Роль современной семьи в социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, реферат

Описание работы

Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни. Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место, свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Современная семья: социально - педагогический аспект 4
1.1 Сущность понятия «семья» 4
1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи 6
1.3 Современная семья как социальная система 19
Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности 21
2.1 Семья как социальная ячейка общества 21
2.2 Процесс социализации личности 26
2.3 Социализирующие функции семьи 28
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

Создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.

На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни. [11, с. 270].

 

2.2 Процесс социализации  личности

 

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. [2, с. 92]

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Существуют разные точки зрения на социализацию. В соответствии с одной из них, процесс социализации означает включение природно-биологического индивида в нормальную социальную среду, в результате чего происходит очеловечивание животноподобного человеческого существа. В традиционной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате, которого вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия в социальной среде, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия - период активного становления индивида как общественного существа - занимает около трети жизни. Вторая стадия - период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.[9, с.170]

 

2.3 Социализирующие  функции семьи

 

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеете явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, приводящей к социальной дезадаптации. И наконец, сегодня, распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. [2, с. 92]

Семья является ячейкой первичной социализации, в процессе которой новое поколение, пришедшее на смену старому, способно научиться выполнять определенные социальные роли. [10, с. 132]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья -- агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия - период активного становления индивида как общественного существа - занимает около трети жизни. Вторая стадия - период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и несемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия в социальной среде, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Большой энциклопедический  словарь. - М., 1994 г.

2. Мудрик А.В. « Введение  в социальную педагогику». - М.: 1997.

3. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей - ВЛАДОС,2004.-288с.

4. Чечет В.В. Педагогика  семейного воспитания: Учебн. метод. пособие.-Мн.:1998 г.

5. А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик «Основы педагогики: учебное пособие для вузов» - Мн.: Аверсэв, 2003.

6. Чечет В.В. « Педагогика  семейного воспитания». Учебное  пособие для вузов. Мн. «Верасень», 2006.

7. И.П. Подласый «Педагогика. Новый кур» Учебник для пед. спец. вузов. В 2 кн.- М.: ВЛАДОС. - 2001.

8. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. / Т.А. Стефановская. - М : Совершенство, 1998. - 368 с.

9. . Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс,1996. - 461 с.

10. Павлова Н.В., Зенченко В.А. Социология. Учеб. пособие. - Мн.: БГПУ,2002

11. Василькова Ю.В., Василькова  Т.А. Социальная педагогика: Курс  лекций: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений, - 2-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.


Информация о работе Роль современной семьи в социализации личности