Рождение науки об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Файлы: 1 файл

Рождение науки об обществе.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Ничего подобного в Европе не происходило. Социология не пользовалась здесь поддержкой ни со стороны государства, ни со стороны университетов. Эмиграция  социологов ослабила европейскую и  усилила американскую науку. В XIX веке социологическое обучение в Европе, в отличие от США, было в роли пасынка. Если оно и получало прибежище  в университетах, то не так, как в  США: независимым частным ученым разрешали читать лекции или, что  еще ранее, создавали кафедру  социологии для известных ученых. Чаще профессор экономики, истории, права, политической экономии или философии  предлагал обучение по социологии, хотя и не под ее собственным именем. Г. Зиммель преподавал социологию под  именем философии, М. Вебер и В. Парето – под именем экономики. Только Дюркгейм и еще немногие европейцы в XIX веке получили академический статус как социологи. Дюркгейм был профессором  социологии и образования в Парижском  университете.  

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) углубил, а  во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта. Дюркгейм предлагал  опираться на социальные факты и  изучать их статистически: одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и во всей французской школе, является проблема социальной солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество) и органической солидарности (до-индустриальное, а затем индустриальное общество).

В США вокруг ведущих университетов  Чикагского, Гарвардского, Мичиганского в конце XIX –начале XX веков сформировались крупные научные школы. Десятки  тысяч проведенных в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией  понимали прежде всего теоретическую  науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию прежде всего к эмпирической, созданной  по образцу классического естествознания. Именно благодаря новому взгляду  на природу социологии Америка вскоре опередила Европу в деле создания научной социологии. Но вот парадокс: несмотря на обилие социологов, Америка дала миру лишь одно чисто национальное течение – символический интеракционизм, и только одного великого социолога – Толкотта Парсонса (1902–1979). Он пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить великий Альберт Эйнштейн, – создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Парсонсу удалось создать гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.

3. Социология в России

 

Социология  в России — это часть общемировой социологии. История развития российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России.

К сожалению, до революции социология в нашей  стране так и не стала академической  дисциплиной и была в чрезвычайно  малой степени институционализирована. Из трех основных составляющих процесса институционализации только одна — публикации, достигла определенного уровня развития. Временное усиление процесса институционализации социологии произошло после революций 1917 года (введение социологии в число обязательных предметов преподавания в учебных заведениях, создание социологических обществ и учреждений, увеличение выпуска социологической литературы, в том числе учебников и т.д.). Но это продолжалось недолго — только до 1922 г., когда социология в нашей стране как предмет преподавания была ликвидирована.

До 20-х  годов в России существовало много  направлений и школ социологии, то же свойственно было и Западу. Но после принятия в России (в конце 30-х) точки зрения, что социология это философская наука, после проведения ряда дискуссий в последующие годы, «запрет» на выдвижение отличных от официальной точек зрения привело к тому, что в стране осталось существовать только одно направление. На Западе как существовали, так и продолжают мирно существовать разные точки зрения на социологию. В настоящее время в российской социологии складывается толерантность и плюрализм идей. Началось осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил Н.И.Кареев: «Социология будущего явится синтезом тех частных истин, какие содержатся в отдельных направлениях социологии».

В России, как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы  в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время российские социологи начали активно заниматься. В данной книге представлены основные взгляды и подходы современных российских и западных социологов как на предмет социологии, структуру и функции социологии, ее место в системе других общественных наук, так и на категориальный аппарат науки об обществе.

В эволюции российской социологии выделяют три  этапа:

  1. от середины XIX в. до 1917г.
  2. от 1917г. до 20-50-хх годов ХХ в.
  3. от 50-х.годов ХХ в. до настоящего времени.

Первый  этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

После 1917г. появилась необходимость  разработки социальной теории нового общества. Создаются  кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже  вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию.  В эти годы начала издаваться  литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П.Сорокина.  Но в идеологической сфере ла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХв. социологию упразднили.

С 50-х.годов ХХ в. началось возрождение  социологии. К 80-м. годам ХХв. возникает  понимание социологии как науки  о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность- субъект  общественных отношений. Это свидетельствует  о конкретизации предмета.

 

Заключение

 

Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки, вследствие которой история играет в ней  значительно более важную роль, чем  в науках естественных. Она состоит  в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и  навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит социологию и, шире, гуманитарное знание с искусством, с художественным творчеством, где также невозможно выстраивать произведения разных эпох на разных ступенях некой единой лестницы достижений, утверждая, например, что Пикассо «выше» Рафаэля, Лев Толстой «глубже» Шекспира и т. п.

Именно история социологии не только позволяет «жить» старым идеям, не только не дает им «умереть», но и «омолаживает» их. Благодаря истории безгранично расширяется диапазон социологических знаний, понятий, теорий, принципов, методов, из которых может осуществляться выбор в процессе научной деятельности. Решая какую-то научную проблему, социолог всегда, явно или неявно, осознанно или неосознанно, соотносится с определенной традицией социологической мысли. История помогает ему делать это осознанно, позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или плохо забытое старое и как с помощью того и другого решать научные проблемы.

Таким образом, историко-социологическое  знание, будучи самоценным, в то же время играет эвристическую роль, служит средством получения нового знания и способствует формированию науки будущего. Здесь еще раз подтверждается справедливость утверждения Байрона: «Прошлое — лучший пророк будущего».

Более того. Если исходить из того, что  наука - это весь массив научного наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших глазах, то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии - это сама социология.

Основополагающую роль в развитии науки, в частности социологии, играет личность ученого. Поэтому значительное место в истории социологии занимает изучение комплекса факторов, связанных с этой личностью. К ним относятся особенности его биографии, психологические черты, ценностные ориентации и т. д. Разумеется, главное в истории социологии - логика самого познавательного процесса, а не обстоятельства жизни и не свойства личности того или иного социолога. Но и без знания отмеченных обстоятельств и свойств эту логику часто трудно или невозможно понять.

Английский философ А. Уайтхед  утверждал, что наука, которая не может забыть своих основателей, погибла. Этим он хотел подчеркнуть, что наука не может заниматься повторением старых истин, что она  всегда представляет собой творчество, в результате которого рождается новое знание. Безусловно, это так. Но наука, забывшая своих основателей, также обречена на гибель. Вот почему она нуждается в собственной истории, которая является своего рода биографией, коллективной памятью науки.

 

Литература

 

  1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В Социология: Учебник // Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
  3. Новикова С.С.  Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «Библиотека студента»).
  4. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с., ил.
  5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
  6. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.

 

 


Информация о работе Рождение науки об обществе