Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:27, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотрение особенностей современного этапа развития российской социологии; дать понятие социология и социальная культура и определить их место в современном российском обществе; раскрыть особенности развития социологии в России последнего десятилетия; охарактеризовать российскую социологию в ХХI веке; изучить методы и формы организации эмпирических социологических исследований в современной российской социологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: рассмотрение всех аспектов социологии в современной России; изучение места и роли социологии в российском современном обществе.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Российская социология современности………………………………………………5
1.1 Особенности современного этапа развития российской социологии…………..5
1.2 Социология, социальная культура и их место в современном российском обществе………………………………………………………………………………….10
1.3 Особенности развития социологии в России последнего десятилетия………..12
1.4 Российская социология в ХХI веке………………………………………………19
2. Методология в современной российской социологии и формы организации социологических исследований………………………………………………………...22
2.1 Методология и методы в современной российской социологии……………………………………………………………………………….22
2.2 Формы организации эмпирических социологических исследований в современной России……………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Российская социология
1.1 Особенности современного этапа развития российской социологии…………..5
1.2 Социология, социальная культура
и их место в современном российском обществе…………………………………………………………
1.3 Особенности развития социологии в России последнего десятилетия………..12
1.4 Российская социология в ХХI веке………………………………………………19
2. Методология в современной российской
социологии и формы организации социологических
исследований………………………………………………
2.1 Методология и методы в современной
российской социологии……………………………………………………
2.2 Формы организации эмпирических социологических
исследований в современной России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В социологическую деятельность и руководство социологической наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений в сфере социологического знания.
В сложном ХХI веке необходимо трезво, на основе данных социальной науки, оценить состояние современного мирового и национального развития и выработать систему результативных мер по предотвращению угроз современному миру, найти действенные пути и соответствующие механизмы решения основных социальных противоречий как национального, так и международного характера. Решение данной задачи предполагает четкое определение роли и статуса социологии в современном обществе.
В ближайшей перспективе России и мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический [13, с.4].
На основании проведенной работы можно убедиться в том, что в настоящее время российская социология хорошо развивается и переживает в своем развитии подъем, но есть и ряд признаков, свидетельствующих о том, что социология находится в глубоком кризисе:
- социологическая теория все более замыкается на самой себе;
- популярность социологии в обществе падает;
- современная социологическая теория, как и методы, далеко не всегда в состоянии убедительно объяснить и проанализировать истинные причины происходящих в стране процессов;
- произошло разделение социологии на сугубо академическую науку и на своего рода «коммерсантов от социологии».
Целью данной работы является: рассмотрение особенностей современного этапа развития российской социологии; дать понятие социология и социальная культура и определить их место в современном российском обществе; раскрыть особенности развития социологии в России последнего десятилетия; охарактеризовать российскую социологию в ХХI веке; изучить методы и формы организации эмпирических социологических исследований в современной российской социологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: рассмотрение всех аспектов социологии в современной России; изучение места и роли социологии в российском современном обществе.
Объект исследования – социология.
Предмет исследования –
Структура работы построена в соответствии с очередностью решения поставленных задач. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена исследованию российской социологии современности и рассмотрению современного этапа развития социологии. Во второй главе проанализированы методы и методология в современной российской социологии и формы социологических исследований в современной России.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день широко распространена. Свидетельством этого являются проводимые в наши дни различные социологические исследования, изучение общественного мнения и подготовка высококвалифицированных специалистов в данной области. Данной проблемой занимались такие российские социологи как В.И. Добреньков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, В.Д. Виноградов, З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, Н.Е. Тихонова, А. Г. Здравомыслов, А.Г. Харчев.
Теоретической основой
1. Российская социология современности
1.1
Особенности современного
Современная социология в России в последнее десятилетие интенсивно развивается. Об этом, в частности, убедительно говорят результаты Первого Всероссийского социологического конгресса, состоявшегося в сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге. Серьезную роль в данном процессе играют не только признанные научные центры – Москва и Санкт-Петербург – но и региональные социологические школы, активизация которых является важной особенностью современного этапа развития российской социологической мысли. Активно формируются новые школы и направления. При это наряду с классическими направлениями в регионах все шире представлена неклассическая социология.
Вместе с тем налицо целый
ряд признаков,
Во-первых, социологическая теория все более замыкается на самой себе. Взяв практически любой современный учебник социологии, мы с небольшими вариациями увидим разъяснение определенных категорий, понятий, терминов. Между тем наука становится наукой лишь тогда, когда может объяснять и прогнозировать происходящие в обществе процессы. А с этим есть немалые трудности. В подавляющем большинстве традиционных учебников социологии, по которым изучают сегодня эту науку студенты, ответы на вопросы о процессах, происходящих в современном обществе, не представлены. Зато подробно проанализированы различные социологические категории и определения.
Во-вторых, популярность социологии в обществе падает. Результаты социологических исследований все боле воспринимаются современным российским обществом как одна из форм «пиаровской» акции в период очередной предвыборной кампании. Регулярные публикации в различных СМИ «опросов общественного мнения» играют роль «оживляжа» для читателей. В реальности же суммированные ответы опрошенных столь же мало говорят об их реальных мыслях, намерениях и действиях, как отклик малознакомого человека на заданный из вежливости вопрос «Как поживаете?» [10, с.21].
Другое дело, что современном российском обществе социология зачастую используется как одна из форм ритуальной магии, своего рода шаманских камланий. Собрали непонятно как и какие данные, опубликовали их в СМИ и надеемся, что жизнь изменится к лучшему. Однако ни к чему иному, кроме создания очередных мифов-однодневок и засорения ноосферы ментальными паразитами в большинстве случаев это не приводит.
Разумеется, немало социологов работают консультантами в управленческих структурах и коммерческих организациях. И, безусловно, приносят немалую пользу. Иначе бы им не платили жалование. Однако, имея опыт подобной работы, как и опыт общения с такими специалистами, что успешно действующие консультанты первую очередь опираются на свой опыт, талант и интуицию, а не только на результаты проведенных ими исследований.
В-третьих, современная
В-четвертых, «де-факто»
Принято считать, что социология в своем развитии прошла три основных стадии-эпохи, на протяжении которых менялось представление самих ученых о том, что представляет собой социология [3, с. 55-62]. В результате сложились три своеобразных социологических культуры или стилистики профессионального мышления социологов: классика, модерн и постмодерн Нам представляется необходимым дополнить эту схему, в результате чего она приобретает следующий вид: 1) протоклассика; 2) классика и неоклассика; 3) модерн; 4) постмодерн; 5) универсумный подход. Если содержание первых четырех известно достаточно хорошо, то на содержании пятой стадии следует остановиться подробнее.
В последнее время теоретическая социология в нашей стране развивается во многом за счет восприятия западных социологических теорий, как самых современных, так и уже давно ставших классическими. При всей позитивности этого процесса нельзя забывать, что и в зарубежной социологии далеко не все концепции адекватно отражают быстро меняющуюся социальную реальность. Сейчас в мире принципиально иная ситуация, нежели в эпоху зарождения и расцвета материализма. Капитализм, с его буржуазно-пролетарским материализмом, уступает место посткапитализму с новой классовой структурой и постматериалистическим мировоззрением. А они, в свою очередь, закономерно порождают новые социологические теории (надо сказать, в рамках новой научной картины мира уже существует широко известная социогуманитарная теория - этнология Л.Н. Гумилева).
Социология - не застывшая наука. Как справедливо отмечает С.Г. Кирди-на, «в предшествующее десятилетие происходило зарождение новой социологии, отказавшейся от догматического следования прежним концепциям, осваивающей новые подходы и формирующей на основе свободного изучения меняющейся социальной реальности новые концепции и парадигмы» [9, с. 40].
Здесь важно подчеркнуть, что научная картина мира связана с социологической парадигмой не прямо, а посредством познавательных моделей. Последние представляют собой приемы организации и истолкования конкретного материала учеными разных специальностей, но сходного миропонимания. Для науки нового времени характерны пять познавательных моделей: схоластическая (трактующая природу как текст, как шифр), механистическая (природа как машина, как часы) [20, с. 9-17].
Еще в 80-х гг. прошлого века российская социология оставалась вне новой научной картины мира. Однако уже в 90-е гг. и в начале XXI века был опубликован ряд интересных работ, непосредственно лежащих в русле новой социологической парадигмы.
Так, следует упомянуть содержательную работу «Волновые процессы в общественном развитии», в которой социальная динамика анализируется с позиций синергетического подхода. Опубликован фундаментальный труд В. В. Васильковой, посвященный анализу социальной самоорганизации с точки зрения синергетики. Особого внимания заслуживают новые подходы в изучении общества («неклассическая» социология), основанные на современной научной картине мира, которые активно развивают С. И. Григорьев (виталистская социология) и А. И. Субетто (системосоциогенетика). Ю. М. Плотинский опирается на системную динамику, теорию катастроф, синергетику при описании математических моделей динамики социальных процессов. Ю. М. Яковец опубликовал ряд глубоких работ по теории циклов и социогенетике. Цикл работ А. А. Давыдова посвящен теории и измерениям структурной целостности и дисгармонии социальных систем. М. М. Тоненкова, опираясь на русский антропокосмизм, разрабатывает новую парадигму социологических исследований духовной жизни России.
Также развивается новое направ
Каждый новый шаг в развитии общества и его составляющих начинается с возникновения инноваций на информационном уровне. Универсумная теория свидетельствует, что «мелодия» общественной жизни определяется сложным сочетанием социогенных, космогенных и смешанных циклов. В каждом из них чередуются фазы развития и фазы функционирования. Этапы плавного общественного развития сменяются критическими периодами, во время которых социум теряет свою устойчивость. Наступление общественных кризисов бывает связано главным образом с переходом системы на новый субстанциональный уровень (с вещественно-энергетического - на функционально-организационный, с него на информационный и обратно).