Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:07, реферат
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства, опеки и другие.
Введение
Глава I Семья как социально-культурный институт.
1.1Историческое направление в социологии семьи и брака…………4
1.2 Формы брака………………………………………………………........7
1.3 Семья как коллектив……………………………………………………….9
1.4 Функции семьи……………………………………………..
1.5 Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность..……13
II часть …………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Источники и литература………………………………………………………...20
Существенным становится стремление
откорректировать понятия, которые
необходимы для анализа семейных
процессов, выяснение зависимостей
между этими понятиями. Следует
отметить особую роль в этом процессе
американского социолога
В социологии семьи и брака сделано
немало. Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений,
имеются плодотворные подходы к
исследованию семьи и брака, накоплен
огромный эмпирический материал. При
должной систематизации и дополнениях
разработанные концепции, утверждения,
полученные выводы могли бы придать
фундаментальность и укрепить целостность
специальной социологической
Брак - семейный союз мужчины и женщин порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформлении (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается так же браку, заключенным по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр. Во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных записях актов гражданского состояния (ЗАГС), к зарегистрированному приравнивается так называемый фактический (незарегистрированный) брак.
Например, гостевой и открытый браки отличаются от традиционно принятого в современном обществе парного брака тем, что супруги не соблюдают характерных для традиционного брака принципов.
В гостевом браке супруги не ведут
совместного хозяйства, живут раздельно
и видятся лишь несколько раз
в неделю или в месяц. Открытый
же брак допускает сексуальные
Сегодня помимо традиционного брака все чаще встречаются брачные союзы необычные: к примеру, посмертный, однополый. Некоторые страны даже признали такие формы брака законными, однако все же в большинстве стран подобные брачные союзы никакой юридической силы иметь не будут.
Посмертный брак
Посмертный брак заключается в случаях, когда перед запланированной свадьбой один из будущих супругов умирает. Такой брак обычно нужен, чтобы дать какие-то преимущества оставшемуся в живых партнеру: он приобретает статус овдовевшего супруга и получает все причитающиеся по закону пособия или выплаты. При этом наследования имущества покойного живущим супругом обычно не происходит.
Однополый брак
Однополый брак — одна из самых горячо обсуждаемых сегодня форм брака. В таком браке оба супруга принадлежат к одному полу, что является нетипичным для традиционной общественной морали.
Однополые браки разрешены в 8 штатах США, в Мексике (регистрируются только в Мехико), в одном из бразильских штатов. При этом однополое гражданское партнерство, которое является более ограниченной формой союза, чем брак, разрешено во многих странах Европы (например, Великобритания, Франция, Германия), в Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран.
Среди всего многообразия форм браков можно даже запутаться. Но какой бы ни была форма брака, важно, чтобы брак был заключен добровольно, по взаимному желанию и согласию обоих будущих супругов. Осознанное и зрелое желание вступить в брак — залог его крепости и долговечности.
1.3 Основные направления и формы работы с семьей.
Уже в организации
Социально-культурная
Формы работы социально-
Развитию внутрисемейных
Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействует на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров.
Некоторые вузы и училища
Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей, от дошкольного до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, колледже , так и в среде свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий (жителей микрорайона в вечернее время) в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.
Особую актуальность в
Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как своих детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общая» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельность семей США, Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, организация психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.
Целенаправленная, планомерная работа семинаров с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.
В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие вопросы в консультационном центре. Он создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного центра строиться по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенное время. В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.
1.4 Функции семьи.
Семя как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: