Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования - изучить тему «Роль социологии в организации социальной работы», рассмотреть каким образом социологические исследования помогают познать проблемы социальной работы.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты «Роль социологии в организации социальной работы»;
2. Изучить взаимосвязь социологии с другими науками;
3. Проанализировать тему «Роль социологии в организации социальной работы
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Социология как наука…………………………………………5
1.1 Социология и общество…………………………………………….5
1.2 Предмет, объект и функции социологии……………………….…6
1.3 Связь социологии с другими науками……………………………13
Глава 2. Роль социологии в организации социальной работы
2.1 Социальная работа и направления социологии………………….16
2.2 Роль социологического исследования в социальной работе…….18
2.3 Применение результатов исследования в социальной работе…...24
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...32
Использование результатов социологических исследований для анализа социальных служб получило за последние годы широкое распространение. Это связано с социальными проблемами населения, требующими безотлагательного решения, совершенствования системы его информационного обеспечения. [24]
Среди аналитических материалов результаты, выводы исследований занимают особое место. Социологические данные, как показывает практика, не просто констатирует состояние деятельность социальных служб.Они побуждают к размышлениям, дают возможность сравнивать работу по регионам, сопоставлять накопительный опыт, своевременно видеть новые, наиболее существенные тенденции в развитии тех или иных общественных явлений и на этой основе планомерно влиять на их развитие, последовательно добиваться намеченной цели. [41]
Накопленный социальными службами опыт использования результатов социологических исследований в анализе практической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первый уровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельных направлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.Оценка состояния социальных служб и социальной работы в целом, функционирования различных ее форм и методов дает их обобщенную количественно- качественную картину. По существу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможность видеть реальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты в проводимой работе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, что нужно сделать в первую очередь. Другими словами, анализ состояния социальной работы с помощью методов социологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в ней ситуацию и , опираясь главным образом на научно обоснованные социологические данные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характер данной ситуации.[26]
Определить эффективность социальной работы при помощи социологической информации можно лишь в том случае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведенной работы и правильно соотнесена и ее целью, а также с тем, что было достигнуто ранее. Другими словами, речь и дет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняя социологическая информация с информацией предыдущей.Для получения более полной и точной оценки эффективности не только осуществляется анализ полученных результатов, соотносят их с ранее имевшимися данными, но и изучают сам процесс, который привел к ним.[36] Результаты социологических исследований, являясь хорошим подспорьем в планировании социальной работы, оказывается в то же время ценным материалом для научного предвидения, прогнозирования результатов социальных процессов и отношений. Обоснованный прогноз в сфере социальных служб дает возможность учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более современным управление, эффективным-проектирование. Весьма существенную роль в прогнозировании социальных процессов играют результаты массовых и специализированных (экспертных) опросов. В первую очередь это результаты тех социологических исследований, которые дают качественно-количественную характеристику существенных сторон объекта социальной работы . Причем значимость социологических сведений для прогноза возрастает по мере того, как эти сведения начинают отражать состояние объекта не только в статике, но и в динамике, то есть указывать направленность происходящих в нем изменений, особое значение здесь имеют результаты повторных социологических исследований потребностей людей. Однако для серьезного и всесторонне обоснованного прогноза в социальной сфере социологическая информация об объекте должна быть дополнена показателями экономического, социально-культурного и демографического развития. Специалисты правомерно считают, что без учета таких данных надежность прогноза социального процесса резко падает. [20]
Также важным вопросом является социологическое обеспечение контроля и учета в социальной работе.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль призван выявлять не только своевременность, количество и направленность проведенных мероприятий , но и их отдачу, то есть качественную сторону социальной работы. В этом смысле использование социологических данных для контроля за состоянием данной работы оказывается тесно связанным с их применением для анализа и оценки ее реального уровня и эффективности. В число направлений контрольной деятельности входит: контроль за выполнением работ, намеченных планов; меры по коррекции всех значительных отклонений от плана; определение взаимосвязи и преемственности традиционных и новых средств, форм и методом работы; их актуальности, связи с жизнью; оценка уровня теоретической и методической подготовленности кадров; оценка достоверности отчетной информации о состоянии социальной работы, поступающей из социальных организаций.[35] Для того чтобы обеспечить действенность контроля в социальной работе, нужно позаботиться о его научной основе, используя в единстве всю совокупность имеющихся для этого средств, в том числе различные виды социологических исследований, которые помогают добиваться оперативности, широкого охвата и глубины контроля, повышают его объективность в оценке истинного положения дела. [37]
Для повышения эффективности социальной работы все шире начинают использовать социологические исследования. Во-первых, их последовательное применение позволяет уточнить круг критериев оценки работников, полнее учесть те их качества, которые не всегда фиксируются в официальных документах: Во-вторых, их результаты с большей долей объективности могут отражать реальный уровень теоретических знаний и информированности кадров.
