Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом "рецептами" решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обл

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Наука о семье развивается в  условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей  о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры  о любви, браке, детях, родственниках  со стороны мужа и жены, делятся  друг с другом "рецептами" решения  семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время от времени может  рассогласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как социальный институт

Согласно общепринятой трактовке, понятие "социальный институт" означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством  которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения  определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров  и услуг и их распределение, воспроизводство  членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом  современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для  выживания и нормального функционирования общества проблемы.

Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры  общества. Они ограничивают или подавляют  такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом  структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и  их первичную социализацию. Никакое  другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и с момента  рождения включает его в них. Семья  в значительной мере приобщает ребенка  к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается  ребенком, прежде всего, благодаря его  общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье  дети учатся социально-одобряемому  поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и  взрослого с другими людьми. Способность  членов семьи принять ребенка  в качестве существа с уникальными  характеристиками в большой мере влияет на его представление о  себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря  особой психологической атмосфере  любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических  контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку  позволяет своевременно выявить  его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время  регулирует их поведение в ответ  на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится  к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в  социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления  внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних  сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Институциональный характер семьи  проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч  других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений - рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. - вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как малая социальная группа группа

Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников  среди исследователей, и тем более  среди психологов-практиков, поскольку  открывает неоценимые возможности  для оказания психологической помощи семье.

При всем многообразии определений  понятия "малая группа" можно  выделить основное его содержание. Малая группа - это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой  группы:

· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

· личный контакт между членами  группы;

· определенный эмоциональный климат внутри группы;

· особые групповые нормы и ценности;

· физический и моральный образец  члена группы;

· ролевая иерархия между членами  группы;

· относительная независимость (автономность) этой группы от других;

· принципы приема в группу;

· сплоченность группы;

· социально-психологический контроль поведения членов группы;

· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны  членов группы,

Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков  входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться  малой группой. Решение этого  вопроса является принципиальным для  психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду "мать - ребенок", возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.

Семья относится к разряду первичных  групп. Ей присущи интимные, лицом  к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс  первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной  группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно  рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат  социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении  и функционировании принадлежит  симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы  решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные  значения, выражения, обращения и  жесты, разделяемые только внутри данного  круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит  к этой группе. Именно так складывается своеобразный "язык семьи", освоить  который бывает непросто новому члену  семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким  путем формируется прочное чувство "мы" - психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую  степень интимности и доверительности  отношений, эмоциональной вовлеченности  членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны  других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с  принятием этого желания партнером  укрепляет чувства любви и  симпатии.

Доверительный и интимный стиль  отношений может стимулировать  более четкое и ответственное  выполнение членами группы своих  обязанностей.

Отечественный социолог и философ  М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого  человека:

· здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные  мысли и желания;

· она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения  с близкими по духу и мировоззрению  людьми;

· общение и жизнедеятельность  в первичных группах позволяют  снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе;

· мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания  его реального статуса в обществе.

Первичные неформальные группы, в  ряду которых семья занимает ведущее  место, составляют микросреду жизнедеятельности  человека и в огромной степени  влияют на его поведение.

Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:

· для обозначения группы, которая  мотивирует индивида быть принятым в  ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с  тем, что, на его взгляд, считается  общепринятым в группе. Группа устанавливает  стандарты и вознаграждает того, кто им следует;

· референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьим мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а его кумиры -- музыканты, актеры, спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного лица подросток может прибегнуть и к противоправным действиям. Этим можно объяснить и факты совершения преступлений детьми из благополучных семей: группа сверстников, являясь референтной, может одобрять подобный поступок; хулиганство воспринимать как смелость, кражу -- как предприимчивость.

К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг "значимых других". Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль семьи

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она  продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые  эксперты утверждают, что “семьи снова  вошли в моду”, а другие социологи  убеждены в том, что семья -является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам  не удалось обнаружить “золотой век  семьи”. Например, сто или двести лет назад браки заключались  на основании семейных и имущественных  потребностей, а не по любви. Часто  они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж  оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с  детьми дополняли эту мрачную  картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и  в эпоху Просвещения лучшие умы  выражали обеспокоенность упадком  семейных отношений. В общем можно  отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи