Семья как социально-культурный нститут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства, опеки и другие.

Содержание работы

Введение
Глава I Семья как социально-культурный институт.
1.1Историческое направление в социологии семьи и брака…………4
1.2 Формы брака………………………………………………………........7
1.3 Семья как коллектив……………………………………………………….9
1.4 Функции семьи……………………………………………..
1.5 Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность..……13
II часть …………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Источники и литература………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

 

Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые  необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует  отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую систему социального действия, которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операционным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи. Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее специализации и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.

 

В социологии семьи и брака сделано  немало. Отмечается значительное продвижение  в разработке теории, ее понятийно-категориального  аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к  исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При  должной систематизации и дополнениях  разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать  фундаментальность и укрепить целостность  специальной социологической теории семьи и брака.

 

Брак - семейный союз мужчины и женщин порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформлении (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается так же браку, заключенным по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр. Во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных записях актов гражданского состояния (ЗАГС), к зарегистрированному приравнивается так называемый фактический (незарегистрированный) брак.

                                     1.2 Формы брака:

                                       Гостевой и открытый браки

Например, гостевой и открытый браки отличаются от традиционно принятого в современном обществе парного брака тем, что супруги не соблюдают характерных для традиционного брака принципов.

В гостевом браке супруги не ведут  совместного хозяйства, живут раздельно  и видятся лишь несколько раз  в неделю или в месяц. Открытый же брак допускает сексуальные отношения  каждого из супругов «на стороне» по взаимной договоренности.

Сегодня помимо традиционного брака  все чаще встречаются брачные  союзы необычные: к примеру, посмертный, однополый. Некоторые страны даже признали такие формы брака законными, однако все же в большинстве стран  подобные брачные союзы никакой  юридической силы иметь не будут.

Посмертный брак

Посмертный брак заключается в  случаях, когда перед запланированной  свадьбой один из будущих супругов умирает. Такой брак обычно нужен, чтобы  дать какие-то преимущества оставшемуся  в живых партнеру: он приобретает  статус овдовевшего супруга и  получает все причитающиеся по закону пособия или выплаты. При этом наследования имущества покойного  живущим супругом обычно не происходит.

Однополый брак

Однополый брак — одна из самых  горячо обсуждаемых сегодня форм брака. В таком браке оба супруга  принадлежат к одному полу, что  является нетипичным для традиционной общественной морали.

Однополые браки разрешены в 8 штатах США, в Мексике (регистрируются только в Мехико), в одном из бразильских  штатов. При этом однополое гражданское  партнерство, которое является более  ограниченной формой союза, чем брак, разрешено во многих странах Европы (например, Великобритания, Франция, Германия), в Австралии, Новой Зеландии и  ряде других стран.

Среди всего многообразия форм браков можно даже запутаться. Но какой  бы ни была форма брака, важно, чтобы  брак был заключен добровольно, по взаимному  желанию и согласию обоих будущих  супругов. Осознанное и зрелое желание  вступить в брак — залог его  крепости и долговечности.

 

1.3 Основные направления  и формы работы с семьей.       

 Уже в организации общественного  дошкольного воспитания детей  открываются большие возможности  для индивидуальной и коллективной  инициативы. Об этом свидетельствует  опыт создания альтернативных, инвариантных  типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных и др.) с учетом  региональных особенностей микрорайона,  молодежного жилого комплекса  и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей - эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.         

 Социально-культурная деятельность  дает необходимый эффект только  в том случае, если она направлена  на семью как общность. Такая  постановка работы, когда клубы  юных техников, станции юных туристов  и другие внешкольные учреждения  ориентируются только на детей,  центры культуры и досуга проводят  мероприятия для взрослых, театры  ставят спектакли детские или  только взрослые и т.п., вряд  ли является социально и педагогически  оправданной в современных условиях. Усилия всех служб необходимо  направить на семью как коллектив,  на организацию совместной социально-ориентированной  досуговой деятельности детей  и взрослых.          

 Формы работы социально-культурных  институтов с семьёй разнообразны. Ставшие традиционными семейные  праздники, семейные клубы, индивидуальные  формы обогащаются новым содержанием,  опираются на интересы семьи.  Большое распространение получила  организация традиционных форм  семейного досуга в русском  народном стиле, молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного  искусства для детей и взрослых  «Умелые руки», изобразительного  искусства, фольклорные ансамбли  и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения  детей и родителей способствует клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.        

 Развитию внутрисемейных контактов  способствует создание ролевых  объединений типа «Старший брат»,  «Старшая сестра», «Мать и дитя».  Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.         

 Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействует на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.         

 Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров.          

 Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры  и досуга, здоровому образу жизни.         

 Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей, от дошкольного до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, колледже , так и в среде свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий (жителей микрорайона в вечернее время) в значительной степени должно способствовать снижению  числа нарушений ими общественного порядка.        

 Особую актуальность в организации  семейного досуга микрорайона  приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправдывает  себя практика создания родительских комитетов в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории микрорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать на себя, замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов.         

 Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как своих детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общая» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельность семей США, Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, организация психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.  

Целенаправленная, планомерная работа семинаров с  четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей  и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.          

 В психолого-педагогической  подготовке нуждаются, наряду  с родителями, и организаторы  семейного досуга: социальные работники,  социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники,  студенты, пенсионеры, работающие с  детьми и подростками, также  испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие вопросы в консультационном центре. Он создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного центра строиться по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенное время. В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.

 

1.4 Функции семьи.

 

Семя как социальный институт возникла с формированием  общества. Процесс формирования и  функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

 

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

 

Основная, первая функция  семьи, как следует из определения  А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

Информация о работе Семья как социально-культурный нститут