Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, реферат
Описание работы
Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни. Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место, свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1. Современная семья: социально - педагогический аспект 4 1.1 Сущность понятия «семья» 4 1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи 6 1.3 Современная семья как социальная система 19 Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности 21 2.1 Семья как социальная ячейка общества 21 2.2 Процесс социализации личности 26 2.3 Социализирующие функции семьи 28 Заключение 31 Список литературы 33
Создание такой семьи - это влияние
старших членов семьи, когда дети соблюдают
традиции и нормы отношений.
На отношения внутри семьи влияют
успехи родителей на производстве, их
роль и статус в общественной жизни. [11,
с. 270].
2.2 Процесс социализации
личности
Роль семьи в обществе несравнима
по своей силе ни с какими другими социальными
институтами, так как именно в семье формируется
и развивается личность человека, происходит
овладение им социальными ролями, необходимыми
для безболезненной адаптации ребенка
в обществе. Семья выступает как первый
воспитательный институт, связь с которым
человек ощущает на протяжении всей своей
жизни.
Именно в семье закладываются
основы нравственности человека, формируются
нормы поведения, раскрываются внутренний
мир и индивидуальные качества личности.
Семья способствует не только формированию
личности, но и самоутверждению человека,
стимулирует его социальную, творческую
активность, раскрывает индивидуальность.
Семья - важнейший институт
социализации подрастающих поколений.
Она являет собой персональную среду жизни
и развития детей, подростков, юношей,
качество которой определяется рядом
параметров конкретной семьи. Это следующие
параметры:
Демографический - структура
семьи (большая, включая других родственников,
или нуклеарная, включающая лишь родителей
и детей; полная или неполная; однодетная,
мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный
уровень родителей, их участие в жизни
общества.
Социально-экономический - имущественные
характеристики и занятость родителей
на работе.
Технико-гигиенический - условия
проживания, оборудованность жилища, особенности
образа жизни. [2, с. 92]
Понятие «социализация» характеризует
в обобщенном виде процесс усвоения индивидом
определенной системы знаний, норм, ценностей,
установок, образцов поведения, которые
входят в понятие культуры, присущей социальной
группе и обществу в целом, и позволяют
функционировать индивиду в качестве
активного субъекта общественных отношений.
Существуют разные точки зрения на социализацию.
В соответствии с одной из них, процесс
социализации означает включение природно-биологического
индивида в нормальную социальную среду,
в результате чего происходит очеловечивание
животноподобного человеческого существа.
В традиционной социологии социализация
рассматривается как саморазвитие личности
в процессе ее взаимодействия с различными
социальными группами, институтами, организациями,
в результате, которого вырабатывается
активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социализация
есть процесс, продолжающийся в течение
всей жизни человека.
Социализация личности - это
сложный процесс ее взаимодействия в социальной
среде, в результате которого формируются
качества человека как подлинного субъекта
общественных отношений.
Процесс социализации на протяжении
всего жизненного цикла индивида предлагает
две основные, не равные по времени и интенсивности
стадии. Первая стадия - период активного
становления индивида как общественного
существа - занимает около трети жизни.
Вторая стадия - период развития сложившейся
личности в ходе ее дальнейшего функционирования
в обществе.
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости,
которая характеризуется обретением личностью
интегрального социального статуса. Однако
в процессе социализации возможны сбои,
неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющее (девиантное) поведение.
