.
На этапе сбора информации самым главным
является беспристрастное фиксирование
фактов, отказ от попыток их интерпретирования.
Главная идея разделения этапов сбора
информации и последующего анализа заключается
в том, что выводы должны базироваться
не на отдельных фактах, а на их совокупности.
При сборе информации могут использоваться
данные мониторинга.