Рождение науки об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Файлы: 1 файл

Рождение науки об обществе.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 «Социология  – это очень молодая наука  об очень древнем предмете  изучения». 

Роберт  Кинг Мертон

 

 

 

Любая наука, достигшая известной  степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что  было? Где было? Когда было? При  каких обстоятельствах? Почему?

Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы — значит дать представление о том, что  думали ученые определенных стран и  эпох об обществе, о путях его  изучения, а также о том, в каких  условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии - просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.

Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?

Очевидно, что представление о  том, что такое история социологии, явно или неявно предполагает представление  о том, что такое собственно социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы очерчиваем ее пространственные и временные границы, т. е. определяем, где и когда имеет место ее история.

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его  собственным существованием среди  других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства  и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими  благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека и  на общество, в котором он существует: Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения  реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с  философским подтекстом советах  по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы  Мо-цзы, в которых делались попытки  на основе наблюдений и размышлений  определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия  для деятельности с наибольшей пользой  и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок  общественной жизни, необходимый для  достижения могущества правителей и  счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент  основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных  общественных институтов, в частности  государства, семьи, права. Впервые  античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую  основу. Это нашло выражение в образцах логикопонятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно  считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных  сторон общества новые изыскания, которые  безусловно можно отнести к области  социологии. Эразм Роттердамский, Томас  Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко не полный перечень великих  средневековых ученых, поднимавших  проблемы человеческих отношений в  обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои  регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения  в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеции, Дени Дидро, Жан-Жак  Руссо, Вольтер начинают анализировать  структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в  социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они  выделяли отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит  в основном от его собственных  волевых усилий.

В этот период итальянский философ  Джамбаттиста Вико (1668— 1744) попытался  создать основу новой науки об обществе, разработать схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда  единственной. В основном все исследования в этой области характеризовались  отрывочностью, несистематичностью, в  связи с чем нельзя сказать  о возникновении в то время  социологии как науки. Анализ общества, поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительными  но сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений?

Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому  мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может  изменять поведение, общество, в котором  он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с  Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность  научного изучения траектории и направления  ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом  и способностью к обучению. Из этого  бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое  главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость  наилучшей модели, устроят свою жизнь  в соответствии с ней и установят  наилучший социальный порядок и  благоденствие. С точки зрения науки  в этом случае интересны только два  момента: определение оптимальных  путей просвещения, распространения  высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого  поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и  человека господствовали в научном  мире довольно долго, до тех пор пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных  сфер человеческой жизни не выдвинуло  вопросов практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения, Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования — псе это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и  люди, как правило, не замечают возникновения  новых ограничений или отмирания  старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны  группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением  социальных связей становятся все более  упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это  означает, что социальное поведение  становится в известной степени  предсказуемым. Появляется возможность  для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью  ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться  к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей  и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о "волевом  и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как  социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся  ко всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти  принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо прежде всего подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и  процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию  силы пара, открытию электричества, осуществило  фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью  этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование  рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

2. История социологии в Западной Европе и США

 

Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали  и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление  о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди  них выделяются два гиганта –  Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы  и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.  

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство»  Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое  общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших  государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности –  Аристотель. У него опорой порядка  выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса –  богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.  

Информация о работе Рождение науки об обществе