Роль социологии в организации социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить тему «Роль социологии в организации социальной работы», рассмотреть каким образом социологические исследования помогают познать проблемы социальной работы.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты «Роль социологии в организации социальной работы»;
2. Изучить взаимосвязь социологии с другими науками;
3. Проанализировать тему «Роль социологии в организации социальной работы

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Социология как наука…………………………………………5
1.1 Социология и общество…………………………………………….5
1.2 Предмет, объект и функции социологии……………………….…6
1.3 Связь социологии с другими науками……………………………13
Глава 2. Роль социологии в организации социальной работы
2.1 Социальная работа и направления социологии………………….16
2.2 Роль социологического исследования в социальной работе…….18
2.3 Применение результатов исследования в социальной работе…...24
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

0754638_9F6CB_rol_sociologii_v_organizacii_socialnoy_raboty.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)


                     Казанский институт Академии ВЭГУ                                  

 

                         Факультет: социальная работа

 

 

 

 

 

                                      Курсовая работа

 

На тему: Роль социологии в организации социальной работы

 

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                Выполнила:

                                                                                 Студент 4 курса

                                                                                 группы С-09

                                                                                 Сиразиева Г.З.

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 старший преподаватель

                                                                                 Невмержицкая Д.Р.

 

 

                                                КАЗАНЬ-2010

 

 

                                        

                                         Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Социология как наука…………………………………………5

1.1  Социология и общество…………………………………………….5

1.2  Предмет, объект и функции социологии……………………….…6

1.3  Связь социологии с другими науками……………………………13

Глава 2. Роль социологии в организации социальной работы

2.1  Социальная работа и направления социологии………………….16 

2.2 Роль социологического исследования в социальной работе…….18

2.3 Применение результатов исследования в социальной работе…...24

Заключение………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В связи с этим анализ тематики «Роль социологии в организации социальной работы» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В  основном материал, изложенный в учебной  литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы проблемы «Роль социологии в организации социальной работы». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость темы «Роль социологии в организации социальной работы» определяют несомненную новизну данного исследования.

Цель исследования - изучить тему «Роль социологии в организации социальной работы», рассмотреть каким образом социологические исследования помогают познать проблемы социальной работы.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты «Роль социологии в организации социальной работы»;

2. Изучить взаимосвязь социологии с другими науками;

3. Проанализировать тему «Роль социологии в организации социальной работы

4. Обозначить основные методы социологических исследований.

Объектом исследования данной работы является анализ темы "Роль социологии в организации социальной работы".

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Методологическую основу исследования составили авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная литература). При проведении исследования темы «Роль социологии в

 

организации социальной работы» были использованы следующие методы исследования:

-анализ существующих источников  по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

-обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

Теоретическое значение проблемы «Роль социологии в организации социальной работы» заключается в том, что избранная проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований темы « Роль социологии в организации социальной работы».

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав,включающие 3 параграфа, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     1.1.Социология и общество

Каждая из отраслей науки имеет  предмет и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений и все общество. Потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество - не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и является социология. [15]

Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых, цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.

Во-вторых, благодаря  этому социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации — как статистического, так и социологического характера.

В-третьих, овладевая  социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности. [10] Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология — очень «жизненная» наука, главный смысл которой заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведении людей, социальных отношений и взаимодействий. [27]

                                   1. 2.Определения предмета социологии

Социология, как любая  другая наука, имеет свой объект и  предмет

исследования. Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые

организмы или человек. Важно то, что все эти объекты  окружающей

действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. [22] Объектом социологической науки выступает:

  • общество как целостная социальная реальность;
  • социальные организации;
  • социальные институты;
  • социальные взаимодействия;
  • социальные явления;
  • социальные процессы;
  • социальные отношения;
  • социальные общности;
  • социальные субъекты

Что же касается предмета, то здесь мнения расходятся. О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, иногда называя ее социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, имеют, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.[29] Другой основоположник социологии - австрийский ученый Макс Вебер (1864—1920) считал предметом социологии, так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Как видим, у М. Вебера предмет социологии субъективируется, «привязывается» к человеку. Эмиль Дюркгейм (1858—1915) объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. Д.

Подход Э.Дюркгейма к предмету социологии имеет объективный, не зависимый от данного человека характер. Но подходы

М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые этот человек имеет с окружающими его людьми и предметами, своим предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах.[38]

По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов».

П.Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой». [21]

С.Фролов полагает, что  социология - это наука, изучающая  структуры общества, их элементы и  условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.[31]

Попытку дать развёрнутое определение  предмета социологии на основе уже  существующих разработок предпринял российский учёный

В. Ядов. На его взгляд, социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения. [40]

Исходя из анализа  сложившихся подходов к определению  объекта и предмета социологии, можно  прийти к следующему выводу. Что  касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д. Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения. [13]

Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания. [11]

Из сказанного можно выделить следующее определение предмета социологии: социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации( социальных систем, социальных структур и институтов).[38] Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. [3]

Основная задача социолога - познание социальных процессов с помощью  общетеоретических и специфических  для социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в нужном обществу направлении.

Поэтому работа социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательной, так или иначе, должна быть, связана с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.

Информация о работе Роль социологии в организации социальной работы