Российская культурная политика в контексте глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности государственной культурной политики…………………….…....5
Основные направления Российской культурной политики…………………...8
Культурная политика России в контексте глобализации…………………......18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

«Российская культурная политика в контексте глобализации»

Контрольная работа

По дисциплине «Глобализация и управление социальными процессами»

 

 

 

 

Автор работы:

      Студент группы 26См121

Я.В. Ваянова

 

 

Научный руководитель:

 к.с.н., доцент

                                                              И.Н.Шипицин

 

 

 

Тюмень 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Особенности государственной культурной политики…………………….…....5
  2. Основные направления Российской  культурной политики…………………...8
  3. Культурная политика России в контексте глобализации…………………......18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.

Будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит  от закрепившегося в обществе отношения  к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды. Расширительное понимание культуры, важность роли культурных традиций и обновления ценностно-смысловых оснований жизнедеятельности россиян – вот те основания, на которых выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач, таких как улучшение качества жизни людей, социальная интеграция, упрочение социального согласия, достижение солидарности и межкультурного диалога [4].

На данном этапе развития культурная политика нашего государства  предполагает поиск новых направлений, решения новых задач  и проблем, обусловленных глобализационным временем. Тем самым данная тема становится актуальной для изучения.

В данной контрольной работе объектом изучения будет являться культурная политика России, когда предметом выступят особенности культурной политики России в контексте глобализации. В качестве цели поставлено рассмотрение культурной политики России в контексте глобализационного процесса. Задачами обозначены: 1) рассмотреть сущность и основные принципы государственной культурной политики;  
2) обозначить основные направления культурной политики России;  
3) проанализировать основные направления культурной политики России  в контексте глобализации.

При написании данной работы были рассмотрены планы мероприятий Минкультуры России по реализации направлений культурной политики, а так же труды следующих авторов Ярошевская Т.Л.,  
Сундуков Р.В., Ерасов Б.С. Востряков Л. Е. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности  государственной культурной политики

 

Культурная  политика представляет собой совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий  по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры [5]. 

На уровне современных  научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы к ее проблемам, в частности — определение приоритетных целей и задач культурной политики, невозможны без соотнесения культуры с основными тенденциями развития цивилизации [4]. Если под цивилизацией понимать особый, исторически сложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическую форму ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности, то культура в этой цивилизационной системе играет роль механизма, выполняющего такие основные функции, как:  
— обобщение исторического опыта существования общества;  
— аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных ориентации;  
— выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей;  
— регулирование практической жизнедеятельности общества с помощью основанных на ценностных ориентациях социокультурных норм коллективного и индивидуального бытия (образа жизни),  
— выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности  и намеренное их воспроизводство в технологиях и продуктах различных видов деятельности [4]. 

Инструментарий  культуры, используемый для выполнения этих функций, весьма велик, воспитание, просвещение, образование; философское, общественное и гуманитарное знание; религия; художественное творчество; книжное, библиотечное и музейное дело; оперативные информационные потоки; идеология и пропаганда; политическое и юридическое нормотворчество; этические, этнические, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения; обряды и ритуалы; мифы и слухи; мораль и нравственность; эстетические приоритеты; мода и другие формы социальной престижности, короче, все то, что формирует «картину мира и образ жизни  того или иного народа в ту или иную эпоху [6]. 

Разумеется, подавляющая  часть многообразных процессов  культурного бытия общества протекает  стихийно, подчиняясь лишь глубинным  законам социальной самоорганизации  людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемым с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация [4]. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван «культурной политикой». 

Важнейший принцип  определения целей и задач  культурной политики заключается в понимании многозначности культуры, многоуровневости ее смыслов и содержаний. С этим связаны особая сложность управленческой стратегии и тактики в области культуры и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов. 

В связи  с этим культурная политика должна: 

1)быть неотъемлемой  частью всех направлений государственной  политики в целом, отражая ее  духовно-ценностный и нравственно-нормативный  аспекты;  
2)стать важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной социально-культурно-образовательной;  
3)образовывать собственно культурную политику как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека [7].

Средства культурной политики представляют собой совокупность институтов, предпочитаемых методов  и инструментария по ее осуществлению. Следует различать творческие институты (производящие культурные тексты — произведения, формы, образцы), с одной стороны, и собственно институты культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты) — с другой [5]. 

 Государственная  культурная политика должна в  основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социальных законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для не заканчивались. 

 

2. Основные  направления Российской  культурной  политики

Сегодняшняя ситуация в  культурной сфере России предъявляет новые требования к решениям, которые принимаются на государственном уровне относительно культуры, науки, образования, форм и способов участия и присутствия членов нашего общества в современной культурной среде. Они должны принимать во внимание кризисное состояние общества, исходить из необходимости рационализировать государственные расходы в ситуации, когда доступные ресурсы уменьшаются, а культурные потребности растут. Это требует ухода от традиционной схемы распределения ресурсов, выделения их на конкурсной основе и под конкретные проекты. Развитие программного подхода - важнейший элемент существования общества, основанного на рыночных отношениях.

Часто политика в социальной сфере, в сфере культуры сводится только к реализации тех или иных программ, представляющих собой реализацию определенных идей, это и результат политического выбора, который делается группой людей в стране на национальном, региональном или местном уровне. Культурная политика должна способствовать изменению ситуации в обществе именно через реализацию соответствующих программ, которая является механизмом решения конкретных проблем в социокультурной сфере [11]. Управление программой или проектом в сфере культуры могут поддерживать традиционную культуру или же способствовать ее обновлению, созданию новой культуры в зависимости от поставленных задач, основные из которых:

1) Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России

Необходимость сохранения и развития единого культурного  и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения [11].

В связи  с этим предполагается осуществить  комплекс мероприятий, направленных на получение доступа граждан к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, гарантией чего модернизация сети указанных учреждений.

Для реализации этого направления планируется  разработка номенклатуры государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем:

-создания  многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы);

-создания  передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы);

-технического  переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны  натуральные и финансовые нормативы  ресурсного обеспечения;

-совершенствования  системы материального стимулирования  специалистов.

Необходимо  совершенствовать качество оказания услуг  в области культуры и расширять  круг их предоставления путем:

-разработки  стандартов и критериев оценки  качества оказания услуг в области культуры;

-обеспечения  равных условий доступа различных  групп граждан к услугам в  области культуры, в том числе  малообеспеченных групп населения  России и иных категорий граждан,  нуждающихся в социальной поддержке;

-представления  всеми бюджетными организациями регулярных докладов о целях и результатах деятельности главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, что позволит обеспечить эффективное использование финансовых средств и контроль за качеством оказания услуг;

-совершенствования методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности;

-разработки  мер по привлечению талантливой  и профессионально подготовленной  молодежи для работы в отрасли,  что позволит расширить спектр  и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;

-модернизации  системы повышения квалификации  специалистов, в том числе путем  внесения изменений в соответствующие  нормативные правовые акты и  разработки стандартов требований  к персоналу [11].

Правительством  предусматривается создание условий  для доступа населения к информации путем совершенствования библиотечного  обслуживания.

Информация о работе Российская культурная политика в контексте глобализации