Семья как институт воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:20, реферат

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I.Семья, определение…………………………………………………………4
II.Характерные признаки семьи и её функции……………………………..5
III.Воспитательная функция…………………………………………………6
3.1.Стереотипы семейного воспитания……………………………………..6
3.2.Четыре тактики воспитания и четыре типа семейных взаимоотношений…………………………………………………………………8
IV.Семья – главный институт воспитания…………………………………10
V.Социология ребёнка………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

          Воспитательное  воздействие семьи тем не менее  ограничено. Оно обычно не выходит  за рамки индивидуальных возможностей  членов семьи, их собственного  уровня развития, интеллектуальной  и культурной подготовленности, условий жизни. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие  и тревога, сердечность и теплота  в общении в противоположность  отчуждению и холодности –  все эти качества личность  приобретает в семье.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь – взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

          Нормальные  воспитательные отношения складываются  при взаимной удовлетворенности  супругов, их соответствии друг  другу во всех видах внутрисемейных  отношений. Особое положительное  значение для воспитания детей  имеют доверительные отношения  в семье, а также социально-психологическая  готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных  норм и правил человеческого  общения, принятие взаимных обязательств  по отношению друг к другу, соответствующих их семейным  ролям: супруга, супруги, отца, матери  и т.п.

          Частыми  причинами аномалий в воспитании  детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных  отношений, отсутствие взаимного  доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и  защиты. Нередко причиной такого  рода аномалий является неоднозначность  понимания супругами семейных  ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг  к другу. Но самыми, пожалуй, существенными  факторами, отрицательно сказывающимися  на воспитании детей, являются  несовместимость нравственных позиций  супругов, рассогласование их точек  зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние  дел в семье.

          Основными  путями и способами практического  устранения отрицательного влияния  перечисленных факторов на воспитание  детей является достижение взаимопонимания  и гармонизация личных взаимоотношений  супругов. Они предполагают принятие  ими следующих основных принципов  построения взаимоотношений:

          1. Не  ставить перед собой задачу  обязательно переделать супруга  на свой лад. Гораздо лучше  и проще пытаться понять его  как личность, встать на его  точку зрения, найти разумный  компромисс в том, что кажется  непривычным, необычным, вызывающим  протест, но не является существенным  для воспитания детей.

          2. Искать  и всеми возможными способами  укреплять общее во взглядах, позициях, особенно по вопросам  воспитания.

          3. При  возникновении различий в подходах, которые неизбежны в силу того, что люди, вступающие в брак, это  уже сформировавшиеся личности, прошедшие значительный жизненный  путь, не доводить такие различия  до конфликтов. Возникающие разногласия  обязательно необходимо обсуждать, заранее допуская право каждого  остаться при своем мнении, но  вместе с тем стремясь к  согласию по как можно большему  числу вопросов. В спорах и  дискуссиях сторон должен отчетливо  проявляться настрой на компромисс.

          4. Не  стесняться открыто признавать  свои ошибки, сомневаться в собственной  правоте.

          5. Прежде  чем критически отнестись к  своему супругу, нужно столь же  критически оценить самого себя. Для этого всегда можно найти  достаточно много веских оснований.

          6. Считать  вполне нормальным и не испытывать  особого разочарования, если у  супруга вдруг обнаружатся некоторые  недостатки, например, отрицательные  черты характера. Они есть у  всех без исключения нормальных  людей.

          Для  достижения воспитательных целей  в семье родители обращаются  к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Похвала родителей, с которыми  ребенок находится в дружеских  отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от  холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения  поощрений развитие детей как  личностей можно ускорить, сделать  более успешным, чем при использовании  запретов и наказаний.

          Наказание  необходимо, но лишь тогда, когда  поведение ребенка изменить другим  способом практически невозможно. Если все же возникает нужда  в наказаниях, то для усиления  воспитательного эффекта, наказания, по возможности, должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно  быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может  вызвать у ребенка страх или  озлобленность. Правила социального  поведения, которые навязываются  такими чувствами, дети усваивают  хуже всего. Наказание более эффективно  в том случае, если проступок  ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее идет на  компромисс, если понимает, почему  он должен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или  на которого часто кричат, отчуждается  от родителей, становится эмоционально  индифферентным, проявляет повышенную  агрессивность.

  В психологически различных  условиях оказываются и несколько  по-разному должны воспитываться  дети, родившиеся первыми и следующими  в семье. Установлено, например, что  со своим первенцем родители  обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С  появлением второго ребенка привилегии  старшего брата или сестры  обычно ограничиваются. Старший  ребенок теперь вынужден, причем  часто безуспешно, вновь завоевывать  родительское внимание, которое  в большей степени обычно обращено  на младших детей.

          Братья  и сестры по-разному влияют  на воспитание мальчиков и  девочек. Мальчики, у которых есть  старшие братья, проявляют больше  чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших  сестер, обнаруживают у себя женские  интересы и черты. Девочки, у которых  есть старшие братья, нередко  оказываются более честолюбивыми  и агрессивными, чем те, у кого  таких братьев нет. Они также  обладают мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные  способности, чем девочки, которых  воспитывали только старшие сестры.

          Специфические  условия для воспитания складываются  в неполной семье, где отсутствует  один из родителей. Мальчики гораздо  острее, чем девочки, воспринимают  отсутствие в семье отца; без  отцов они часто бывают задиристыми  и беспокойными. Особенно заметно  ощущается разница в поведении  мальчиков и девочек в семьях  без отцов в первые годы  жизни. Двухлетние дети, живущие  в таких семьях, нередко менее  самостоятельны и больше проявляют  тревожность и агрессивность, чем  дети, у которых были отцы. Поведение  девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения  девочек, воспитанных в полных  семьях.

