Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, контрольная работа
Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом "рецептами" решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обл
Введение
Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом "рецептами" решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время от времени может рассогласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой.
Семья как социальный институт
Согласно общепринятой трактовке,
понятие "социальный институт" означает
устойчивый комплекс формальных и неформальных
правил, принципов, норм, установок, посредством
которых общество регулирует и контролирует
деятельность людей в наиболее важных
сферах человеческой жизни. Это заданный
набор целесообразных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях.
Стандарты поведения
Деятельность социальных институтов
направлена на удовлетворение фундаментальных,
жизненно важных социальных потребностей,
к которым относятся: коммуникации
в обществе, производство товаров
и услуг и их распределение, воспроизводство
членов общества и их социализация,
социальный контроль и порядок, безопасность
членов общества, социальная стабильность.
Обычно выделяют пять основных социальных
институтов, существующих в любом
современном обществе: семья, экономика,
политика, образование и религия.
Каждый из них специализируется на
решении принципиально важной для
выживания и нормального
Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.
Семья образует первичную окружающую
среду в развитии индивида. Она
формирует у ребенка
Семья обладает серьезными преимуществами
в социализации личности благодаря
особой психологической атмосфере
любви и нежности, заботы и уважения,
понимания и поддержки. Огромное
значение имеют частота и
Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.
Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.
Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.
Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений - рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. - вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.
Семья как малая социальная группа группа
Понимание семьи как малой группы
находит множество своих
При всем многообразии определений понятия "малая группа" можно выделить основное его содержание. Малая группа - это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Перечислим основные признаки малой группы:
· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
· личный контакт между членами группы;
· определенный эмоциональный климат внутри группы;
· особые групповые нормы и ценности;
· физический и моральный образец члена группы;
· ролевая иерархия между членами группы;
· относительная независимость (автономность) этой группы от других;
· принципы приема в группу;
· сплоченность группы;
· социально-психологический
· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,
Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.
По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду "мать - ребенок", возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.
Семья относится к разряду первичных
групп. Ей присущи интимные, лицом
к лицу, отношения между людьми.
Такая группа обеспечивает процесс
первичной социализации и опосредует
вхождение индивида в другие группы.
Мнения и представления членов первичной
группы имеют особое значение в формировании
сознания и самосознания ребенка. Можно
рассматривать процесс
Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный "язык семьи", освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство "мы" - психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.
Первичная группа предполагает высокую
степень интимности и доверительности
отношений, эмоциональной вовлеченности
членов группы в ее дела. По мере развития
отношений интимность обычно растет.
Самораскрытие будет
Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.
Отечественный социолог и философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека:
· здесь индивид полностью
· она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми;
· общение и жизнедеятельность
в первичных группах позволяют
снимать стрессы и напряжения,
тревоги, беспокойство, которыми страдает
современный человек от чрезмерных
социально-психологических
· мнение первичной группы весьма
важно для самооценки индивида, понимания
его реального статуса в
Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.
Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:
· для обозначения группы, которая
мотивирует индивида быть принятым в
ней. С этой целью индивид поддерживает
свои установки в соответствии с
тем, что, на его взгляд, считается
общепринятым в группе. Группа устанавливает
стандарты и вознаграждает
· референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.
Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьим мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а его кумиры -- музыканты, актеры, спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного лица подросток может прибегнуть и к противоправным действиям. Этим можно объяснить и факты совершения преступлений детьми из благополучных семей: группа сверстников, являясь референтной, может одобрять подобный поступок; хулиганство воспринимать как смелость, кражу -- как предприимчивость.
К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг "значимых других". Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.
Роль семьи
Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что “семьи снова вошли в моду”, а другие социологи убеждены в том, что семья -является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.
Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить “золотой век семьи”. Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.
Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи