Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 09:11, контрольная работа
Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности государственной культурной политики…………………….…....5
Основные направления Российской культурной политики…………………...8
Культурная политика России в контексте глобализации…………………......18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Одним из ключевых направлений культурной политики России является «Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом», суть и реализация которого будет подробнее рассмотрена в данном пункте контрольной работы.
Реализация дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации.
В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром при Министерстве иностранных дел Российской Федерации [11].
Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом.
Действенным
механизмом культурного влияния
должно стать международное
В связи с этим перспективными направлениями являются:
Открытость общества и этнокультурный плюрализм необычайно актуализируют вопросы выстраивания стратегии культурного развития России по отношению к другим государствам. Нельзя не отметить, что с началом преобразований в стране ее культурные взаимоотношения с внешней средой радикальным образом изменились. С падением "железного занавеса" Россия открылась миру на совершенно иных, чем раньше условиях. Международные связи в области культуры насытились новыми острыми проблемами: реституция культурных и исторических ценностей, незаконное использование зарубежных произведений на российском рынке, незаконный экспорт произведений искусства за границу и др. В связи с процессами глобализации насущными как никогда ранее стали вопросы выработки новых принципов и форм международного сотрудничества, расширения культурных связей, способствующих взаимодействию культур [6].
Открытость и новые возможности межкультурного общения играют важную роль во взаимодействии российской культуры с другими культурами. В формировании интеграционной ситуации значителен вклад как правительств, так и неправительственных организаций, которые сегодня функционируют за пределами национальных границ, а также отдельных людей, овладевающих новыми культурными контекстами и ценностями.
Включение России в глобальные культурные процессы подразумевает не просто двух- или многосторонние взаимодействия, а принципиально иную конфигурацию отношений. Перед вызовами новых глобальных трендов Россия должна активнее продвигать на международной арене свою стратегию защиты культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия [10]. Одновременно страна должна быть открытой новым технологическим изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, которая неизбежна при развитии информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий.
Среди международных
документов, на которые сегодня опираются
правительства для решения
Применительно к культуре модернизационные проблемы, стоящие перед российским обществом, таковы:
Во-первых, это расхождение между значительным объемом накопившихся культурных изменений и неадекватным уровнем институционального развития. Социально значимой проблемой стало ослабление индивидуальных и общественных стимулов, побуждающих людей к освоению новых знаний и навыков, необходимых для нормальной, полноценной жизни в меняющихся условиях, для упорядочения культурно-информационной среды. Возможности государственной социально ориентированной культурной политики — в более эффективном использовании существующих и создании новых ресурсов, способствующих такому освоению, в разработке и распространении соответствующих социокультурных технологий.
Во-вторых, это расхождение
между характерными для развитых
обществ высокими материальными
запросами и медленным
Эти проблемы не могут решаться чисто экономическими методами. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации и наращивать потенциал модернизации России.
Совершенно очевидно, что современная Россия более ориентирована на образцы и ценности развитых западных стран, в широком смысле — постиндустриального общества, нежели на сохранение раннеиндустриальных или доиндустриальных моделей общественных отношений. В этих условиях государственная политика предполагает, с одной стороны, целенаправленное и несравненно более активное укрепление модернизационных тенденций, без чего сегодня невозможны ни партнерские, ни конкурентные отношения в геополитическом контексте; с другой — контролируемые социокультурные изменения, обеспечивающие максимально бесконфликтное сосуществование модернизационных и традиционных элементов культуры [5].
Именно поэтому сегодня России нужна рациональная и последовательная культурная политика, которая должна быть органично увязана с главными целями развития страны. Она не может опираться на механическое заимствование даже самых удачных образцов из развитых и развивающихся стран. Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при глубоком понимании культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.
В политике такого рода неизбежно сочетание разумной охранительной ориентации (поддержание эффективных наличных культурных форм и институтов) и ориентации инновационной (распространение необходимых для страны модернизационных образцов).
Социально ориентированная культурная политика предполагает:
Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня необходимой и приоритетной составляющей государственной социокультурной политики является организация массового просвещения. Разработка современных адресных просветительских программ позволит в широких масштабах распространять образцы рациональной организации общественной жизни, способствовать созданию новых, социально полезных форм организации информационного общества, помогающих решить ряд приоритетных социокультурных задач. Прежде всего нужно свести к минимуму мифологические и не всегда соответствующие действительности объяснения положения дел в современной России [6].
Для решения этих задач в стране существует огромный, слабо используемый, а точнее, практически не используемый потенциал. Однако сегодня, как уже сказано, налицо расхождение между содержанием культурной информации, передаваемой институциональными средствами (учреждениями образования, культуры, СМИ), и сведениями, действительно необходимыми гражданам для социальной адаптации в меняющихся условиях. Есть все основания говорить, что информация, которая в наши дни предоставляется институциональными средствами, не соответствует реальности — она может создать лишь искаженное, невнятное представление о современном состоянии российского общества и культуры, о причинах текущего кризиса и возможностях выхода из него. С помощью социально ориентированной культурной политики можно и нужно организовать распространение адресно направленной информации нуждающимся в ней социальным группам, содействовать формированию механизмов для эффективного социального взаимодействия, которое только и может обеспечить преодоление кризиса.
Заключение
Сегодня во время глобализации
в культуре происходят сложные процессы.
Ее нелинейное самодвижение проявляется
в возникновении новых
Основные из направлений, которые были рассмотрены нами это «Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России» и «Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом». Культурная политика нашего государства должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса, в связи с чем Россия открыта для международного сотрудничества и так обеспокоена своим имиджем за рубежом. Задачи культурной политики определены таким образом, что создается впечатление противоречия, когда Россия стремится в одно и то же время к сохранению культурной идентичности и с такой приверженностью относится к тенденциям глобализационного процесса. Таким образом, культурная политика нашего государства разрывается между тем, как сохранить внутренние ценности и уклад внутри страны, и тем, как усвоить новые «чужие» ценности, чтобы не отставать от других стран, что обусловлено процессом глобализации. К тому же наводят сомнения принимаемые правительством законопроекты такие, как о «Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который определил таковой информацией советские мультики, на которых выросло не одно поколение россиян. Принятые реформы в образовании вовсе не показывают положительных результатов. Такие действия противоречат сохранению нашей культуры, о чем так много написано в планах культурной политики нашего государства.
Наверное, существует тонкая грань между тем, как уметь сохранять национальную идентичность в культуре и в то же время сохранять имидж продвинутой державы среди других государств, тем не менее, к этому очень сложно прийти, и далеко не у всех государств получается.
Перед вызовами новых глобальных трендов Россия должна активнее продвигать на международной арене свою стратегию защиты культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия, а главное- не противоречить себе в реально проводимой культурной политики и одновременно быть открытой новым технологическим изменениям, глобализационным культурным процессам.
Список литературы
1. Антонова М.М. Культурная политика России: теория – реальность – перспектива//Журнал «Государственная служба». 2010. №1. С. 68 – 73
Информация о работе Российская культурная политика в контексте глобализации