          Для  всех членов семьи и особенно  для детей развод является  сильным потрясением, нарушающим  стабильность. Последствия развода  обычно сильнее сказываются на  мальчиках, чем на девочках. После  развода родителей мальчики нередко  становятся неуправляемыми, теряют  самоконтроль, проявляя одновременно  завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

          Распад  семьи отрицательно влияет на  отношения между родителями и  детьми, Особенно между матерями  и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают  нарушения душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы  помочь детям справиться с  возникшими проблемами как раз  в тот момент жизни, когда те  особенно нуждаются в их любви  и поддержке.

          Имеются  данные, которые показывают, что  после рождения первого ребенка  может произойти заметное снижение  удовлетворенности супружеством, как  отцов, так и матерей. Супружеский  дискомфорт в свою очередь, ведет  к ухудшению взаимоотношений  между родителями и ребенком, к возможному замедлению его  когнитивного, личностного и социально-психологического  развития.

          Снижение  супружеской удовлетворенности  объясняется взаимодействием следующих  пяти факторов:

          1. Индивидуальных  характеристик каждого члена  семьи, в частности представлений  каждого из них о самом себе.

          2. Отношений  между мужем и женой, в особенности  тех, которые возникают в системе  распределения между ними домашней  работы.

          3. Взаимоотношений  между каждым родителем и ребенком.

          4. Связей, существующих между новой семьей  и двумя исходными: родителями  и родственниками мужа и жены.

          5. Материальных  и профессиональных обстоятельств  жизни семьи.

          Любым  из этих факторов или любым  их сочетанием может быть обусловлена  супружеская удовлетворенность  или неудовлетворенность.

          Замечено, что изменения во всех сферах  семейной жизни сопровождаются  снижением супружеской удовлетворенности  со времени начала беременности  жены до достижения ребенком 18-месячного  возраста. Бездетные пары сохраняют стабильный уровень удовлетворенности в течение всего этого периода. Хотя мужчины и женщины обнаруживают много сходных изменений в это время, все же процесс перехода к родительству у них несколько отличается. Например, восприятие себя в роли любимой снижается у женщин значительно быстрее, чем у мужчин. Реакция же мужчин на переход в качество родителя наступает гораздо позднее.

          Наибольшая  неудовлетворенность супружеством  имеет место у женщин в период, начиная с беременности и до  достижения ребенком шестимесячного  возраста, а для мужчины – примерно  с шести месяцев после рождения  ребенка и до достижения им  полутора лет. Эти различия могут  приводить к возникновению более  или менее выраженного чувства  взаимного отчуждения, что в свою  очередь служит основанием для  серьезных межличностных конфликтов, которые влияют на оценку супружества  и перспектив его сохранения  партнерами. Чем больше различий  возникает между супругами, начиная  со времени беременности жены  и до достижения ребенком шестимесячного  возраста, в самооценках, в восприятии  сложившихся взаимоотношений, в  оценках родительских семей супругов, в представлениях супругов о  родительстве, в оценках материальных  и профессиональных условий совместной  жизни, тем больше конфликтов  за этот период времени происходит  между ними и тем большую  неудовлетворенность супружеством  испытывают оба партнера. Такую  же отрицательную роль могут  сыграть и нереализованные ожидания  партнеров, связанные с супружеством.

          Низкая  самооценка и низкая удовлетворенность  браком в конце беременности  жены нередко предвещают индивидуальный  и межличностный дискомфорт, наступающий  обычно двумя годами позже. У  женщин депрессия обычно развивается  в результате ограничения их  жизни домашними делами на  протяжении восемнадцати месяцев  после рождения ребенка, а также  из-за расхождений во взглядах  супругов на внутрисемейное распределение  обязанностей. Риск супружеского  дискомфорта значительно возрастает в том случае, когда изначально один из супругов не был достаточно уверен в том, стоило ли заводить ребенка.

          Установлено, что сам по себе факт наличия  или отсутствия детей у супругов  гораздо меньше влияет на семейный  дискомфорт, чем имеющиеся расхождения  в оценках личностных, супружеских  и внесемейных отношений. Переход  к родительству лишь усиливает  имевшие место различия, существовавшие  раньше в индивидуальной жизни  мужчины и женщины.

          При  изучении таких особенностей  родительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, психологами  было обнаружено, что они оказывают  существенное влияние на развитие  ребенка. Р.С. Немовым выявлена корреляция  между стилем родительского поведения  и взаимоотношениями между родителями  и ребенком. Вместе с тем им  не было обнаружено никакой  зависимости между удовлетворенностью  супругов семейными взаимоотношениями  и показателями психологического  развития их детей. Последние  больше зависели не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике  преломляется в их поведении  при общении с ребенком (стиль  родительского поведения). Этот стиль  был стабильно связан с познавательным  и личностным развитием детей.

          Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют  больше теплоты и меньше сердятся  на своих сыновей, в то время  как удовлетворенные браком отцы  более авторитарны по отношению  к дочерям. Те родители, которые  проявляют больше положительных  эмоций в отношениях друг с  другом, обнаруживают и большую  степень авторитарности в межличностных  отношениях с дочерьми.

          Супружеская  неудовлетворенность до рождения  ребенка, как выяснилось, может привести  к супружескому дискомфорту четырьмя  годами позднее, что, в свою очередь, связано с возникновением напряженности  в отношениях родителей друг  с другом и с ребенком.

Информация о работе Семья как институт воспитания