Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, реферат
Описание работы
Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни. Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место, свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1. Современная семья: социально - педагогический аспект 4 1.1 Сущность понятия «семья» 4 1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи 6 1.3 Современная семья как социальная система 19 Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности 21 2.1 Семья как социальная ячейка общества 21 2.2 Процесс социализации личности 26 2.3 Социализирующие функции семьи 28 Заключение 31 Список литературы 33
Третий тип известный социолог
С.И. Голод назвал «супружеской семьей»,
основой которой является связь между
супругами.
17. По характеру общения
и эмоциональных отношений в
семье браки классифицируются
на симметричный, комплементарный и
метакомплементарный.
В симметричном брачном союзе
оба супруга имеют равные права, никто
из них не подчиняется другому. Проблемы
решаются путем соглашения, обмена или
компромисса. В комплементарном браке
один распоряжается, дает приказания,
другой подчиняется, ожидает совета или
инструкции. В метакомплементарном браке
ведущего положения достигает партнер,
который реализует собственные цели путем
подчеркивания своей слабости, неопытности,
неумелости и бессилия, манипулируя, таким
образом, своим партнером.
Функции
современной семьи
Основной функцией семьи является
репродуктивное, биологическое воспроизводство
населения (А.Г. Харчев). [11, с. 273].
Репродуктивная
функция {от лат. productjo -- самовоспроизведение,
размножение, производство потомства)
обусловлена необходимостью продолжения
человеческого рода.
Но кроме этой существует целый
ряд социальных функций семьи. Это:
Экономическая и
хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда
была основной хозяйственной ячейкой
общества.
Экономическая функция была
связана с накоплением богатства для членов
семьи: приданое для невесты, калым для
жениха, вещи, передаваемые по наследству,
страхование на свадьбу, на день совершеннолетия,
накопление денежных средств.
Социально-экономические изменения,
происходящие в нашем обществе, вновь
активизируют экономическую функцию семьи
в вопросах накопления имущества, приобретения
собственности, приватизации жилья, наследования.
Функция первичной
социализации. Семья является первой и главной
социальной группой, которая активно влияет
на формирование личности ребенка. В семье
переплетаются естественно-биологические
и социальные связи родителей и детей.
Эти связи очень важны, ибо они определяют
особенности психики и первичную социализацию
детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов
социального воздействия, конкретной
социальной микросредой, семья оказывает
влияние в целом на физическое, психическое
и социальное развитие ребенка. Роль семьи
состоит в постепенном введении ребенка
в общество, чтобы его развитие шло сообразно
природе человека и культуре страны, где
он появился на свет. Обучение ребенка
тому социальному опыту, который накопило
человечество, культуре той страны, где
он родился и растет, ее нравственным нормам,
традициям народа - прямая функция родителей.
Воспитательная
функция - социализация молодого поколения.
[11, с. 273].Важную роль в процессе первичной
социализации играет воспитание ребенка
в семье, поэтому мы эту функцию выделим
отдельно. Родители были и остаются первыми
воспитателями ребенка.
Воспитание детей в семье - сложный
социально-педагогический процесс. Он
включает влияние всей атмосферы и микроклимата
семьи на формирование личности ребенка.
Возможность воспитательного взаимодействия
на него заложена уже в самой природе отношения
родителей к детям, сущность которого
заключена в разумной опеке, сознательной
заботе старших о младших. Отец и мать
проявляют заботу, внимание, ласку к своему
ребенку, защищают от жизненных невзгод
и трудностей. Существуют различные по
характеру требования родителей и особенности
взаимоотношений родителей и детей.
Непосредственно опыт ребенка,
приобретенный в семье, в младшем возрасте
становится подчас единственным критерием
отношения ребенка к окружающему миру,
людям.
Рекреационная и
психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в том,
что семья должна быть той нишей, где человек
мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным,
быть абсолютно принятым, несмотря на
его статус, внешность, жизненные успехи,
финансовое положение и т. д.
Изречение «мой дом - моя крепость»
хорошо выражает ту мысль, что здоровая,
неконфликтная семья - наиболее надежная
опора, наилучшее убежище, где можно хоть
на время укрыться от всех тревог внешнего
мира, отдохнуть и восстановить свои силы.
Таким образом, существование
человека в настоящее время организовано
в форме семейного образа. Каждая из функций
может быть с большим или меньшим успехом
реализована вне семьи, но совокупность
их может выполняться только в семье. [5
с. 177]
1.3 Современная
семья как социальная система
Семья является первой и главной
социальной группой, которая активно влияет
на формирование личности ребенка. В семье
переплетаются естественно-биологические
и социальные связи родителей и детей.
Эти связи очень важны, ибо они определяют
особенности психики и первичную социализацию
детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов
социального воздействия, конкретной
социальной микросредой, семья оказывает
влияние в целом на физическое, психическое
и социальное развитие ребенка. Роль семьи
состоит в постепенном введении ребенка
в общество, чтобы его развитие шло сообразно
природе человека и культуре страны, где
он появился на свет.
Обучение ребенка тому социальному
опыту, который накопило человечество,
культуре той страны, где он родился и
растет, ее нравственным нормам, традициям
народа - прямая функция родителей.
Важную роль в процессе первичной
социализации играет воспитание ребенка
в семье, поэтому мы эту функцию выделим
отдельно. Родители были и остаются первыми
воспитателями ребенка.
Воспитание детей в семье - сложный
социально-педагогический процесс. Он
включает влияние всей атмосферы и микроклимата
семьи на формирование личности ребенка.
Возможность воспитательного взаимодействия
на него заложена уже в самой природе отношения
родителей к детям, сущность которого
заключена в разумной опеке, сознательной
заботе старших о младших. Отец и мать
проявляют заботу, внимание, ласку к своему
ребенку, защищают от жизненных невзгод
и трудностей. Существуют различные по
характеру требования родителей и особенности
взаимоотношений родителей и детей.
Личный пример родителей - важнейшее
средство влияния на воспитание детей.
Его воспитательное значение основывается
на присущей детскому возрасту склонности
к подражанию. Не имея достаточных знаний
и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает
их действиям. Характер отношений родителей,
степень их взаимного согласия, внимания,
чуткости и уважения, способы решения
различных проблем, тон и характер разговоров
- все это воспринимается ребенком и становится
образцом для его собственного поведения.
В педагогике существуют классификация
семей не только по составу, но и по характеру
взаимоотношений в них.
Под семейным воспитанием в
узком смысле слова (воспитательной деятельностью
родителей) понимается взаимодействие
родителей с детьми, основанное на родственной
интимно-эмоциональной близости, любви,
заботе, уважении и защищенности ребенка
и содействующее созданию благоприятных
условий для удовлетворения потребностей
в полноценном развитии и саморазвитии
его личности.
Семейное воспитание - сложная
система. На него влияют наследственность
и биологическое здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, отношение к ребенку. Все
это органично переплетается и в каждом
конкретном случае проявляется по-разному.
В качестве основных принципов
семейного воспитания можно выделить
следующие:
гуманность и милосердие к ребенку;
вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность
отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений
в семье;
последовательность и согласованность
родителей в своих требованиях;
оказание помощи ребенку, готовность
отвечать на его вопросы;
социальная направленность
(нельзя воспитывать ребенка, не погружая
его в реальные проблемы жизни).
На семейное воспитание
влияют разнообразные внешние и внутренние
факторы.
Глава
2. Роль современной семьи в социализации
личности
2.1 Семья как
социальная ячейка общества
В жизни каждого человека семья
занимает особое место. В семье растет
ребенок, и с первых лет своей жизни он
усваивает нормы общежития, нормы человеческих
отношений, впитывая из семьи и добро,
и зло, все, чем характерна его семья. Став
взрослыми, дети повторяют в своей семье
все то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения
ребенка к окружающему, в семье он получает
опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как
самая малая ячейка общества, как социальная
ячейка. От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны
духовной общностью. От уровня духовной
культуры в семье зависит и уровень духовной
культуры общества.
Экономическое состояние семьи
зависит от экономического состояния
государства. От того, как ребенок приучен
к труду и как подросток выберет профессию
и будет готов к самостоятельному труду,
будет ли семья «трудовой» и от ее вклада
в трудовую «копилку» общества немало
зависит экономическое состояние общества.
Осуществляя социальную функцию,
семья формирует личность в зависимости
от ее культурного, социального и духовного
уровня. Условия в семье, жилье, гигиена,
особенности жизни и увлечения семьи --
все зависит от социальной политики государства.
Социализация в семье зависит
от состава семьи. Сегодня нет больших
семей, в которых живут и тети, и дяди, и
дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье
зависит от отношений внутри семьи, авторитета
и власти родителей.
На современное состояние семьи
влияют все изменения, происходящие в
обществе: накопление знаний, технологий
и обмена информацией и самых крупных
изменений, таких, как реорганизация системы,
кризис политической и экономической
системы.
Классическая формула -- семья
как социальный институт -- определяет
семью как объединение людей в браке, связанное
общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся
социальная форма отношений между мужчиной
и женщиной. Брак упорядочивает половую
жизнь и устанавливает их супружеские,
родственные права и обязанности с целью
создания семьи, рождения и воспитания
детей.
При заключении брака составляется
брачный договор, который регламентирует
имущественные отношения супругов в рамках
законодательства. Для вступления в брак
необходимо обоюдное согласие.
В чем особенность существующего
брака в нашей стране.
-Единобрачие, каждый гражданин
может состоять в одном браке.
-Существующая свобода
развода находится под контролем
государства.
-Обязанность воспитания
детей.
-Материальная и моральная
поддержка членов семьи.
-Охрана государством
материнства и детства.
Семья - это не только брачная
группа, но и социальный институт. То есть
в семье сосредоточивается система связей,
система отношений не только супругов,
но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт
проходит ряд этапов. Это:
-вступление в брак;
-рождение первого ребенка,
-окончание деторождения
(последний ребенок);
-«пустое гнездо» - выделение
из семьи последнего ребенка;
-прекращение семьи со
смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует
две семьи. Та, из которой он вышел, и та,
которую он создал, и в которой он живет
сейчас.
Семья - это созданная человеком
интимная среда существования. Члены семьи
связаны кровным родством (или близким
к кровному), семья объединяет родственников,
как живых, так и умерших, близких и дальних,
известных и неизвестных.
Семья - это единица общества,
которая требует постоянного внимания,
если мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования
семьи являются взаимоотношения в семье.
Как рождаются и воспитываются дети, как
ведется хозяйство, как удовлетворяются
интересы всех ее членов. Взаимопонимание,
уважение, поддержка, понимание определяют
взаимоотношения. Каково здоровье родственников,
их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят
от традиций общения, экономического И
социального состояния общества, зависимости
семьи от общества, участия супругов в
ведении хозяйства, в общественном производстве,
от типа семьи: многодетная, бездетная,
кто главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Развитие семьи проходит несколько
стадий.
Первая стадия - первоначальное
образование семьи, чаще, когда молодожены
отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия - рождение ребенка,
семья состоит из двух поколений.
Третья стадия - семья из трех
поколений, когда взрослые дети заводят
семью. Они или остаются с родителями,
или уезжают. Родители вступают в отношения
с родственниками по браку их взрослых
детей, любовниками или друзьями, которые
могут стать фиктивными родственниками
в качестве так называемых «жен» и «мужей».
На этой стадии семья или расширяется,
или разрушается.
Четвертая стадия -- когда все
устоялось, дети устроились в отдельных
семьях, родители идут на пенсию. В этот
период крепнет семейная солидарность,
дети могут поддержать родителей.
Пятая стадия -- это период заботы
о членах семьи, так как ее члены нуждаются
в помощи. Забота падает на среднее поколение,
так как они могут по состоянию здоровья
заботиться о детях разведенной дочери,
предоставить кров престарелым, помогать
уехавшим учиться, заботиться о тех, кто
оказался без работы.
Забота о престарелых или больных
родителях - главная задача этой стадии
семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности
в отношениях. Со смертью старшего поколения
изменяются роли в семье, ведущие роли
передаются другому поколению.
Шестая стадия - заключительный
период семейного цикла. С проявлением
нового главы семьи не появляется новая
семья, а продолжается первая ячейка, так
как в семье существует неразрывная связь
поколений. Социальный работник чаще всего
сталкивается с конфликтом поколений
в этой семье, когда родители противопоставляются
детям, дети - родителям, безработные -
работающим, работающие - пенсионерам.
Задача социального работника - обращать
внимание на отношения в семье, помочь
найти взаимопонимание, сотрудничество
поколений.
Существует такое понятие, как
коллективизм семьи, который зависит от
внутрисемейных отношений, где нет конфронтации,
противоборства супругов, существует
забота и ответственность каждого члена
семьи и семьи в целом, где дети помогают
взрослым, труд взрослых как жизненная
потребность, где ценится добросовестность,
трудолюбие, совместно решаются проблемы
бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание
такой семьи - труд всех взрослых.