В-третьих, опросы самих социальных работников позволяют выявлять и концентрировать компетентные суждения о проблемах социальной работы, причинах наличия тех или иных недостатков, путях и средствах их преодоления.
Наконец, в–четвертых, привлечение социальных работников к процессам подготовки и проведения социологических исследований, анализа и использования их результатов формирует у них широкий, свежий взгляд на состояние и совершенствовании своей деятельности, развивает их социологическое мышление, прививает стремление к постоянной аналитической работе, стимулирует потребность повышения своего общетеоретического уровня.[17]
В данной работе были рассмотрены вопросы о социологии как науки, ее месте в обществе, о социальной работе, роли социологических исследований в социальной работе.
Современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе. Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений.В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое представление о социологии.
В современном мире достижения и облик каждого общества зависят от самих людей, от их социальной активности, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод.
Социология изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
У социологии много общего с другими науками, такими как политология, экономика, антропология, психология, социальная работа. Социология важна для социальной работы, как фундаментальный компонент освоения современного общественного бытия.
Социология не только
поставляет наукам информацию, но и
жадно впитывает в себя выводы,
к которым приходят ученые из родственных
областей знания. Основные заключения
философии имеют для нее
Роль социологии в современном мире многообразна. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
И социология, и социальная
работа изучают социальный контекст
жизни людей, их социальное взаимодействие,
способы его коррекции и
В основе изучения всего социального обслуживания должен быть мониторинг, то есть наблюдение за состоянием параметров всей системы. Социологический мониторинг всех действующих составляющих социальной работы обеспечит ее надежность, компетентность, способность к саморазвитию. Целью социальной работы является как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализоваться во всех общественных подсистемах: труде, собственности, власти, семье, культуре.
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 496 с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И.Социология.Гардарики, 2007-326с.
3.Габдуллина К., Раисов Е.Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нур-пресс», 2005 – 202 с.
4. Горбова Г.А, Самыгин С.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. — 336 с.
5. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социология. Основы модернизации социального знания.Издательство: Гардарики, 2006г.-316с.
7. Григорьев С.И.Теория и методология социальной работы.- М.,-2004.-408с.
8. Девятко И.В. Методы социологического исследования. - М, 2002
9Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
10.Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.-592с.
11.Здравомыслов А.Г. Общая социология. Хрестоматия/Пер. В.Г. Кузьминов;Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.
12.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: «Академия», 2005. - 208 с.
13.Исаев Б.А. Учебное пособие. Социология в схемах и комментариях. 1-е издание, 2009.- 224 стр.
14.ИсаевБ.А.Социология. Краткий курс.Издательство ООО «Питер Пресс»,2007.-289с
15 Капитонов Э.А.Социология XX века. - Ростов-на-Дону, 1999. - с. 364
16 Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640
17.Коробанов В.В. , Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы, 2002 №2,19-25c.
18.Кузина И.Г. Теория социальной работа. Владивосток: ДВГТУ, 2006.-338с.
19.Курбатов В.И. Социальная работа.– Ростов/Д., 2004
20. Луков В.А. Социальное проектирование, М, 2003.-197с.
21.Медведько Ю. Питирим Сорокин за 90 минут. — М.: ACT;М42 СПб.: Сова, 2006. — 93с.
22.Михайлова В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей – Ульяновск: УлГТУ,2004.– 207 с.
23.Мягков А.Ю.Социология. Основы общей теории/М.: «Флинта»,2003-256с.
24.Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. - М., 2005-389с.
25.Павленок П.Д.Теория, история и методика социальной работы. - М.,2005
26. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004.-315.
27. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").
28. Старшинова А. В. Философские основания идеологии социальной работы // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 42. – С. 72-92.
29. Токарева Е.М.Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.- 70 с.
30. Фирсов М.В.,Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.,2005-286с.
31. Фролов С.С.Общая социология: учебник-Москва:Проспект ,2011.-384с.
32. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005-668c.
33. Холостова Е.И.Социальная работа. - М.,2006.-337с.
34. Холостова Е.И Теория социальной работы: Учебник . - М.: Юристь, 1999. - 334 с.
35. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 727с.
36. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 313-314.
37. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование, - М., 2001. – 145с.
38. Эмиль Дюркгейм: Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Лабиринт, 2008. – 400 с.
39. Эффендиев А.Г. Общая социология. Учебное пособие - М.: ИНФРА, 2005. - 654 с. - (Высшее образование))
40. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2003, с 62
41. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 88
Информация о работе Роль социологии в организации социальной работы