Этим термином в социологии чаще всего
обозначают различные формы негативного
поведения лиц, сферу нравственных пороков,
отступления от принципов, норм морали
и права. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.[9, с.170]
2.3 Социализирующие
функции семьи
Какую бы сторону развития ребенка
мы ни взяли, всегда окажется, что решающую
роль в его эффективности на том или ином
возрастном этапе играет семья. Поэтому
ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает
физическое и эмоциональное развитие
человека. В младенчестве и в раннем детстве
семья играет определяющую роль, которая
не может быть компенсирована другими
институтами социализации. В детском,
младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим, но перестает
быть единственным. Затем роль этой функции
уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование
психологического пола ребенка. В первые
три года жизни это влияние определяющее,
ибо именно в семье идет необратимый процесс
половой типизации, благодаря которому
ребенок усваивает атрибуты приписываемого
ему пола: набор личностных характеристик,
особенности эмоциональных реакций, различные
установки, вкусы, поведенческие образцы,
связанные с маскулинностью (мужскими
свойствами) или фемининностью (женскими
свойствами). Существенную роль в этом
процессе семья продолжает играть и на
последующих возрастных этапах, помогая
или мешая формированию психологического
пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую
роль в умственном развитии ребенка (американский
исследователь Блум выявил, что различие
в коэффициенте умственного развития
детей, выросших в благополучных и неблагополучных
семьях, доходит до двадцати баллов), а
также влияет на отношение детей, подростков
и юношей к учебе и во многом определяет
ее успешность. На всех этапах социализации
образовательный уровень семьи, интересы
ее членов сказываются на интеллектуальном
развитии человека, на том, какие пласты
культуры он усваивает, на стремлении
к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное
значение в овладении человеком социальными
нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих
исполнение им семейных ролей, влияние
семьи становится кардинальным. В частности,
исследования показывают, что выбор супруга
и характер общения в семье детерминированы
атмосферой и взаимоотношениями в родительской
семье. Родители, которые сами в детстве
пережили недостаток внимания или которым
не удалось успешно решить в семье свои
детские конфликты или проблемы, связанные
с половым созреванием, как правило, не
способны установить со своим ребенком
тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются
фундаментальные ценностные ориентации
человека, проявляющиеся в социальных
и межэтнических отношений, а также определяющих
его стиль жизни, сферы и уровень притязаний,
жизненные устремления, планы и способы
их достижения.
В-шестых, семья играет большую
роль в процессе социального развития
человека в связи с тем, что ее одобрение,
поддержка, безразличие или осуждение
сказываются на притязаниях человека,
помогают ему или мешают искать выходы
в сложных ситуациях, адаптироваться к
изменившимся обстоятельствам его жизни,
устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи определяют
и то, насколько она становится средой
саморазвития и ареной самореализации
ее членов, возможные аспекты и способы
того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны,
и от этого зависит то, каким содержанием
наполняется в них социализация, каковы
ее результаты. Так, социализация в большой
группе семей имеете явно антисоциальные
характер и результаты. По некоторым данным,
до 25% семей в нашей стране вообще не в
состоянии позитивно социализировать
детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает
наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических заболеваниях
или дебильности, но и в полной эмоциональной
выхолощенности, приводящей к социальной
дезадаптации. И наконец, сегодня, распространилось
стремление сбывать детей с рук. В редких
случаях - родственникам, чаще - на попечение
государства, порой детей просто выгоняют
из дому, много случаев убийства нежелательного
младенца. Все это проявления дезорганизации
семьи, отражающей негативные процессы
в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек
проходит стихийную социализацию, характер
и результаты которой определяются ее
объективными характеристиками (составом,
уровнем образования, социальным статусом,
материальными условиями и пр.), ценностными
установками (просоциальными, асоциальными,
антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений
членов семьи. [2, с. 92]
Семья является ячейкой первичной
социализации, в процессе которой новое
поколение, пришедшее на смену старому,
способно научиться выполнять определенные
социальные роли. [10, с. 132]
Заключение
Таким образом, новое поколение,
приходящее на смену старому, способно
научиться социальным ролям только в процессе
социализации. Семья -- агент первичной
социализации. Родители передают детям
свой жизненный опыт, социальные роли,
обучают ремеслам и теоретическим знаниям,
закладывают основы владения устной и
письменной речью, контролируют их действия.
Социализация - процесс, посредством
которого индивидом усваиваются нормы
его группы таким образом, что через формирование
собственного «Я» проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного функционирования в
данном обществе. Главную роль в процессе
социализации играет семья.
