Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом "рецептами" решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обл

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

Семья может классифицироваться по другому основанию: в зависимости  от наличия или отсутствия детей  у брачной пары. В этом смысле семьи те, что ориентированы на семейную жизнь и семьи, производящие потомства. К первому типу относятся  те, у кого уже родился один ребёнок; ко второму - семьи, в которых взрослые члены ”открыты” производству нового поколения детей.

Кроме нуклеарной семьи, выделяют также расширенный тип семьи. Расширенная семья - семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два- три поколения живут в одном месте или неподалёку. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, тётей, дядей, племянников и т.д.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что брак и  семья - исторически изменяющиеся явления. Их общественное содержание составляет то, что свойственно им как разновидностям общественных институтов и отношений, находящихся в сложном взаимодействии общественных условий с естественно-биологической, инстинктивной природополовой потребности человека.

Можно выделить следующие  основные факторы макросреды или  общие социальные условия жизнедеятельности, которые в решающей степени влияют на формы семейно-брачных отношений  и жизнедеятельности семьи. К  этим факторам относят следующие:

1.социально-экономические  условия и отношения, которые  обусловлены степенью развития  производительных сил и отражают  уровень материально-технической базы её инфраструктуры, определённого этапа развития общества;

2.социально-политические  условия и отношения, которые  обусловлены политической системой  или политическим строем общества  и отражают деятельность его  основных институтов и организаций;

3.социальные условия и  отношения, обусловленные социальной  структурой общества, т.е. разделением  её на классы, слои, группы, а также  по демографическому, этническому,  профессиональному и территориальному  признаку, характеризующаяся общественным разделением труда и состоянием производительных сил общества на определённом этапе его развития;

4.социально-культурные (или  духовно-нравственные) условия и  отношения, которые отражают систему  действующих в обществе правовых, морально-этнических норм, ценностей  и идеалов, образцов деятельности  и поведения, носящих нормативный  характер для семьи, а также  способы сохранения и передачи  социальной информации и социального  знания и их доступность; доступность  учреждений образования, культуры, искусства, спорта и других  духовных ценностей общества.

Необходимо также подчеркнуть, что общие социальные (объективные) условия или факторы макросреды оказывают своё влияние на жизнедеятельность  семьи, как правило, опосредованно (косвенно) через её ближайшее социальное окружение  или факторы макросреды. К ним относят такие компоненты: степень урбанизации среды непосредственного поселения семьи (т.е. тип населённого пункта: город, село; количество жителей и т.д.); характеристика возможной занятости населения (т.е. тип предприятий, уровень квалификации, образования и т.д.); демографическая структура, этнические характеристики; количественные и качественные показатели развития инфраструктуры среди размещения семьи (т.е. наличие сферы обслуживания, детских лечебных, культурно-спортивных учреждений и т.д.). Кроме того, к факторам микросреды обитания семьи часто относится и социально-психологические условия и отношения, которые оказывают существенное влияние на её жизнедеятельность и характеризуют состояние общественного сознания людей, их отношение к миру и своему непосредственному окружению. Эти условия носят ярко выраженный субъективный характер. К ним прежде всего относят социальные установки, интересы и ценностные ориентации в сфере брачных отношений, которые, как бы вплетаясь в общую ткань общественного сознания, в рамках исследования семьи, приобретают статус самостоятельных объектов исследования и практически не рассматриваются в контексте условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции семьи

Формы семьи ваpиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и бpака относятся следующие.

 

Сфера семейной деятельности

Общественные 

функции

Индивидуальные  функции

 
     

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство  общества

Удовлетворение потребности  в детях

 

Воспитательная

Специализация молодого поколения

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях

 

Хозяйственно-бытовая

Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми

Предоставление хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи другим

 

Производственно-экономическая

Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейной части, семейных фирм, фермерства

Предоставление экономической  независимости одних членов семьи  другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д.

 

Материального обеспечения

Материальная поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Предоставление материальных средств одними членами семьи  другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу

 

Первичного социального  контроля

Моральная регламентация  поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и  обязательств между родителями и  детьми, представителями старших  и средних поколений

Формирование и поддержка  правовых и моральных санкций  за нарушение норм взаимоотношений  между членами семьи

 

Духовного общения

Развитие членов семьи  как личности, как полноценных  членов общества

Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских  основ брачного союза

 

Социально-статусная

Передача определенного  статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

 

Досуговая

Организация рационального  досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом

 

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация членов общества

Предоставление психологической  защиты и эмоциональной поддержки  членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

 

Сексуальная

Контроль сексуального поведения  членов общества

Удовлетворение сексуальных  потребностей

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл семьи

Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических состояний  на непрерывной временной оси  с момента образования семьи  до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие  цикличность, следующие: вступление в  брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.

Типичная семья в течение  своей жизни проходит несколько  качественно различных стадий. Они  именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада  семьи. Так, совершенно очевидно, что  образ, условия и стиль жизни  семьи на той стадии, когда у  нее малолетние дети, существенно  отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.

Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла  семьи в зависимости от тех  критериев, которые кладутся в основание  такой классификации. В частности  Дж.Бернард и Л.Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:

I стадия: начало семьи,  замужняя пара без детей, продолжительность  приблизительно 2 года,

II стадия: рождение детей  и уход за ними - приблизительно 2,5 года,

III стадия: семья с детьми-дошкольниками  (до 6 лет) - приблизительно 3,5 года,

IV стадия: семья с детьми-школьниками  (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет,

V стадия: семья с подростками  (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет,

VI стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной  семьей, младшие готовы последовать  за ними) - приблизительно 6,5 лет,

VII стадия: семья в середине  пути (<пустое гнездо>, до момента  выхода супругов на пенсию) - приблизительно 13,5 лет,

VIII стадия: пожилая семья  (выход на пенсию, до момента  смерти обоих супругов) - приблизительно 16 лет и более.

Самыми интенсивными и  напряженными считаются II и III стадии цикла, занимающие вместе около 6 лет. Мать с  детьми-дошкольниками особенно перегружена  заботами и работой, для нее это  период наибольшей усталости. По мере взросления детей ее нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота стариков о своем  здоровье и проблемы физической усталости.

Некоторые социологи делят  жизненный цикл семьи всего на 5 стадий: 1) приспосабливание пары к  семейному положению; 2) рождение детей; 3) воспитание детей; 4) подготовка детей  к самостоятельной взрослой жизни; 5) старение.

В течение жизненного цикла  происходит смена внутрисемейных ролей: на каждой стадии изменяется их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее выполнявшиеся  одним членом семьи, на других стадиях  переходят к нескольким членам семьи  и т.д. Муж и жена поначалу выполняют  в семье роли супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к этим ролям прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать - объекта эмоциональной привязанности, они оба - советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей прибавляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а, если мать начинает работать, у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличие от женщины прошлых эпох, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.

Многие семейные роли сохраняются  на протяжении всего цикла, но изменяются их содержание и внешние проявления. Роль матери по мере взросления детей  меняет свое содержание в том смысле, что контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющихся ролей. На ранних фазах  отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже  может смениться на демократический, а иногда и на попустительский.

Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение внесемейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может сильно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.

Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменяться, но и вступать в противоречие друг с другом. Например, мать может обнаружить, что она  буквально разрывается между  противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным  и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослого сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем по-прежнему желает быть поверенной во всех их делах, как в детстве. Когда у повзрослевших  детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет, а просто изменились роли и модели поведения.

Семья, из которой ушли все  дети, называется <пустым гнездом>. В 1980 г. <пустых гнезд> в РСФСР  было 30%, а в США - 40%. Однако и в  России подавляющее большинство  полных семей со временем также превращаются в <пустые гнезда>. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет  первую - брачная пара остается наедине  друг с другом. Разница лишь в возрасте.

В Европе и Америке пожилых  пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: а) молодым  легче найти жилье, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно со взрослыми и женатыми детьми, которые заботятся о ней. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии <пустого гнезда> в такой семье нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции в развитии современной семьи

Проследить тенденции  развития современной семьи можно  исходя из изменений её функций, поскольку  функции семьи в ходе истории  изменяются, как и изменяется сама семья.

Происходит значительное переплетение функции семьи и  общества, и последнее берёт на себя значительную часть функций  семьи.

1.Экономические функции.  В любом обществе семья играет  основную экономическую роль. В  крестьянском, сельскохозяйственном  и ремесленном производстве семья  является совместным кооперативным  трудовым объединением. Обязанности  распределяются в соответствии  с возрастом и полом членов  семьи. Среди огромных перемен,  вызванных возникновением промышленного  производства, произошло уничтожение  этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне  дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи.

2.Передача статуса. В  промышленном обществе существовали  различные обычаи и законы, более  или менее автоматически закреплявшие  статус, занимаемый семьями из  разных слоёв общества. Наследственная  монархия представляла собой  яркий пример такого обычая. Аристократы,  владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий  статус детям. Среди представителей  низшего класса существовали  системы гильдий и обучения  ремёслам; таким образом, профессии  могли передаваться от одного  поколения к следующему.

3.Революции, происходившие  в 19-20 веках, осуществлялись с  целью уничтожения привилегий  некоторых групп. Среди этих  привилегий было и право передачи  титула, статуса и богатства следующему  поколению. В некоторых странах,  в том числе и США, наследование  аристократических титулов объявлено  вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию  и в случае смерти, также ограничивают  возможность сохранения богатства  и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные  семьи всё ещё имеют преимущества, когда встаёт вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но этот осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которая обеспечивает высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать “знакомства”,

Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи