Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом "рецептами" решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обл

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили своё значение, став менее устойчивыми и надёжными чем прежде.

4.Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских  и ремесленных обществах семья  осуществляет множество функций  по поддержанию “благосостояния”  людей, например, заботу о больных  и пожилых членах семьи. Но  эти функции коренным образом  изменились в ходе возникновения  и развития общества. Врачи и  медицинские учреждения почти  полностью заменили семью в  отношении заботы о здоровье  людей, хотя члены семьи по-прежнему  решают, существует ли необходимость  обратиться за медицинской помощью.  Страхование жизни, пособия по  безработице и фонды по социальному  обеспечению полностью ликвидировали  необходимость для семьи брать  на себя помощь её членам  в период их экономических  трудностей. Точно также социальные  пособия, больницы, и дома для  пенсионеров облегчили для семьи  бремя заботы о престарелых.

5.Социализация. Семья является  главным агентом социализации  во всех обществах. Именно в  ней дети усваивают основные  знания, необходимые для исполнения  ролей взрослых. Но индустриализация  и связанные с ней социальные  перемены в какой-то мере лишили  семьи этой функции.

В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей. Это связано с тем, что, во-первых, в большой семье в воспитании детей принимали участие все члены семьи. Материнские обязанности в такой семье разделялись сёстрами отца и матери, отцовские - с братьями отца и матери; заметную роль играли бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в большей мере передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом раннем возрасте общественным учреждениям: яслям, детским садам, школе и т.д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

В-третьих, относительная  изоляция нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства, накопленных прежними поколениями.

В-четвёртых, отделение труда  от семьи усложняет проблему трудового  воспитания. Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи. Он знал, что  его труд необходим семье. У него были обязанности, которые он не мог  ни на кого переложить. Общественные формы  трудового воспитания пока ещё не сумели восполнить отсутствие трудового  семейного воспитания. Они скорее являются трудовым обучением, чем воспитанием.

В-пятых, отсутствие семейной профессиональной ориентации, невозможность  по наследству передать детям свою специальность делает сам процесс  воспитания более универсальным, но в тоже время и более противоречивым. Родители не могут однозначно определить, каким нравственным качествам отдать предпочтение: какие навыки детям  в будущей деятельности в наибольшей степени понадобятся.

В-шестых, отдаляется включение  подрастающих поколений в широкую  социальную жизнь, трудовую деятельность. Длительный период жизни сводится только к подготовке к труду и социальной деятельности. Выигрыш, который получает общество в развитии личности, во многом обесценивается запаздыванием в  социальном развитии молодого поколения, развитием у части молодёжи социально-психологического инфантилизма, искусственным сдерживанием энергии молодёжи, которая подчас находит себе выход в асоциальном поведении. Нравственные ценности, ориентированные на отсроченное будущее, воспринимаются молодёжью как пустые абстрактные проповеди.

Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию - воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 2-3 человек. Этот показатель существенно отличается по регионам бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5-6 человек), а наименьший показатель - население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком. Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое  воспроизводство находится под  угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность  депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически  во всех индустриальных странах наблюдается  тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).

Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства. Со времён Второй мировой войны доля работающих женщин в сфере производства значительно возросла. Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщины и уровнем рождаемости.

Занятость женщин оказывает  глубокое влияние на семьи, где имеются  маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает. Согласно данным статистики, почти половина женщин планирует вернуться на работу, когда их младшим детям исполнится 6 лет и в более ранние сроки.

На репродуктивную функцию  семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Изменилось отношение к разводу, он перестаёт  быть исключительным и становится обычным, ординарным явлением. В последние 30 лет возросло число разводов. На протяжении многих веков разводы разрешались в крайне редких случаях. Некоторые страны, например, Испания, ещё до сих пор не признаёт право на развод, а референдум, состоявшийся в 1986 г., запретил разводы. Для характеристики всех индустриальных стран можно употребить термин “система соперников”. В некоторых странах разводы разрешены только с середины 60-х годов нашего века. В Великобритании реформа, разрешающая разводы, внедрялась с 1969 г. по 1970 г., и уровень разводов ежегодно возрастал на 9%. С 1980 г. уровень разводов в некоторой степени стабилизировался, но оставался крайне высоким по сравнению с предвоенным периодом. В Великобритании в 1970 г. около 30% детей, не достигнув взрослого возраста, оставались с одним из родителей. В США число семей с одним разведённым или покинутым родителем увеличилось на 11% с 1970 г. Если уровень разводов, наблюдавшийся в середине 80-х годов сохранится, то родители примерно 3/5 негритянских детей и 1/6 белых детей разведутся ещё до того, как их дети достигнут десятилетнего возраста. Чаще всего дети остаются жить с матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

В бывшем СССР к 1990 году ежегодно расторгалось 930 тысяч браков и образовывалось 2788 тысяч. Таким образом, соотношение  между браками и разводами 3:1, а в некоторых крупных городах  указанное соотношение составило 2:1.

Можно выделить следующие  причины разводов: во-первых, в большинстве  случаев брак перестал связываться  с передачей собственности и  статуса от поколения к поколению, за исключением небольшой доли богатых  людей. Во-вторых, в связи с ростом экономической самостоятельности  женщины, она всё в меньшей  степени становится экономически независимой  от мужа. В-третьих, брак приобрёл значительную эмоциональную окраску, всё чаще стал рассматриваться как способ получения удовольствия брачной парой.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества  нетрадиционных семей. Семья с одним  из родителей представляет собой  существенное отклонение и в значительной мере посягает на почти полную монополию  традиционной семьи с двумя родителями. Например, в США преобладают традиционные семьи. В 1981 году насчитывалось примерно 73% “стандартных” и 27% “нестандартных”  семей, а в 1970 году 82% и 18% соответственно. В течение этого периода численность  одиноких мужчин возросла на 105%, женщин - на 60%.

Увеличивается число детей, родившихся вне брака. Так, в США  численность семей с одним  из родителей, никогда не вступавших в брак, возросла на 349% (с 1970 г.).

За последние десятилетия  возникло несколько других альтернатив  семейной жизни. Среди них основными  являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.

Совместная жизнь (сожительство) означает, что пары живут вместе, вступая в половые отношения друг с другом, но не состоят при этом в браке. Это явление широко распространено в Западных странах. В Швеции, Германии и других странах сожительство стало нормой и рассматривается как “пробный” брак пары, собирающейся вступить в законный брак.

Большинство супружеских  пар не имеют детей. Однако они  бросают вызов монополии семьи  на регулирование интимных связей между  взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих отношений, так как нет закона, контролирующего  поведение партнёров. Совместное проживание двух партнёров не является альтернативой  брака, хотя в некоторых странах  закон признаёт, что люди, живущие  вместе, но не заключавшие брак, имеют  те же права, что и брачная пара.

 

Заключение

В 19 веке некоторые мыслители  пытались заменить семью коммуной. Примером этого является коммуна, образованная в середине 19 века в Новой Англии в США. В основу положены религиозные  принципы, сформулированные Нойсом: ”Каждый мужчина был женат а каждой женщине, и все они считались родителями, воспитывающими коммунарских детей”. Коммуна из 300 человек просуществовала 30 лет.

В 60-е годы 19 века такие  коммуны были восстановлены в  Западных странах. Внутри коммуны разрешались  свободные половые связи, все  несли ответственность за воспитание детей.

Примером коммуны является киббуцы в Израиле. Киббуцы - сообщества семей и индивидов, которые кооперируются в воспитании детей. Большинство киббуцев ведут коллективное сельское хозяйство и имеют небольшие промышленные предприятия. В Израиле сегодня насчитывается более 240 киббуцев в общей численности до 100 тыс. чел. Имеются и небольшие киббуцы в численности до 50 тыс. чел.

Какое значение имеют перемены в семейной жизни? На этот вопрос нет  однозначного ответа. По мнению некоторых  обозревателей, эти перемены предвещают “мрак” и “гибель”. Они считают, что семья достигла состояния  глубокого распада и этот процесс  необратим. На жизни взрослых людей  завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.

Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они  позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи и с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды для самовыражения всех членов семьи.

Существует множество  различных предсказаний о будущем  семьи, например, Эдвард Корниш (1979г.) предположил несколько тенденций развития будущей семьи. Среди них:

-сохранение современной  семьи;

-уничтожение семьи;

-возрождение семьи (путём  усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций);

-создание “ненастоящих  семей”, основанных на общих интересах  и потребностях;

-возврат к традиционной  семье.

То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать  этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и  устойчивостью. Предсказание “мрака и  гибели” отражает скорее тревогу  исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, полного уничтожения  семьи не наблюдается.

А вместе с тем можно  уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование  интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный  распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция  социализации, выполняемая семьёй, будет в большей мере разделена  между семьёй и посторонними людьми (воспитателями игровых центров). Дружеское расположение и эмоциональную  поддержку можно будет обрести  не только в семье.

Таким образом, семья займёт своё место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку изменение  функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из общества.

 

 

Список использованной литературы

1. Абулъханова-Славская КМ, Стратегии жизни. - М., 2010

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 2008

3. Аккерман Н, Семейный подход к супружеским расстройствам. // Семейная психотерапия. - СПб., 2009

4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2010

5. Алексеев М.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. - М., 2008

6. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005.

7. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003

Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи