Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:31, реферат
Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты. Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.
Введение.Глава 1.Понятие ролевого напряжения……………………………….. .стр.3
Глава 2. Понятие ролевого конфликта…………………………………стр.5
2.1.Конфликт и его виды………………………………………………...стр.5
2.2.Социальный статус и социальная роль……………………………..стр.9
2.3.Типы ролевых конфликтов…………………………………………..стр.11
2.4.Особенности ролевого конфликта…………………………………..стр.12
Глава 3. Разрешение ролевых конфликтов…………………………….стр.14
3.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….стр.14 Заключение……………………………………………………………….стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Понятие ролевого напряжения……………………………….. .стр.3
Глава 2. Понятие ролевого конфликта…………………………………стр.5
2.1.Конфликт и его виды………………………………………………...стр.5
2.2.Социальный статус и социальная роль……………………………..стр.9
2.3.Типы ролевых
конфликтов…………………………………………..
2.4.Особенности ролевого конфликта…………………………………..стр.12
Глава 3. Разрешение
ролевых конфликтов…………………………….
3.1. Организационные
методы решения ролевых
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………...
Введение
Общественная
жизнь не может существовать без столкновения
идей, жизненных позиций, целей, как отдельных
людей, так и маленьких и больших коллективов.
Постоянно возникают расхождения мыслей
и разного рода разногласия, которые нередко
перерастают в конфликты. Социальная организация
предприятие или трудового коллектива,
где осуществляются разного рода виды
деятельности, не могут избегнуть проблемы
улаживания конфликтов. Обычно конфликт
в социально-трудовой сфере воспринимается
как ненормальное явление: сбой в работе,
препятствие для реализации стратегических
целей. Отрицательное восприятие целиком
обосновано, так как любой конфликт несет
в себе заряд огромной разрушительной
силы: поднимается процесс нормального
функционирования предприятия, разрушаются
отношения между людьми, нередко задачи
решения конфликта сопровождается увольнением
части сотрудников. Однако, отсутствие
конфликтов следует считать свидетельством
застоя, стагнации. Конфликт - это показатель
развития, фактор динамической стабильности
организации. Особой разновидностью конфликтов
на предприятии являются ролевые конфликты,
как процесс внутренних психологических
противоречий сотрудников, отражающих
их восприятие своей социальной и психологической
роли. Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение
определенных обязанностей, является
выполнением роли, будь то роль начальника,
менеджера или подчиненного.
Глава 1.Понятие ролевого напряжения.
В
процессе достижения определенного
статуса и исполнения соответствующей
социальной роли может возникнуть ролевое
напряжение. Ролевое
напряжение — трудности при выполнении
ролевых обязательств и несоответствие
внутренних установок личности требованиям
роли. Ролевое напряжение может повышаться
в связи с неадекватной ролевой подготовкой,
или ролевым конфликтом, или неудачами,
возникающими при исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая
подготовка. Обучение исполнению
социальных ролей может быть успешным
только при последовательной подготовке
к переходу от одной роли к другой на протяжение
всей жизни индивида. При непрерывной
социализации опыт каждого жизненного
этапа служит подготовкой к следующему.
В примитивных обществах это осуществляется
успешно и неукоснительно. Например,
маленький мальчик из охотничьего племени
индейцев почти с рождения знакомится
с игрушечным луком и стрелами, а через
некоторое время он уже бегает с настоящим
луком, что делает его похожим на одного
из мужчин данного племени. Ранняя подготовка
к переходу от одного статуса к последующим
— далеко не всеобщее явление в социальной
жизни. Наше общество, как и все современные
сложные общества, характеризуется ролевым
обучением, основанным на прерывности,
которая делает социализирующий опыт,
полученный в одном возрастном периоде,
малопригодным для последующих возрастных
периодов. Так, большинство современных
мужчин и женщин выполняют свою основную
работу вдали от дома, в связи, с чем их
дети не могут наблюдать за нею и помогать
отцу или матери. В большинстве семей нашего
сложного современного общества дети
мало занимаются работой по дому и девочки
плохо обучаются мастерству, установкам
и эмоциональному вознаграждению будущей
домохозяйки. Детская игровая активность,
как правило, очень слабо связана с задачами
взрослых и не способствует должным образом
воспитанию в детях необходимых способностей
для будущей деятельности. Очень часто
юноша, закончивший школу, не знает, кем
он будет в дальнейшем, чему ему обучаться
и какие роли он будет играть в ближайшем
будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение,
связанное с неправильным пониманием
будущей роли, а также со слабой подготовкой
к ней и, как следствие этого, со слабым
исполнением этой роли. В жизни каждого
человека в современном обществе может
оказаться несколько критических точек,
когда индивид может быть не подготовлен
к исполнению будущих ролей. Другим источником
ролевого напряжения в процессах социализации
является то, что моральная подготовка
личности к исполнению ролей включает
в себя в основном формальные правила
социального поведения. При этом часто
игнорируется обучение неформальным модификациям
этих правил, которые реально существуют
в окружающем нас мире. Другими словами,
обучающиеся определенным ролям индивиды
усваивают, как правило, идеальную картину
окружающей действительности, а не реальную
культуру и реальные человеческие взаимоотношения.
