Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования - изучить тему «Роль социологии в организации социальной работы», рассмотреть каким образом социологические исследования помогают познать проблемы социальной работы.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты «Роль социологии в организации социальной работы»;
2. Изучить взаимосвязь социологии с другими науками;
3. Проанализировать тему «Роль социологии в организации социальной работы
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Социология как наука…………………………………………5
1.1 Социология и общество…………………………………………….5
1.2 Предмет, объект и функции социологии……………………….…6
1.3 Связь социологии с другими науками……………………………13
Глава 2. Роль социологии в организации социальной работы
2.1 Социальная работа и направления социологии………………….16
2.2 Роль социологического исследования в социальной работе…….18
2.3 Применение результатов исследования в социальной работе…...24
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...32
Характеризуя специфику
Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально–профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, выработать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций. Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.
Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно–идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.
Усложнение внутреннего мира человека, проблемы духовного и культурного развития общества должны отражаться в специфике социальной работы. Поэтому необходимо знать, какое влияние на социальную работу оказывает социология культуры. Учреждения культуры как факторы и условия оказания помощи нуждающимся, осуществляют учет данных о дифференциации населения по ориентации на те или иные культурные ценности. Социальная работа находится в тесном контакте с библиотеками, музеями, театрами и другими культурно-образовательными центрами. Учет культурного контекста бытия клиента, его пристрастий в мире культурных ценностей – важное условие эффективности социальной работы.
Социология также воздействует на подготовку специалистов социальной работы: наличие социологических дисциплин в базовом учебном плане государственного образовательного стандарта по специальности «социальная работа». Социологическое содержание программы подготовки социальных работников задается характеристикой сферы и объектов их профессиональной деятельности.
Главное направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы, характера участия в ней разных групп социальных работников, эволюции социальной работы как общественного института. В связи с этим социологические исследования в социальной работе имеют большое значение. [34]
2.2.Роль социологического исследования в социальной работе.
Для социальной работы социология важна как фундаментальный компонент освоения современного общественного бытия. Существуют две главные особенности познания мира и человека через социологию, которые объективно сближают ее с социальной работой:
1) изучение с точки зрения той или иной идеологии;
2) исследование эмпирическим путем.
Социальному работнику необходимы все науки о человеке и обществе. Социология - одна из важнейших необходимых наук, «интеллектуальный воздух» социального работника.
Для социальной работы, как и для социологии характерны сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: например, методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Целью социальной работы является создание комфортной для человека сферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализоваться во всех общественных подсистемах: труде, собственности, власти, семье, культуре.
И социология, и социальная
работа изучают социальный контекст
жизни людей, их социальное взаимодействие,
способы его коррекции и
Социологическое исследование представляет собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению новых знаний об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.Необходимо отметить, что социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. [1]
В социологических исследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровня социальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Эти возможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследования и его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективности деятельности социальных служб. [12]
Специалист социальной работы является профессионально подготовленным не только для индивидуальной или групповой терапевтической деятельности, но и для осуществления планирования работы отдела и всей службы. С этой точки зрения, для повышения качества работы организации важно, во-первых, оценивать потребности непосредственных , уже известных клиентов и нужды района или города в целом; выявлять потенциальных клиентов, которые пока еще не охваченные профессиональной помощью. Во-вторых, необходимо оценивать те методы, которые применяются конкретными специалистами и службой в целом, те результаты, которых удается достичь. Все это применяется для того, чтобы оценить вклад и квалификацию работников, представить отчет о деятельности службы, найти проблемы в ее работе , необходимой для эффективного управления организацией социальной сферы. [19]
Особенности исследований в социальной работе обусловленной областью – это социальная работа и связанные с ней организации. Вместе с тем, интересы других исследователей, например, психиатров, геронтологов нередко пересекаются с интересами исследователей социальной работы напрямую озабочены развитием социальной работы и связанных с ней сервисов, в исследовании эффективности методов, подходов и практик. [25]
Когда ведется речь об исследованиях в социальной работе, предполагается изучение социальной работы как профессиональной практики, анализ социальных проблем и способов их решения, аспектов поведения индивидов и групп. Единственное условие для социальной работы, при этом должны быть исследования, приносящие пользу профессий. [33]
К основным методам исследований в социальной работе можно отнести следующие :
- диагностика – оценка состояния социального объекта в момент исследования.
- контроль достоверности информации - сбор информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующие коррективы;
- прогноз – выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной , среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
- проектирование – выработка рекомендаций по тематике экспертизе социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений;
- объяснение и анализ – выявление причин и природы социальных проблем, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов организаций социальной работы;
- внедрение – применение рекомендаций сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы, в управлении организациями, в образовании;
- информирование – распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте их разрешения;
- концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;
- развитие рефлексной практики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;
- активизация – мобилизация
социальных сетей, выявленных п
- преобразование –
проведение социальных
При написании социальных биографий обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, важны для социальной работы. [32]
Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы. Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций в социальной работе опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни.
Исследования в социальной работе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов.
Метод интервью.
Неструктурированное интервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известно о конкретной проблеме. Данный вид интервью применяется в социальной работе с тем, чтобы предоставить возможные вариации факторов.
Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений.
Сбор эмпирических данных методом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондента или в специально отведенном для этого офисе.
Наблюдение.
Целью включенного наблюдения является понимание культур с точки зрения и представлений, при этом полученные результаты могут использоваться для критики существующих позитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение и контроль, поэтому она связаны с проверкой гипотез и поиском логических связей.
В последние годы социологи все чаще применяют метод эксперимента, с помощью которого путем управления ситуаций проверяются и испытываются гипотезы. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерны: активное вмешательство исследователя, контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами. [17]
Исследования могут быть описательными, предполагающие получение эмпирических сведений, дающие относительно целостное представление об изучаемом явлении или же аналитическими, направленные на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления и обуславливающих его характер.
Исследование может быть разведывательным, если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования также разделяются на разовые и повторные, а также мониторинговые, когда по данному сценарию, исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно . Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени или повторяется регулярно. [8]
По типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесь используются эмпирические данные , материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумевает использование материалов, собранных ранее , часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Итак, предназначение любого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют не второстепенное, а ключевое значение для социальной практики. Один из главных мотивов обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной, содержательной и актуальной информацией.
Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы. Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности во взаимодействии с клиентами, в специально проводимых исследованиях, представляют собой самостоятельную ценность не только для целей управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра – информационных, справочных материалах, докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем. [26]
2.3.Применение результатов исследования в социальной работе.
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и успехи, и имеющиеся недостатки в социальной работе. Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы, , но и подсказывают действенные средства для их решения. Регулярно проводимые социологические исследования в социальной работе помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состоянием психологического климата.Результаты социологических исследований в социальной работе позволяют не ограничиваться только количественными характеристиками, а анализировать непосредственно качество социальной работы с населением.
Информация о работе Роль социологии в организации социальной работы