Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:20, реферат
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Введение……………………………………………………………………….3
I.Семья, определение…………………………………………………………4
II.Характерные признаки семьи и её функции……………………………..5
III.Воспитательная функция…………………………………………………6
3.1.Стереотипы семейного воспитания……………………………………..6
3.2.Четыре тактики воспитания и четыре типа семейных взаимоотношений…………………………………………………………………8
IV.Семья – главный институт воспитания…………………………………10
V.Социология ребёнка………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I.Семья, определение…………………………………………………
II.Характерные признаки семьи и её функции……………………………..5
III.Воспитательная функция…………………………………………………6
3.1.Стереотипы семейного воспитания……………………………………..6
3.2.Четыре тактики воспитания
и четыре типа семейных
IV.Семья – главный институт воспитания…………………………………10
V.Социология ребёнка………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение:
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Целью работы является изучения теоретических аспектов семьи и семейного воспитания.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- раскрыть понятие, признаки и функции семьи
- рассмотреть стереотипы и тактику семейного воспитания
- выявить сущность, понятие
и особенность семейного
I.Что такое семья?
Общепринятым является следующее определение семьи. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Однако экономисты добавили в него свои аспекты и у них появилось такое определение. Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства — это признак не семьи, а домохозяйства.
Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения. Домохозяйством называется, к примеру,
группа из трех студентов, живущих в одной квартире.
Таким образом, если социологи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве (и совместном «полжете). Между двумя подходами не обязательно существует противоречие. Их можно объединить, дав такую формулировку: семья представляет собой домохо-1яйство, т. е. группу совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом. Домохозяйство — более широкое понятие, чем семья.
Социологи и демографы подчеркивают еще один важный момент, который упускают экономисты, — преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.
Мы уже сталкивались с понятием жизненного цикла. Но относили его к отдельному индивиду. Здесь речь пойдет о группе.
Жизненный цикл индивида характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти. Рождение и смерть являются биологическими явлениями. Но семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе.1
II.Характерные признаки семьи, её функции.
Основными признаками являются:
- брак или родство
- взаимная моральная и материальная поддержка;
- рождение и воспитание детей;
- взаимные личные и
имущественные права и
- совместное проживание и ведение общего хозяйства.
Функции семьи – это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;
г) образовательно-воспитательная — Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.2
III. Воспитательная функция.
3.1.Стереотипы семейного
С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.
свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучай и ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владении устной и письменной речью, контролируют их действия.
Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:
Детоцентризм — повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви. В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи. Детоцентризм, как правило, характерен для тех семей, в которых имеется только один ребенок и в воспитании участвуют бабушки и дедушки, оберегающие своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные и инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.
Профессионализм — тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом материально обеспечить своих детей. К воспитательным воздействиям они прибегают редко, обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. При таком «подходе» к семейному воспитанию родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развивается потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.
Прагматизм — концепция воспитания, ориентирующая личность ребёнка на достижение жизненного успеха любыми средствами. В Каноне ее лежит выработка у детей практичности, умения «устраивать. свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность усиления прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно утилитаристское поведение начинает расцениваться на уровне
обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.
3.2.Четыре тактики воспитания и четыре типа семейных взаимоотношений:
Педагоги выделяют четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении чпенами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других, прежде всего, детей. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, но необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Те из них, кто предпочитает всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже, если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и такие ценные качества, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре творение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Poдители по сути блокируют подготовку детей к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. По данным психологов, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросом, лично их касающихся, а тем более — общих проблем семьи.
«Невмешательство» — система межличностных отношений н семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что в семье могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями, Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является совместная деятельность, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.
В последнее время наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. В 2000 г. выявлено более 120 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитательную функцию семьи снижают следующие факторы:
- неполный состав семьи;
- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
- плохие отношения между родителями;
- конфликты не только по вопросам воспитания, но и по вопросам;
- вмешательство родственников в воспитание детей.3
IV. Семья – главный институт воспитания
Под институтами воспитания
понимаются общественные
Тем
не менее традиционно главным
институтом воспитания
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.