Российская культурная политика в контексте глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности государственной культурной политики…………………….…....5
Основные направления Российской культурной политики…………………...8
Культурная политика России в контексте глобализации…………………......18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Одним из ключевых направлений культурной политики России является «Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс  и укрепление ее позитивного образа за рубежом», суть и реализация которого будет подробнее рассмотрена  в данном пункте контрольной работы.

Реализация  дальнейшей интеграции России в мировой  культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом  обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации.

В плане  международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром при Министерстве иностранных дел Российской Федерации [11].

Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом.

Действенным механизмом культурного влияния  должно стать международное телерадиовещание как инструмент внешней государственной  политики, обеспечивающий информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств.

В связи  с этим перспективными направлениями  являются:

  • сотрудничество с государствами СНГ в целях поддержки соотечественников за рубежом. Стратегическое направление этого сотрудничества - сохранение единого культурного и информационного пространства СНГ, сохранение и укрепление информационного присутствия России на пространстве СНГ и стран Балтии. Особое внимание необходимо сосредоточить на поддержке русских театров, других видов творческой деятельности на русском языке;
  • взаимодействие с Европейским союзом и Советом Европы. Основой сотрудничества станет реализация четвертой "дорожной карты" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, создание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС в области культуры, а также работа в рамках проекта "Создание культурного капитала";
  • развитие и использование современных информационных технологий для дальнейшей интеграции культурных связей и формирования позитивного образа России за рубежом;
  • сотрудничество с такими авторитетными международными организациями, как ЮНЕСКО, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, АРС-Балтика, участие в работе Конференции министров культуры стран региона Баренцева моря, Конференции министров культуры стран региона Балтийского моря, в программе "Северное измерение", а также в деятельности Аудиовизуальной обсерватории и Всемирной сети по культурному наследию;
  • участие в формировании стратегии построения в России информационного общества;
  • сотрудничество в рамках Форума славянских культур по вопросам пропаганды российской культуры, сохранения материального и нематериального культурного наследия, сохранения культурного многообразия [11].

Открытость общества и этнокультурный плюрализм необычайно актуализируют вопросы выстраивания стратегии культурного развития России по отношению к другим государствам. Нельзя не отметить, что с началом преобразований в стране ее культурные взаимоотношения с внешней средой радикальным образом изменились. С падением "железного занавеса" Россия открылась миру на совершенно иных, чем раньше условиях. Международные связи в области культуры насытились новыми острыми проблемами: реституция культурных и исторических ценностей, незаконное использование зарубежных произведений на российском рынке, незаконный экспорт произведений искусства за границу и др. В связи с процессами глобализации насущными как никогда ранее стали вопросы выработки новых принципов и форм международного сотрудничества, расширения культурных связей, способствующих взаимодействию культур [6].

Открытость и новые  возможности межкультурного общения  играют важную роль во взаимодействии российской культуры с другими культурами. В формировании интеграционной ситуации значителен вклад как правительств, так и неправительственных организаций, которые сегодня функционируют за пределами национальных границ, а также отдельных людей, овладевающих новыми культурными контекстами и ценностями.

Включение России в глобальные культурные процессы подразумевает не просто двух- или многосторонние взаимодействия, а принципиально иную конфигурацию отношений. Перед вызовами новых глобальных трендов Россия должна активнее продвигать на международной арене свою стратегию защиты культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия [10]. Одновременно страна должна быть открытой новым технологическим изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, которая неизбежна при развитии информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий.

Среди международных  документов, на которые сегодня опираются  правительства для решения данных проблем прежде всего доклад Всемирной  комиссии по вопросам культуры и развития "Наше творческое разнообразие" и план действий, принятый проходившей в марте 1998 г. в Стокгольме Межправительственной конференцией ЮНЕСКО по вопросам культурной политики и развития.

Применительно к культуре модернизационные проблемы, стоящие  перед российским обществом, таковы:

Во-первых, это расхождение между значительным объемом накопившихся культурных изменений и неадекватным уровнем институционального развития. Социально значимой проблемой стало ослабление индивидуальных и общественных стимулов, побуждающих людей к освоению новых знаний и навыков, необходимых для нормальной, полноценной жизни в меняющихся условиях, для упорядочения культурно-информационной среды. Возможности государственной социально ориентированной культурной политики — в более эффективном использовании существующих и создании новых ресурсов, способствующих такому освоению, в разработке и распространении соответствующих социокультурных технологий.

Во-вторых, это расхождение  между характерными для развитых обществ высокими материальными  запросами и медленным накоплением предпосылок для всесторонней модернизации в стране. Социально значимой проблемой стала массовая привычка претендовать на государственную помощь без особой затраты усилий на создание новых и сохранение прежних общественных благ [1].

Эти проблемы не могут решаться чисто экономическими методами. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации и наращивать потенциал модернизации России.

Совершенно очевидно, что современная Россия более  ориентирована на образцы и ценности развитых западных стран, в широком смысле — постиндустриального общества, нежели на сохранение раннеиндустриальных или доиндустриальных моделей общественных отношений. В этих условиях государственная политика предполагает, с одной стороны, целенаправленное и несравненно более активное укрепление модернизационных тенденций, без чего сегодня невозможны ни партнерские, ни конкурентные отношения в геополитическом контексте; с другой — контролируемые социокультурные изменения, обеспечивающие максимально бесконфликтное сосуществование модернизационных и традиционных элементов культуры [5].

