Рождение науки об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Файлы: 1 файл

Рождение науки об обществе.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Только через две тысячи лет  европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря  усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка  и Т. Гоббса, которые явились непосредственными  предшественниками научного этапа  социологии.  

Еще в средневековье арабский мыслитель  Ибн Хальдун (1332–1406) пристально изучал поведение больших социальных групп  людей, составляя анатомию человеческого  общества. Многие европейские мыслители XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго  до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII – XVIII веках впервые появились  термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые  другие.

Термин «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст  Конт (1798–1857) был философом, не особенно выдающимся, как скажем Кант или  Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником  одного из самых мощных и плодотворных философских направлений – позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки – социологии. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Созданные им глобальные социологические теории вспоминают сегодня разве что из уважения к мэтру. К примеру, теория трех стадий эволюции общества никакой пользы науке она еще не принесла, слишком умозрительной и претенциозной она была с самого рождения. В-третьих, его именуют отцом теории индустриального общества, теории, лежащей в основе современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.  

Философы оказались весьма плодотворны  в части создания новых наук или  придумывания им названий. Вспомним, что  родоначальником экономики был  философ Адам Смит (1723–1790), а психологии – философ Вильгельм Вундт (1832–1920). Таким образом, три науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных, или поведенческих наук, психология, экономика и социология, созданы  философами. Но они не исключение. Из недр философии, как из первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные  науки и физика, и астрономия, и математика, и все другие дисциплины. Только социальные, в отличие от естественных наук, задержались с  появлением на свет. Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. лет назад, а  науки о нем – социология, экономика, психология, этнография, антропология – появились, и как все одновременно, только в XIX веке.

Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век – это век  естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука  не знает границ, естественнонаучному  методу подвластно все, в том числе  мораль, право, общественное устройство – все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX века были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство  просветителей. Говоря современным  языком, лидерами естествознания в XIX веке являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов  Ч. Дарвина). Именно эти науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам  процесс формирования социологии и  криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться как объективное  явление, ничем в принципе не отличающееся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы по аналогии с механикой назывались «социальная» статика и «социальная динамика». 

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых  в этом параграфе мыслителей, а  именно О. Конт и К. Маркс, застали  начальную стадию капитализма, а  два других – Э. Дюркгейм и М. Вебер  – развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали  совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

В европейском обществе в это  время происходили потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальной революции, разворачивался во всю свою мощь. Буквально штаны трещали  на теле старого общества – рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание  крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс. И  все это на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для  средних слоев, а не только аристократии, как прежде, появление железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов и других невиданных ранее чудес «века железа», как его окрестили позже историки.

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала  как идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы отмечаем широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских  странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают  условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и  выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука  об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были философами, то американские –  проповедниками и священниками. Это  свидетельствует не только о романтическом  ореоле зарождения социологии, но и  о том утопическом проекте, который  был выбран в качестве некой теоретической  платформы. XX век, судя также и по русской литературе (вспомнить хотя бы Базарова) был весьма деятельным. Все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали. О. Конт, создавая новую науку, мечтал ее сделать разновидностью научной  религии, поверив в которую правители  смогут править в соответствии с  объективными и надежными законами. Алгеброй они поверят общественную гармонию, А что вы думаете о  положении дел в XX и XXI веках? Сохранился ли прежний героический пафос  в социологии?

Создавая новую науку, О. Конт рассуждал  примерно так: для того, чтобы познать  общество во всем многообразии его  проявлений, философии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая  занималась бы обществом не наряду с другими вопросами, а специально, посвятив все внимание только им. Для  того, чтобы состоялась новая наука  об обществе как самостоятельное  знание, ей нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Но вначале, пока своих  методов нет, социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.  

О. Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и  экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и  просвещения можно решить все  социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание.

Социологическая мысль явилась  ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. Цель нового мышления – развить интеллектуальные инструменты, которые сделали бы социальные отношения  в обществе более прозрачными. Социология родилась и выросла в быстро изменяющемся мире: борьба за независимость в  Европе и Америке, возрождение и  падение Наполеона, расцвет Британской империи.

Подчеркивая роль конкретных методов  в познании, О. Конт тем не менее  оставался представителем прошлого – поколения социальных философов, создающих всеобщие законы человечества. Только через 50 лет, а именно в конце XIX века, появилось первое поколение  социологов, лидерами которого стали  всемирно известные ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер, к идеям которых  мы еще не раз будем возвращаться.

Поколению Вебера и Дюркгейма пришлось сделать шаг вперед и доказать, что историю творят не великие  личности, абсолютные идеи или безличные  законы, а рядовые люди, обладающие мотивацией, интересами, потребностями  и ценностными ориентациями, что  история и биография приобретают  значение, только пропущенными через  призму общественных отношений.

Оставаясь главным героем, индивид  тем не менее растворился в  социальном типе – в «капиталисте», «пролетарии» и «буржуа» К.Маркса, «протестанте», «бюрократе» и «политическом  лидере» М. Вебера. Уникальная личность, герой исторических биографий и  мемуаров уступил свое место идеальному типу. Типичный индивид стал прекрасным инструментом сравнительно-исторических и кросс-культурных исследований. Разделенные тысячелетиями Александр Македонский и Наполеон превратились в действующих лиц одной драмы под названием «цезаризм». Оба они являли идеальный тип цезарита. Если историк чтит неприкосновенность хронологического устройства вселенной, размещая уникальные личности и события по своим гнездам-эпохам, то для социолога все эти македонские, цезари и гитлеры, в какое бы время они ни жили, выступают иллюстрациями понятий «политический лидер», «авторитарное правление», «цезаризм». Дюркгейм и Вебер широко оперировали эмпирическими данными, изучая один – проблему самоубийства, а другой – профессиональной мобильности.

Еще дальше пошел Р. Парк, создатель  Чикагской школы. Будучи журналистом, он обыскивал трущобы и описывал особенности поведения их обитателей. Посторонние принимали чикагских  социологов за какое-то гостиничное  сообщество, которое интересуется ночной жизнью граждан. Он изучал социальные типы там, где обитают их живые  воплощения: преступников – в подвалах, китайских крестьян – в деревенских  лачугах, соплеменников отважного  Робин Гуда – в непроходимых лесах, ковбоев – на Диком Западе, последователей Аль Капоне и Анастази – на улицах больших городов.

Поколение Конта и Спенсера постепенно уступило место поколению эмпириков, изучавших все более узкие  проблемы: преступные группировки, малые  группы, городские агломерации, расовые  отношения и т.д. Активно использовалась статистика и собственные методы, изобретенные для целей эмпирического  исследования. Европейская интеллигенция  искренне интересовалась положением малоимущих слоев населения, поэтому активно  проводились регулярные обследования фабрик и заводов, детских приютов  и городских кварталов, переписи населения. Зарождается социальная статистика как неотъемлемая черта  европейской культуры. Под нее  требуются тысячи анкетных опросов. Стало быть, развиваются методика, техника и методология эмпирического исследования.

Соотечественника О.Конта Эмиля  Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию  функционального анализа, которая  применяется по сей день, провел глубокий анализ проблемы самоубийства, который и сегодня служит классическим примером того, каким должно быть социологическое  исследование, заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей актуальной ценности. Его учение о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, коллективном сознании и ценностях, эволюции религии  вошло в золотой фонд мировой  социологии.  

Не только Франция, но и Германия удивила мир блестящей плеядой  социологов – Макс Вебер, Георг Зиммель, Фердинанд Теннис. За ними стоят  более мелкие величины, недостаточно талантливые и творческие. Например, сегодня издано собрание сочинений  Вебера более – 30 томов.

Карл Маркс (1818–1881) считается основателем  теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Это  самая крупная фигура среди социальных философов вообще.

Под стать К. Марксу другой немецкий мыслитель Макс Вебер (1864–1920). Его  можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент  социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии  как призвании. Он разработал основы социологии религии, экономической  социологии и социологии труда, социологии города, теорию бюрократии, концепцию  социальной стратификации и статусных  групп, основы политологии и института  власти, учение о социальной истории  общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института  собственности. Достижения М. Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов.

Благодаря М. Веберу, а также его  коллегам Ф. Теннису (1855–1936) и Г. Зиммелю (1858–1918) немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны. В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820–1903), создавший  учение о социальной эволюции и рассматривавший  человеческое общество как живой  организм.

В своем главном труде «Общность  и общество» (1887) Ф. Теннис предложил  ставшую позже классической типологию  социальности: сообщество (община), где  господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» – «искусственное лицо». Отсюда следует  и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»: во втором (обществе) – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет  и противоположность статуса  и контракта (договора). Касаясь динамики общества, Теннис полагал, что «общинная» социальность в ходе истории все  больше вытесняется «общественной» социальностью. Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской  жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т.д.

Центром мировой социологии на первом этапе (конец XIX – начало XX века) являлись три европейские страны: Франция, Германия, Англия. Конечно, и в других странах были замечательные мыслители, сделавшие немало для развития национальной социологии. В России к ним относятся  Н. Кареев, Н. Михайловский, М. Ковалевский, В. Хвостов. Однако они не оказали  заметного влияния на развитие мировой  социологии.  

Исключение составляет Питирим  Сорокин (1889–1968), которого по универсальности  охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического  вклада в мировую социологию можно  сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию. Именно благодаря в первую очередь ему Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи XIX – XX веков Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михельс) можно причислить к разряду социологических держав мира, но, быть может, поставив ее не в первый, а во второй эшелон.

На следующем этапе, который  начинается в 20-е годы XX века и продолжается по сей день, центр мировой социологии переместился в США, где эта наука  сразу же получила немалую помощь государства и поддержку большинства  университетов. Первый в мире социологический  факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском  университете. Уже к 1910 г. большинство  американских университетов и колледжей  предлагали желающим курсы социологии.

Информация о работе Рождение науки об обществе