Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, реферат
Описание работы
Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни. Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место, свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1. Современная семья: социально - педагогический аспект 4 1.1 Сущность понятия «семья» 4 1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи 6 1.3 Современная семья как социальная система 19 Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности 21 2.1 Семья как социальная ячейка общества 21 2.2 Процесс социализации личности 26 2.3 Социализирующие функции семьи 28 Заключение 31 Список литературы 33
"Семья - это та первичная
среда, где человек должен учиться
творить добро". - В. Сухомлинский
Никогда не утратит своего значения
фраза «мой дом - моя крепость».
Следуя традициям и зову природы,
люди создали семьи, которые должны стать
главной опорой в их жизни. Человек, появляясь
на свет, приходит в чуждый ему мир, где
с течением времени пытается найти свое
место, свить гнездо, в котором он будет
чувствовать себя комфортно и уверенно.
Пусть вокруг бушуют конфликты - если в
семье царит покой, то и окружающий мир,
внешние проблемы и заботы воспринимаются
иначе: спокойнее и оптимистичнее.
Есть хорошая фраза одного мудреца:
«Семья - один из шедевров природы». А к
шедеврам люди во все времена относились
бережно и трепетно. Именно поэтому значительное
внимание уделено ценностям семьи и семейного
образа жизни для человека.
Давайте вспомним о существовании
такого понятия, как фамилизм, обозначающего
направленность системы на ценности семьи
и семейный образ жизни, предполагающий
изначальный приоритет ценности семьи
и детей перед всеми иными ценностями.
Можно прогнозировать повышение
внимания ученых и специалистов к фамилистике
- общей науке о семье и семейных феноменах
- так как на сегодняшний день вся литература
по вопросам семьи основана на устаревших
исследовательских данных.
Становление и развитие человека
начинается в семье - первой социальной
среде. Это то ближайшее окружение, в котором
человек усваивает первичные нравственные
ценности, получает основные знания и
приобретает основные умения и навыки
деятельности и общения, с которыми он
потом входит в мир. Поэтому все, что не
воспитано в детстве, с большим трудом
восполняется в дальнейшей жизни.
Функции семейного воспитания
состоят в том, чтобы сформировать свойства
и качества личности, которые помогут
ей адаптироваться в обществе.
Семья - первая в жизни человека
социальная группа, благодаря которой
он приобщается к ценностям культуры,
осваивает первые социальные роли, приобретает
опыт общественного поведения. В ней он
делает свои первые шаги, переживает первые
свои радости и огорчения, из семьи выходит
в большой мир, чтобы потом вернуться обратно,
когда в этом мире ему станет неуютно.
Семья в демографической политике
государства играет важную роль. Сейчас
стоит проблема низкой рождаемости, рождаемость
не обеспечивает простого возобновления
поколений ни в одной из развитых странах.
Падение рождаемости происходит за счет
отказов от брака, увеличение доли женщин,
которые не хотят рожать ни одного ребенка.
Однако для смены поколений необходимо,
чтобы в каждой семье было примерно 2,5
ребенка. На протяжении 5 лет смертность
в Беларуси превышает рождаемость. В 2000
году Загсы зарегистрировали 94510 новорожденных,
умерло же в стране за год 142519 человек.
Характер семейного воспитания
зависит от состава семьи, состояния здоровья
ее членов, уровня образования, ценностных
ориентаций, материально-финансового
положения, а также социально - психологических,
социально-культурных отношений в семье.
Личность родителей играет ведущую роль
в жизни каждого человека. Связь между
родителями и ребенком относится к наиболее
сильным человеческим связям. Доверительные
взаимоотношения, эмоциональная близость,
любовь, забота и уважение увеличивают
шансы на успешную социализацию подростков,
дальнейшую эффективную интеграцию в
обществе.
Семейно-брачные отношения
прослеживаются в истории человечества
с довольно ранних эпох. Уже в неолите(15
- 20 тыс. лет назад), которому относится
появление человека разумного, существовали
устойчивые общности людей, основанные
на естественном половозрастном разделении
функций, совместно ведущие хозяйство,
воспитывающие детей. Изучение семьи не
сводится к пониманию семьи только как
подсистемы общества, выполняющей специфические
функции по рождению, содержанию и социализации
новых поколений. Семья как социальный
институт не есть простой исполнитель
данных свыше функций. Семья - активный
элемент и агент социальных изменений.
Семейная жизнедеятельность вплетена
в социальную реальность, арену столкновения
многообразных социальных сил, участвующих
в процессах социальной дифференциации
и специализации. С этой точки зрения изучение
семьи - это фокусировка внимания на организации
деятельности социальной системы по смене
поколений в постоянном круговороте бытия.
Объект: современная семья,
как институт социализации.
Предмет: факторы и условия
семейного воспитания, оказывающие влияние
на социализацию личности.
Цель: выявить систему влияний
семьи на социализацию личности.
Задачи:
Раскрыть сущность, характер
семьи как социальной системы;
Определить роль семьи в социализации
личности;
Глава
1. Современная семья: социально - педагогический
аспект
1.1 Сущность понятия
«семья»
Семья - это малая группа, основанная
на браке или кровном родстве, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью
и моральной ответственностью. [Большой
энциклопедический словарь. - М. 1994 г.]
Испокон веков семья являлась
значимой частью жизни человека, фундаментом
его практической деятельности, основой
эволюции мироздания. Трудно переоценить
социальное значение семьи как первичного
института социализации личности, в неразрывной
связи с которым человек нуждается на
протяжении всей своей жизни.
Характеризуя современную семью
можно выделить следующие ее особенности:
Преимущественное преобладание
светских, гражданских браков;
Свобода заключения и расторжения
брака;
Равноправие женщин и мужчин
в браке;
Увеличение нуклеарных (бесплодных,
не производящих детей) семей;
В основном семьи одно-двухдетные,
многодетной считается семья с тремя и
более детьми, причем таких семей по статистическим
данным всего 7%. [8, с. 101].
Существует несколько определений
семьи. Во-первых, семья -- это основанная
на браке и (или) кровном родстве малая
социальная группа, члены которой объединены
совместным проживанием и ведением домашнего
хозяйства, эмоциональной связью и взаимными
обязанностями по отношению друг к другу.
(Жук А.И.)
Во-вторых, семьей называется
социальный институт, характеризующийся
устойчивой формой взаимоотношений между
людьми, в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни людей:
сексуальные отношения, деторождение
и первичная социализация детей, значительная
часть бытового ухода, образовательного
и медицинского обслуживания. (Жук А.И.)
Семейно-брачные отношения
прослеживаются в истории человечества
с довольно ранних эпох. Уже в неолите
(15-- 20 тыс. лет назад), к которому относится
появление человека разумного, существовали
устойчивые общности людей, основанные
на естественном половозрастном разделении
функций, совместно ведущие хозяйство,
воспитывающие детей.
В глубинной подоснове семьи
лежат физиологические потребности, которые
в мире животных носят название инстинкта
размножения. Но кроме биологических законов,
проявляющихся в жизнедеятельности семьи,
существуют и социальные законы, так как
семья - социальное образование, имеющее
в каждом конкретно-историческом типе
общества свои традиции и специфику. [5,
с. 176].
Семья - это естественная группа,
в которой со временем возникают стереотипы
взаимодействий. Эти стереотипы создают
структуру семьи, определяющую функционирование
ее членов, очерчивающую диапазон их поведения
и облегчающую межличностные контакты
между ними. Та или иная жизнеспособная
структура семьи довольно значима как
для полноценного выполнения главных
ее функций, так и для решения личностно
значимых задач - поддерживать индивидуальность,
создавая в то же время ощущение принадлежности
к целому. [3, с. 20].
1.2 Характеристика
современной семьи: структура, виды,
функции современной семьи
Структура
современной семьи
Структура семьи включает численный
и персональный состав ее членов, а также
совокупность семейных ролей и различных
взаимоотношений между ними (супружеские
отношения, детско-родительские, супругов
и их родителей, отношения между детьми,
отношения бабушек и дедушек с их внуками).
Вопрос определения структуры
семьи является довольно сложным в теории
и практике организации психологической
помощи семье. Как справедливо замечает
по этому поводу известный американский
семейный психотерапевт С. Минухин, «семья
есть нечто большее, чем индивидуальная
биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие
членов семьи подчиняется определенным
закономерностям, которые управляют их
трансакциями. Эти закономерности обычно
не формулируются явно или даже не осознаются,
однако формируют целое - структуру семьи.
Реальность структуры - это реальность
другого порядка по сравнению с реальностью
индивидуальных членов». Поэтому при анализе
структуры конкретной семьи необходимо
изучить ее численный и персональный состав,
остановиться отдельно на характеристике
разных уровней семейной системы, куда
входят вся семья в целом, подсистема родителей,
подсистема детей, а также индивидуальные
подсистемы. Кроме того, следует описать
структуру семьи с учетом ее основных
параметров (сплоченность, иерархия, гибкость,
внешние и внутренние границы, ролевая
структура). Важно знать, кого каждый из
членов семьи считает ее членом, ибо нередки
случаи, когда члены семьи не согласны
в том, кто входит в ее состав. Это касается
в первую очередь границ семьи и того,
кто физически или психологически присутствует
в данной семейной системе. Особенно важно
решение этой проблемы для разведенных
семей и вступивших в повторный брак. В
структуру семьи входят наборы осознанных
и неосознанных правил, которые определяют
взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм
действовал (правилам следовали, поведение
предсказывалось), необходима система
поддержания, которая состоит из двух
частей. Первая - это иерархическая система,
основывающаяся на авторитете родителей,
который всегда и везде выше, чем авторитет
детей. Вторая - семейные комплементарные
(дополняющие друг друга) роли: например,
один из родителей более рассудительный,
а другой -- более эмоциональный. Иерархия
и роли не всегда четко осознаются, но
они должны быть непременно взаимосвязанными
и дополняющими. Если этого нет, семья
перестает функционировать, фактически
распадается. Что касается подсистем (субсистем)
семьи, то динамика их тесно связана с
ее жизненными циклами. Первая - подсистема
пары, или супругов, образуется с заключением
брака. Одновременно начинается и процесс
ее аккомодации (приспособления), когда
принимаются или отбрасываются роли, которые
супруги будут исполнять, взаимодействуя
между собой. Предварительная установка
на согласование, приспособление и способности
это осуществить связаны с опытом, приобретенным
в родительской семье.
Подсистема родителей появляется
с трансформацией супружеской пары после
рождения ребенка. В свою очередь, родительская
подсистема изменяется, приспосабливается
к возрастным особенностям детей. Кроме
того, родительская подсистема обязана
учитывать потребности всех растущих
в семье детей, что, естественно, сопряжено
с целым рядом трудностей, обусловленных
не только возрастными, но и индивидуально-психологическими
характеристиками, а также половыми различиями.
Подсистема детей предоставляет
ребенку возможность быть лишь ребенком,
позволяет изучать отношения сверстников,
воспитывать способность к согласованию
и приспособлению. С. Минухин называет
эту подсистему социальной лабораторией,
где можно экспериментально общаться
без ответственности и компетенции, стесняющих
общение взрослых. Детское общение становится
своеобразной экспериментальной площадкой,
позволяющей сформировать у ребенка необходимые
коммуникативные умения и навыки для последующего
самостоятельного установления контактов
и со сверстниками, и с взрослыми. [3, с.
20].
Виды современной
семьи.
1. По родственной структуре
семья может быть нуклеарной (супружеская
пара с детьми) и расширенной (супружеская
пара с детьми и кто-либо из родственников
мужа или жены, проживающих с ними в одном
домохозяйстве).
2. По количеству детей:
бездетная (инфертильная), однодетная,
малодетная, многодетная семья.
3. По структуре: с одной
брачной парой с детьми или
без детей; с одной брачной
парой с детьми или без детей,
с одним из родителей супругов
и другими родственниками; с двумя
и более брачными парами с
детьми или без детей, с одними
из родителей супругов и других
родственников или без них; с
матерью (отцом) с детьми; с матерью
(отцом) с детьми, с одним из
родителей и другими родственниками;
прочие семьи.
4. По составу: неполная
семья, отдельная, простая (нуклеарная),
сложная (семья нескольких поколений),
большая семья.
5. По географическому
признаку: городская, сельская, отдаленная
семья (проживающая в труднодоступных
районах и в районах Крайнего
Севера).
6. По однородности социального
состава: социально гомогенные (однородные)
семьи (имеется схожий уровень
образования и характер профессиональной
деятельности у супругов); гетерогенные
(неоднородные) семьи: объединяют людей
разного уровня образования и
профессиональной ориентации.
7. По семейному стажу:
молодожены; молодая семья, ждущая
ребенка; семья среднего супружеского
возраста; старший супружеский возраст;
пожилые супружеские пары.
8. По типу ведущих потребностей,
удовлетворение которых определяет
особенности социального поведения
членов семейной группы, выделяют
семьи с «физиологическим», или
«наивно-потребительским» типом
потребления (преимущественно с
пищевой направленностью); семьи
с «интеллектуальным» типом потребления,
т. е. с высоким уровнем расходов
на духовную жизнь; семьи с
промежуточным типом потребления.
9. По особенностям существующего
семейного уклада и организации семейного
быта: семья -- «отдушина» (дает человеку
общение, моральную и материальную поддержку);
семья детоцентрического типа (дети в
центре интересов родителей); семья типа
спортивной команды или дискуссионного
клуба (много путешествуют, много видят,
умеют, знают); семья, ставящая на первое
место комфорт, здоровье, порядок.
10. По характеру проведения
досуга: семьи открытые (ориентированные
на общение и индустрию культуры)
и закрытые (ориентированные на
внутрисемейный досуг).
11. По характеру распределения
домашних обязанностей: семьи традиционные
(обязанности в основном выполняет
женщина) и коллективистские (обязанности
выполняются совместно или по
очереди).
12. По типу главенства
(распределению власти) семьи могут
быть авторитарными и демократическими.
13. В зависимости от
особых условий организации семейной
жизни: студенческая семья (оба супруга
обучаются в вузе) и «дистантная»
семья (раздельное проживание брачных
партнеров из-за специфики профессии одного
из них или обоих: семьи моряков, полярников,
космонавтов, геологов, артистов, спортсменов).
14. По качеству отношений
и атмосфере в семье: благополучная
(супруги и другие члены семьи
высоко оценивают друг друга,
высок авторитет мужа, конфликтов
практически нет, есть собственные
традиции и ритуалы), устойчивая
(практически имеют те же особенности,
что и благополучные семьи), педагогически
слабая (низкие воспитательные характеристики,
предпочтение отдается физическому
состоянию и самочувствию ребенка);
нестабильная семья (высокий уровень
неудовлетворенности обоих супругов
семейной жизнью, включая свою
роль и положение в семье, что
приводит к непредсказуемости
поведения);
15. По составу супругов
в нуклеарной семье: полная (включает
отца, мать и детей) и неполная (один из
родителей отсутствует). Выделяются так
называемые функционально неполные семьи:
профессиональные или другие причины
оставляют супругам мало времени для семьи.
16. По социально-ролевым
признакам выделяются традиционные,
детоцентрические и супружеские семьи.
Первый тип - это «традиционная
семья». В таких семьях стержнем системы
являются не межличностные, а социально
и культурно заданные отношения между
ее членами.
Второй исторически сложившийся
в Европе XVIII--XIX веков тип семьи -- так называемая
«детоцентрическая семья». Здесь межличностные
отношения, стремление к формированию
близких и теплых, эмоционально насыщенных
контактов.
Таким образом, ребенок с самого
начала занимает в такой семье центральное,
главенствующее место.