Семья является неотделимой
составной частью общества. И жизнь общества
характеризуется теми же духовными и материальными
процессами, как и жизнь семьи. Чем выше
культура семьи, следовательно, тем выше
культура всего общества. Общество состоит
из людей, которые являются отцами и матерями
в своих семьях, а также их детей. В этой
связи очень важны роли отца и матери в
семье, а в частности воспитательная функция
(семейная социализация) семьи. Ведь от
того, как родители приучают своих детей
к труду, уважению к старшим, любви к окружающей
природе и людям, зависит то, каким будет
общество, в котором будут жить наши дети.
Будет ли это общество, построенное на
принципах добра и справедливости
Процесс социализации на протяжении
всего жизненного цикла индивида предлагает
две основные, не равные по времени и интенсивности
стадии. Первая стадия - период активного
становления индивида как общественного
существа - занимает около трети жизни.
Вторая стадия - период развития сложившейся
личности в ходе ее дальнейшего функционирования
в обществе.
Семейная социализация ребенка
имеет решающее значение для становления
семейных потребностей. Общий семейный
климат прямо влияет на восприятие детьми
семейных ролей и на желание обзавестись
в будущем своей семьей. Этот климат в
значительной мере неблагоприятен ныне
для адекватной потребности в семье и
семейных ролях - отсутствие совместной
деятельности родителей и детей, которая
непосредственно цементирует семейное
единение, ведет к атмосфере потребительства
и бытового самообслуживания, к редукции
семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная
занятость членов семьи вне дома превращает
эти редуцированные семейные роли и потребности
в "бремя". И, к сожалению, социальная
проблема соотношения семейных и несемейных
(прежде всего профессиональных) ролей
все чаще трактуется через перераспределение
семейных ролей через разделение семейного
бремени между мужем и женой.
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости,
которая характеризуется обретением личностью
интегрального социального статуса. Однако
в процессе социализации возможны сбои,
неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющее (девиантное) поведение.
Этим термином в социологии чаще всего
обозначают различные формы негативного
поведения лиц, сферу нравственных пороков,
отступления от принципов, норм морали
и права. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося
поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными
интересами. Отклоняющееся поведение
- это чаще всего попытка уйти из общества,
убежать от жизненных повседневных невзгод
и проблем, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные
формы. Однако отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер.
Оно может быть связано со стремлением
личности к новому, передовому, попыткой
преодолеть консервативное, мешающее
двигаться вперед.
Социализация личности - это
сложный процесс ее взаимодействия в социальной
среде, в результате которого формируются
качества человека как подлинного субъекта
общественных отношений.
Список
литературы
1. Большой энциклопедический
словарь. - М., 1994 г.
2. Мудрик А.В. « Введение
в социальную педагогику». - М.: 1997.
3. Целуйко В.М. Психология современной
семьи: Кн. Для педагогов и родителей -
ВЛАДОС,2004.-288с.
4. Чечет В.В. Педагогика
семейного воспитания: Учебн. метод.
пособие.-Мн.:1998 г.
6. Чечет В.В. « Педагогика
семейного воспитания». Учебное
пособие для вузов. Мн. «Верасень»,
2006.
7. И.П. Подласый «Педагогика.
Новый кур» Учебник для пед. спец. вузов.
В 2 кн.- М.: ВЛАДОС. - 2001.
8. Стефановская Т.А. Педагогика:
наука и искусство. Курс лекций. Учебное
пособие для студентов, преподавателей,
аспирантов. / Т.А. Стефановская. - М : Совершенство,
1998. - 368 с.
9. . Осипов Г.В. Социология.
Основы общей теории: Учеб. пособие.
М.: Аспект Пресс,1996. - 461 с.
11. Василькова Ю.В., Василькова
Т.А. Социальная педагогика: Курс
лекций: Учеб. пособие для студентов высших
педагогических заведений, - 2-е издание.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- 440 с.