Российская культурная политика в контексте глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности государственной культурной политики…………………….…....5
Основные направления Российской культурной политики…………………...8
Культурная политика России в контексте глобализации…………………......18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Условием  доступа населения к информации является совершенствование деятельности средств массовых коммуникаций. В целях установления приоритета для национальных производителей передач отечественной тематики необходимо совершенствовать условия лицензирования в области телерадиовещания, правила аккредитации средств массовой информации и механизмы распределения государственных средств, выделяемых на нужды телерадиовещания.

Дальнейшее  совершенствование деятельности средств  массовых коммуникаций предусматривает  переход на новый технический  уровень, включая замену аналогового телерадиовещания на цифровое. При этом особую актуальность приобретает задача создания современной системы мониторинга теле- и радиовещания в России для выявления случаев нарушения законодательства о средствах массовой информации.

Техническое переоснащение  телерадиовещательной сети позволит расширить охват населения социально значимыми проектами, позволяющими увеличить число и качество специализированных программ, включающих информационно-новостные, художественные, научно-познавательные, спортивные, детские, музыкальные и другие программы, удовлетворяющие запросы граждан.

В целях  совершенствования системы доступа  населения к качественной издательской продукции особое внимание необходимо уделить:

-совершенствованию  нормативной правовой базы осуществления  издательской и полиграфической  деятельности и книгораспространения;

-изданию  образовательной, научно-популярной  и культурно-просветительской литературы;

-созданию тематических  изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм, развивающих  творческие способности, идеологию  успеха и созидания;

-созданию новых  газет для детей и юношества,  способствующих повышению нравственного  и интеллектуального уровня подрастающего  поколения, обеспечивающих юных  граждан адаптированной к их  интересам и устремлениям информацией  о политической, экономической и культурной жизни России.

Основой обеспечения массового доступа  населения к культурным ценностям  является развитие отечественного кинематографа. В связи с этим правительство  предлагает усовершенствовать механизм государственной поддержки производства и проката национальных фильмов, а также увеличить объем кинопроизводства за счет увеличения доли внебюджетных средств [11].

В целях  создания условий для эффективной  деятельности бюджетных организаций  правительством предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям, включая:

-совершенствование  стратегического планирования;

-преобразование  учреждений культуры в новые  организационно-правовые формы;

-разработку  механизмов государственно-частного  партнерства и защиты авторских и смежных прав;

-развитие  системы саморегулирования и  меценатства [11]. 

2) Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России 

Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов России обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов Музейного и Архивного фондов Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

Для сохранения и охраны объектов культурного наследия прежде всего необходимо:

-совершенствовать  законодательство об объектах  культурного наследия (памятниках  истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены  моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности;

-урегулировать  правовое положение особо ценных  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

-урегулировать  отношения, связанные с культурным  наследием, предусмотрев специальный  режим его правового регулирования;

-провести общероссийский  мониторинг состояния и использования  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также их инвентаризацию, уточнение пообъектного состава и прав собственности.

Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает  разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации, которая предусматривает:

-реализацию  комплекса мер по определению  и утверждению границ территорий музеев-заповедников, режимов охраны, содержания и использования указанных территорий;

-выявление территорий, обладающих историко-культурным  и природно-ландшафтным ресурсом, для образования на их основе  достопримечательных мест, историко-культурных  заповедников и музеев-заповедников;

-формирование  на базе федеральных и региональных  достопримечательных мест историко-культурных  заповедников и музеев-заповедников, межрегиональных туристических  маршрутов в целях развития  разнообразных форм культурно-познавательного туризма.

В целях сохранения государственной части Музейного  фонда Российской Федерации необходимо создать единую федеральную базу данных о музейных предметах и  коллекциях, что позволит осуществлять эффективный контроль за их учетом и хранением, расширит условия доступа граждан к культурным ценностям, создаст благоприятные условия для научного использования [11].

Для улучшения  условий деятельности музеев, архивов, сохранения и популяризации памятников истории и архитектуры необходимо осуществить компьютеризацию, перевод на электронные носители музейных и архивных фондов, разработку и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций [11].

Необходимым условием сохранения отечественной культуры является укрепление и дальнейшее развитие профессионального искусства путем совершенствования механизмов его поддержки, стимулирования процессов творчества и обеспечения социальной защиты творческих работников. В этих целях необходимо осуществить:

-совершенствование законодательства с учетом специфики обеспечения творческой деятельности;

-совершенствование  правового регулирования меценатской  деятельности;

-разработку  и внедрение новых организационно-правовых  форм деятельности учреждений  искусства;

-укрепление материальной базы учреждений профессионального искусства путем модернизации помещений и специального оборудования, обеспечения профессиональным инструментарием;

-совершенствование  условий оплаты труда и пенсионного  обеспечения творческих работников;

-совершенствование реализации творческих проектов, имеющих некоммерческий экспериментальный характер;

-дальнейшее  развитие системы государственных  грантов для поддержки выдающихся  деятелей культуры и творческих  коллективов, талантливой молодежи;

-создание условий для  адаптации сферы культуры и  массовых коммуникаций к рыночным  условиям и стимулирование увеличения доли частного финансирования этой сферы, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства, развития меценатства и благотворительности;

-внедрение современных  форм менеджмента и совершенствование  системы профессиональной переподготовки творческих работников.

Базовым элементом государственной  политики по сохранению культурного  наследия России является сохранение традиционной народной культуры как  самой массовой формы культурной деятельности. С целью реализации этого направления необходимо разработать систему мер по сохранению нематериального культурного наследия народов России, которая должна предусматривать:

-разработку концепции сохранения нематериального культурного наследия, формирование пакета модельных нормативных документов, регламентирующих развитие и сохранение народной традиционной культуры;

-внедрение грантовой  поддержки и других мер стимулирования  деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства;

-создание условий  для привлечения детей и молодежи  к занятиям, связанным с народной  культурой [11]. 

3) Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки 

Актуальность совершенствования отечественной системы художественного образования обусловлена необходимостью восполнения кадрового потенциала отрасли. Поскольку сегодня в сфере культуры средний возраст работников составляет 40 лет, количество специалистов с высшим специальным образованием составляет около 50 процентов. Наблюдается отток из детских музыкальных школ и школ искусств детей из малообеспеченных семей по причине высокой оплаты за обучение.

В целях  восполнения кадрового потенциала отрасли необходимо обеспечить совершенствование отечественной системы профессионального художественного образования, предполагающее непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, где обучение начинается с раннего возраста. Целью художественного образования является формирование и развитие эстетических потребностей населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства [11].

Сохранение  традиций преемственности процесса художественного образования необходимо осуществлять путем закрепления  за Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации права на участие в выработке государственной политики в сфере художественного образования Российской Федерации, на методическое обеспечение системы художественного образования. Для реализации этой задачи необходимо:

-разработать  нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации в части  уточнения вопросов совместного  ведения Министерства культуры  и массовых коммуникаций Российской  Федерации и Министерства образования  и науки Российской Федерации в системе художественного образования Российской Федерации;

-обеспечить  взаимодействие органов управления  в сфере культуры и образования  на всех уровнях власти на  основе межведомственных координационных  планов и программ;

-обеспечить  условия сохранения и развития сети образовательных учреждений культуры и искусства;

-разработать  методические рекомендации по  регулированию оплаты обучения  в первичном звене художественного  образования, а именно в детских  музыкальных и художественных  школах, а также в школах искусств;

-совершенствовать  систему выявления и поддержки  талантливой молодежи путем отбора  на конкурсах и фестивалях, учреждения  грантов, создания специальных  баз данных;

-провести  реорганизацию ряда учреждений, подведомственных Федеральному  агентству по культуре и кинематографии и обеспечивающих переподготовку специалистов отрасли.

К приоритетным исследованиям следует отнести  фундаментальные исследования, направленные на совершенствование механизмов реализации государственной политики в сфере  культуры, в том числе:

-определение  воздействия культуры на все  сферы общественной жизни, включая  экономику;

-определение  особенностей государственной политики  в сфере культуры в эпоху  глобализации;

-создание  социокультурных условий развития  личности;

-проведение  прикладных исследований, связанных с реализацией проектов по сохранению и изучению историко-культурного наследия народов России;

-проведение  исследований по вопросам социокультурного  проектирования, развития культурных  индустрий, совершенствования маркетинговых стратегий продвижения услуг в сфере культуры;

-проведение  социологических исследований в  установленной сфере деятельности [11].

Необходимо  усовершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры, массовых коммуникаций и архивного дела на основании мониторинга уровня подготовки профессионального состава специалистов отрасли путем:

-разработки  новых программ профессиональной  переподготовки и повышения квалификации;

-проведения  серии специализированных семинаров  в учебных учреждениях культуры с целью переподготовки преподавательского состава;

-разработки  комплекса мер по совершенствованию  послевузовского профессионального  образования в области культуры  и искусства.

 

3. Культурная политика России в контексте глобализации

Культурная  политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и  общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса.

Информация о работе Российская культурная политика в контексте глобализации