Семья как институт воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:20, реферат

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I.Семья, определение…………………………………………………………4
II.Характерные признаки семьи и её функции……………………………..5
III.Воспитательная функция…………………………………………………6
3.1.Стереотипы семейного воспитания……………………………………..6
3.2.Четыре тактики воспитания и четыре типа семейных взаимоотношений…………………………………………………………………8
IV.Семья – главный институт воспитания…………………………………10
V.Социология ребёнка………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

 I.Семья, определение…………………………………………………………4

 II.Характерные признаки семьи и её функции……………………………..5

 III.Воспитательная функция…………………………………………………6

3.1.Стереотипы семейного  воспитания……………………………………..6

3.2.Четыре тактики воспитания  и четыре типа семейных                                 взаимоотношений…………………………………………………………………8

IV.Семья – главный институт воспитания…………………………………10

V.Социология ребёнка………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Целью работы является изучения теоретических аспектов семьи и семейного воспитания.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

- раскрыть понятие, признаки  и функции семьи

- рассмотреть стереотипы  и тактику семейного воспитания

- выявить сущность, понятие  и особенность семейного воспитания

 

 

  

 

 

 

 

I.Что такое семья?

Общепринятым является следующее определение семьи. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Однако экономисты добавили в него свои аспекты и у них появилось такое определение. Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства — это признак не семьи, а домохозяйства.

Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения.  Домохозяйством называется, к примеру,

группа из трех студентов, живущих в одной квартире.

Таким образом, если социологи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве (и совместном «полжете). Между двумя подходами не обязательно существует противоречие. Их можно объединить, дав такую формулировку: семья представляет собой домохо-1яйство, т. е. группу совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом. Домохозяйство — более широкое понятие, чем семья.

Социологи и демографы подчеркивают еще один важный момент, который упускают экономисты, — преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.

Мы уже сталкивались с понятием жизненного цикла. Но относили его к отдельному индивиду. Здесь речь пойдет о группе.

Жизненный цикл индивида характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти. Рождение и смерть являются биологическими явлениями. Но семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе.1

II.Характерные признаки семьи, её функции.

Основными признаками являются:

- брак или родство

- взаимная моральная и  материальная поддержка;

- рождение и воспитание  детей;

- взаимные личные и  имущественные права и обязанности;

- совместное проживание  и ведение общего хозяйства.

 

Функции семьи – это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

 в) регенеративная — Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

г) образовательно-воспитательная — Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.2

III. Воспитательная функция.

3.1.Стереотипы семейного воспитания.

С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.

свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучай и ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владении устной и письменной речью, контролируют их действия.

 

Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

Детоцентризм — повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви. В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи. Детоцентризм, как правило, характерен для тех семей, в которых имеется только один ребенок и в воспитании участвуют бабушки и дедушки, оберегающие своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные и инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

Профессионализм — тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом материально обеспечить своих детей. К воспитательным воздействиям они прибегают редко, обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. При таком «подходе» к семейному воспитанию родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развивается потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

Прагматизм — концепция воспитания, ориентирующая личность ребёнка на достижение жизненного успеха любыми средствами. В Каноне ее лежит выработка у детей практичности, умения «устраивать. свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность усиления прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно утилитаристское поведение начинает расцениваться на уровне

 обыденного  сознания как  наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

3.2.Четыре  тактики воспитания и четыре  типа семейных взаимоотношений:

Педагоги выделяют четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении чпенами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других, прежде всего, детей. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, но необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Те из них, кто предпочитает всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже, если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и такие ценные качества, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре творение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Poдители по сути блокируют подготовку детей к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. По данным психологов, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросом, лично их касающихся, а тем более — общих проблем семьи.

«Невмешательство» — система межличностных отношений н семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что в семье могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями, Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является совместная деятельность, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

В последнее время наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. В 2000 г. выявлено более 120 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитательную функцию семьи снижают следующие факторы:

- неполный состав семьи;

- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

- плохие отношения между родителями;

- конфликты не только по вопросам воспитания, но и по вопросам;

- вмешательство родственников в воспитание детей.3

IV. Семья – главный институт воспитания

   Под институтами воспитания  понимаются общественные организации  и структуры, которые призваны  оказывать воспитательное воздействие  на личность. Наиболее известные  нам институты воспитания –  это семья и школа. Формально  на них лежит основная доля  ответственности за развитие  личности ребенка. Однако фактически  в современных условиях школа  и семья не всегда доминируют  в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается  и даже перевешивается воздействиями  многих других социальных институтов, средств массовой культуры и  информации, друзей, сверстников, внешкольных  и внесемейных организаций.

          Тем  не менее традиционно главным  институтом воспитания является  семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего  воздействия на личность ни  один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы  личности ребенка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как  личность.

          Семья  может выступать в качестве  как положительного, так и отрицательного  фактора воспитания. Положительное  воздействие семьи на личность  ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для  него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Информация о работе Семья как институт воспитания