Глава 2. Понятие ролевого конфликта.
Конфликт
- это отношения между субъектами
социального взаимодействия, которые
характеризуются
Типы конфликтов.
Примерами
являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус",
"минус-минус". Конфликты "плюс-плюс"
предполагают выбор одного из двух благоприятных
вариантов. Например, куда поехать отдыхать
или что купить (машину какой марки). Следует
отметить: выбор происходит из двух благоприятных
вариантов, однако необходимость выбора
может быть настолько сложной и мучительной,
что будет сопровождаться стрессовыми
ситуациями. Конфликты "плюс-минус"
- это конфликты притягивания и отталкивания,
принятия решения, когда каждый из вариантов
может иметь и положительные, и отрицательные
следствия, а выбрать надо один, с учетом
решения общей задачи. Например: в конфликте
руководителя с подчиненным увольнение
подчиненного возникает для руководителя
как альтернатива: увольнения невыгодного
подчиненного (положительный аспект) и
необходимость поиска нового сотрудника,
работника для выполнения поставленной
задачи (отрицательный аспект). В данном
случае необходимо просчитывать ряд вариантов,
необходимые эмоциональные и материальные
затраты на реализацию поставленной цели.
Если оставить хорошего, но невыгодного
работника, заставить его работать над
поставленной задачей, то следствия такого
решения могут в скором времени отрицательно
сказаться на результатах, тогда конфликт
из внутриличностного перерастет в
конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.
Любой конфликт выполняет как положительные
(конструктивные), так и отрицательные
(деструктивные) функции. Несмотря на довольно
четкое их деление в теоретическом плане,
на практике бывает нелегко провести границу
между конструктивностью и деструктивностью
конкретного конфликта. Это обусловлено
такими причинами: - тяжело вообразить
обобщенную оценку положительных и отрицательных
следствий конфликтного взаимодействия;
- степень конструктивности и деструктивности
конфликта может изменяться на разных
стадиях его развития; - конфликт может
оцениваться как конструктивный для одной
из сторон-конфликта, и как отрицательный
- для другой стороны; - конструктивность
и деструктивность конфликта можно рассматривать
как относительно основных участников,
так и относительно социального окружения.
Также ролевой конфликт
может включать противоречие между
разными ролями разных сотрудников
организации. Например: мастеру производственного
участка прислано указание от начальника
цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель
службы качества настаивает на повышении
качества продукции путем замедления
производственного процесса. Мастеру
давались противоречивые указания, причем
одновременно. Данный конфликт в результате
может быть сведен к конфликту "минус-минус",
поскольку мастера поставлен перед проблемой
выбора: что делать, чье указание выполнять,
за счет чего это делать. Внутриличностный
конфликт может также возникнуть в результате
того, что производственные требования
не совпадают с личными потребностями
или ценностями работника. Например: женщина-руководитель
давно планировала в субботу поехать вместе
с супругом и детьми отдохнуть за город,
и вдобавок большое внимание к работе
постоянное плохо сказываться на семейных
отношениях. В пятницу вечером у ее непосредственного
начальника возникли проблемы относительно
выполнения срочной задачи, и он настоял,
чтобы она взялась решать эти проблемы
по выходным дням и даже вышла на работу
в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался
бы очень выгодный для фирмы контракт,
за выполнение которого отвечает подраздел
именно этой женщины. Сложность решения
внутриличностных конфликтов состоит
в том, что иногда происходят столкновения
трех составных, необходимых для достижения
поставленной цели: желания ("хочу"),
возможности ("могу"), необходимости
("надо").
2.2. Социальный статус и социальная роль.
Также
немаловажными являются социальный
статут и социальная роль индивида.
Социальный статус может представлять
собой обобщающую, разностороннюю
характеристику положения индивида в
обществе: это и его профессия, и квалификация,
и материальное положение, и национальность,
и возраст, и семейное положение, и религиозность
и т.д., т.е. все то, что называют статусным
набором или обобщенным статусом Социальная
роль – это ожидаемое поведение от человека,
занимающего определенный социальный
статус. Это находит свою конкретизацию
в таких понятиях, как «ролевые требования»
и «ролевые ожидания», т. е. требования
и ожидания, выдвигаемые обществом или
социальной группой перед личностью с
определенным социальным статусом. Ролевые
требования и ожидания определяются, в
конечном счете, социальными нормами групп,
общества в целом. Социальные роли могут
опираться, как и нормы, на силу закона
или на силу общественного мнения, обычаев,
нравов. Для успешного выполнения роли
важно, чтобы эти нормы были внутренне
усвоены личностью, т.е. интернализированы.
От этого зависит реальное выполнение
или невыполнение социальной роли. А значит
и наличие ролевых конфликтов. Роль работника
в организации - это набор ожидаемых поведенческих
стереотипов, связанных с выполнением
конкретной работы. Социальный ролевой
конфликт – противоречие между требованиями,
предъявляемыми обществом к различным
ролям индивида, напр., между ролями руководителя
и мужа. В функциональной социологической
концепции ролевых конфликтов роль –
метод социальной регуляции деятельности
индивида. Создание образцов поведения
и мера предсказуемости личности, позволят
всем членам общества эффективно выполнять
свои обязанности. Роль в данной случае,
универсальна и относительно неизменна.
Хотя социологическая трактовка роли
и ролевых конфликтов становится все менее
актуальной, она еще продолжает изучаться. Гораздо
более злободневной становится проблема
ролевых конфликтов в коллективе, на предприятии
или в организации.
Каждый
член коллектива имеет ряд своих
ролей и составляет группу индивидов,
выполняющих общие задачи. Если в
их совместной деятельности возникает
несогласованность, как например наличие
противоречивых требований, то это
приводит к возникновению ролевого
конфликта.
2.3. Типы ролевых конфликтов.
Несмотря
на большое количество классификаций
ролевых конфликтов в научной
литературе, большинство авторов называют
такие основные их виды: а) интерперсональный
- конфликт между разными ролями разных
людей; б) интраперсональный - конфликт
между ролью и ролевыми ожиданиями других;
в) интерролевой - конфликт между несовместимыми
ролями, которые играет один индивид; г)
интраролевой - конфликт между ролью, которую
необходимо играть и внутренними потребностями
личности (ролевой Я-концепцией). Мы расположили
типы в порядке возрастания глубины личностной
проблематики. Хотя нет какого-то соответствия
между видами ролевых конфликтов и типами
ролей, описанными раньше (в каждом виде
конфликтов могут быть привлеченными
любые роли), однако первые два типа чаще
всего касаются социальных ролей, а два
других чаще всего связанные с личностными
ролями. На первый взгляд, кажется, что
в описанном разнообразии противоречий
тяжело сориентироваться. Тем не менее,
после детального анализа можно сделать
вывод, что все типы ситуаций и все виды
ролевых конфликтов подчиняются одной
закономерности. Всех их можно свести
к противоречию между внутренними и внешними
факторами функционирования личности,
или между внутренними (то есть, связанными
с собственной личностью) и внешними (то
есть связанными с социумом) ценностями
индивида.
2.4.Особенности ролевого конфликта.
Главными
особенностями ролевого конфликта
являются отсутствие четких этапов развития
конфликта и влияние на конфликты
межличностные. Как, мы знаем, конфликт
всегда состоит из предконфликтной ситуации,
начала конфликта, его эскалации, разрешения
и периода послеконфликтного. Ролевой
же конфликт может перерастать в кризис.
Функции ролевого конфликта также делятся
на позитивные и негативные. К позитивным
функциям относятся способность ролевого
конфликта стимулировать развитие личности,
возможность в ходе решения конфликта
устранить на предприятии те, недостатки,
которые приводят к возникновению ролевых
трудностей. Негативные же функции ролевого
конфликта касаются возможного отклонения
в поведении индивида, возникновение конфликтов
межличностных. Человек и роль, которая
он выполняет, связанны определенными
психологическими характеристиками, которые
подходят для выполнения определенных
социальных ролей. Игнорируя эту зависимость,
люди испытывают ролевое напряжение и
ролевой конфликт. Пример ролевого напряжения
- это когда человек выполняет под давлением
обстоятельств роль, которая не отвечает
ни его интересам, ни наклонностям, ни
внутренним установкам. Если ролевой конфликт
обостряется, то это может привести к отказу
исполнять ролевые обязанности, тогда
человек получает внутренний стресс и
отходит от данной роли.