Именно поэтому сегодня  России нужна рациональная и последовательная культурная политика, которая должна быть органично увязана с главными целями развития страны. Она не может  опираться на механическое заимствование даже самых удачных образцов из развитых и развивающихся стран. Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при глубоком понимании культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.

В политике такого рода неизбежно  сочетание разумной охранительной  ориентации (поддержание эффективных  наличных культурных форм и институтов) и ориентации инновационной (распространение необходимых для страны модернизационных образцов).

Социально ориентированная  культурная политика предполагает:

  • разработку специальных форм и технологий социального участия для повышения качества жизни членов общества собственными силами; 
  • обновление программ образования, просвещения, приобретения практических навыков, помогающих решать сегодняшние личные проблемы социально приемлемыми способами [7].

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня необходимой  и приоритетной составляющей государственной  социокультурной политики является организация массового просвещения. Разработка современных адресных просветительских программ позволит в широких масштабах распространять образцы рациональной организации общественной жизни, способствовать созданию новых, социально полезных форм организации информационного общества, помогающих решить ряд приоритетных социокультурных задач. Прежде всего нужно свести к минимуму мифологические и не всегда соответствующие действительности объяснения положения дел в современной России [6].

Для решения этих задач  в стране существует огромный, слабо  используемый, а точнее, практически  не используемый потенциал. Однако сегодня, как уже сказано, налицо расхождение  между содержанием культурной информации, передаваемой институциональными средствами (учреждениями образования, культуры, СМИ), и сведениями, действительно необходимыми гражданам для социальной адаптации в меняющихся условиях. Есть все основания говорить, что информация, которая в наши дни предоставляется институциональными средствами, не соответствует реальности — она может создать лишь искаженное, невнятное представление о современном состоянии российского общества и культуры, о причинах текущего кризиса и возможностях выхода из него. С помощью социально ориентированной культурной политики можно и нужно организовать распространение адресно направленной информации нуждающимся в ней социальным группам, содействовать формированию механизмов для эффективного социального взаимодействия, которое только и может обеспечить преодоление кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня во время глобализации в культуре происходят сложные процессы. Ее нелинейное самодвижение проявляется  в возникновении новых структур, процессов, форм культурной жизни, меняются ракурсы рассмотрения привычных  явлений. С новыми технологиями культура активно приобретает новый облик и новые возможности участия в общественной жизни, превращаясь в сложную, интенсивно развивающуюся сферу, овладение которой связано отнюдь не только с расширением культурных горизонтов людей, что должно учитывать государство, формируя культурная политику. По сути развитие - это переход к новому культурному полю с разнообразными параметрами его взаимодействия со всеми сферами общественной жизни, что обуславливает появление новых направлений в культурной политике нашего государства, рассмотрению которых посвящена эта работа.

 Основные из направлений,  которые были рассмотрены нами  это «Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России» и «Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом». Культурная политика нашего государства должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса, в связи с чем Россия открыта для международного сотрудничества и так обеспокоена своим имиджем за рубежом. Задачи культурной политики определены таким образом, что создается впечатление противоречия, когда Россия стремится в одно и то же время к сохранению культурной идентичности и с такой приверженностью относится к тенденциям глобализационного процесса.  Таким образом, культурная политика нашего государства разрывается между тем, как сохранить внутренние ценности и уклад внутри страны, и тем, как усвоить новые «чужие» ценности, чтобы не отставать от других стран, что обусловлено процессом глобализации.  К тому же наводят сомнения принимаемые правительством законопроекты такие, как о «Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который определил таковой информацией советские мультики, на которых выросло не одно поколение россиян. Принятые реформы в образовании вовсе не показывают положительных результатов. Такие действия противоречат сохранению нашей культуры, о чем так много написано в планах культурной политики нашего государства.

Наверное, существует тонкая грань между тем, как уметь сохранять национальную идентичность в культуре и в то же время сохранять имидж продвинутой державы среди других государств, тем не менее, к этому очень сложно прийти, и далеко не у всех государств получается.

Перед вызовами новых глобальных трендов Россия должна активнее продвигать на международной арене свою стратегию защиты культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия, а главное- не противоречить себе в реально проводимой культурной политики и одновременно быть открытой новым технологическим изменениям, глобализационным культурным процессам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Антонова М.М. Культурная политика России: теория – реальность –   перспектива//Журнал «Государственная служба». 2010. №1. С. 68 – 73

  1. Астафьева О. П. Культурная политика в современной России: процесс поиска. Государственная служба, 2006.-С. 132-140
  2. Богатырева Т.Г.,Культурная политика в современной России и реформы в сфере культуры: поиски парадигмы действия, 2010.С.37-39
  3. Востряков Л. Е. Модели культурной политики (кросскультурный анализ) // Общество и экономика (Москва). Журнал «Отечественные записки».2005. № 4. С. 139-178
  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.:Аспект-Пресс, 2000.-   
    С. 304-331
  5. Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для вузов. М.: Издательский сервис, 2001. -С. 14
  6. Сундуков Р.В. Глобализация и проблемы регулирования в современной культуре//Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2007.№2 , С. 89-95
  7. Разлогов К., Орлова Э., Кузьмин Е. Российская культурная политика в контексте глобализации// Вести общества.2010. №32. С.45-48
  8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.-С.117-120
  9. Ярошевская Т.Л. Культурная политика современной России.-[электронный ресурс] .- режим доступа- http://www.ibl.ru/konf/031209/120.html
  10. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации.-[электронный ресурс].- режим доступа-http://mkrf.ru/dokumenty/581/detail.php?ID=61208&t=sb

Информация о работе Российская культурная политика в контексте глобализации