Семья как социально-культурный нститут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства, опеки и другие.

Содержание работы

Введение
Глава I Семья как социально-культурный институт.
1.1Историческое направление в социологии семьи и брака…………4
1.2 Формы брака………………………………………………………........7
1.3 Семья как коллектив……………………………………………………….9
1.4 Функции семьи……………………………………………..
1.5 Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность..……13
II часть …………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Источники и литература………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава I Семья как социально-культурный институт.

1.1Историческое направление в  социологии семьи и брака…………4

1.2 Формы брака………………………………………………………........7

1.3 Семья  как коллектив……………………………………………………….9

1.4 Функции семьи……………………………………………..

1.5 Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность..……13

II часть …………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Источники и литература………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Семья является одним из пяти фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек  входит в состав множества самых  разных групп – в группу сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду –  но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

 

Поэтому когда мы говорим о важнейших  социальных институтах – столпах  общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более  частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства  и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства, опеки и другие.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был  устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная  от примитивнейшего племени и  кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала  и выступает как отчетливо  выраженная социальная единица.

 

 

Существуют две формы  социальных институтов: простая и  сложная.

 

Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих  социальных ролей, обусловленных социальными  ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института  является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                   I часть

1.1Историческое направление в социологии семьи и брака

Семья является одним из самых древних  социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили  по-разному. Одна из первых попыток  определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью  он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства  возникают в результате объединения  семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального  государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал  введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий  историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у  ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального  государства», развивает идею Платона  о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При  этом семьи образуют «селения», а  соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и  гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто  нечистое, лишенное святости, желая  возвращения земному институту  брака его духовной ценности.

Философы античности, средневековья  и отчасти даже нового времени  выводят общественные отношения  из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к  государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды  разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в  правовом порядке, а Гегель – в  абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность  моногамии, фактически отождествляют  понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному  началу. Конечно, между понятиями  «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как  синонимы. Однако в сути этих понятий  есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные  советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой, общество упорядочивает и  санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более  сложную систему отношений, чем  брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

Утверждение исторического взгляда  на брак и семью происходило двумя  путями:

1) при помощи исследования прошлого  семьи, в частности, брачно-семейного  уклада так называемых примитивных  народов;

 2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления  стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

В рамках исторического направления  рассматривается происхождение  семьи и ее развитие в различных  социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога  Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. Идеальное государство общность жен и детей, Каждый брак должен быть полезен для государства, - писал Платон. Аристотель предполагал, сто природа нормального человека определяется его встроенностью в политическую систему, а всякая семья составляет часть государства.

 

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной  и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто  нечистое, лишенное святости, желая  возвращения земному институту  брака его духовной ценности.

 

Французский просветитель XVIII века Жан  Жак Руссо (1712-1778), который отличался  особым демократизмом, отрицал правомерность  общественного неравенства между  полами. Но вместе с тем Руссо  обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал  дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

 

Большой интерес представляют воззрения  на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным исторически м чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

 

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья  рассматривалась как изначальная  и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов  и ученых античности, средневековья  и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический  социальный институт, сколько ее отношение  к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.

 

Утверждение исторического взгляда  на брак и семью происходило двумя  путями: 1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного  уклада так называемых примитивных  народов; 2) путем изучения семьи  в различных социальных условиях. У истоков первого направления  стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде Материнское право (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина с несколькими мужчинами.

 

Особенно большое значение для  обоснования эволюционных идей имел труд американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые  на научной основе рассмотрел историю  первобытного общества. Свою книгу  Древнее общество он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого  пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале  Морган проанализировал систему  родства на разных континентах. По его  схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные  половые связи) через групповой  брак к моногамии. Наиболее важным результатом  всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий. Книга  Моргана Древнее общество, которую  законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом  для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) Происхождение семьи, частной  собственности и государства (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс  с использованием труда Моргана  доказал глубокую органическую взаимосвязь  производства средств жизни и  производство самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с  другой семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем  прогрессивный характер. Энгельс  уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии.

 

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория социальных групп. Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и  вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными  общественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых индивид включается лишь как носитель определенной функции.

 

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка семья от института к содружеству. В представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг От института к содружеству был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.

 

Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом появляющейся науки, встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.

 

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую  назвали периодом построения систематической  теории. Именно с этого времени  началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое  развитие электронно-вычислительной техники  дал возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

 

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается  число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже в СССР и странах восточной Европы.

Информация о работе Семья как социально-культурный нститут