Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

Файлы: 1 файл

контра по социологии.docx

— 221.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода. Она включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения, что, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением, как указывают А.Г. Харчев и М.С. Мацковский «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время основная часть семей имеют одного ребенка, двух или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих троих детей и более детей. Причин этого несколько: распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального образа жизни основной массы населения в 90-е годы, сложности с жилищными условиями.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Этому тоже есть историческое объяснение: большими семьями живут там и тогда, где «малой» семье (муж, жена и дети) трудно выжить одной, без опоры на многочисленных родственников. Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семье и взрослые, и дети. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Нельзя не согласиться с американским социологом Дж. Боссардом, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются: в обогащении внутрисемейных связей; в расширении круга интересов семьи; в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь; в возможности возвращения к пройденным этапам жизни; в более глубоком понимании жизненных процессов и «истинного смысла жизни».

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи - целого комплекса условий и средств, определяющих ее педагогические возможности. Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, так как свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Жизнь семьи многогранна. В данной контрольной работе кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что семья удовлетворяет многообразные индивидуальные потребности личности и важнейшие потребности общества.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что семья - один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

2. Тенденции изменения  семьи. Основные формы современной  семьи

В настоящее время существуют опасения относительно стабильности института семьи и брака. Ученые пытаются прогнозировать, что ждет семью в XXI веке, сохранится ли она в традиционном виде или приобретет новые формы?

На эти вопросы нет однозначного ответа.

В рамках научной полемики о стоянии современной семьи выделяются два концептуально противоположных подхода - парадигма «институционального кризиса семьи» и «прогрессистская» теория.

Среди социологов прогрессистского толка (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод и др.) происходящие изменения рассматриваются как процессы, связанные с демократической революцией общественных отношений.

В противовес модернистской позиции сторонники кризисного подхода (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др.) считают, что семья находится в глубоком упадке, который необходимо оценивать как ценностно-институциональный кризис. «Кризисники» возводят проблему в разряд глобальных цивилизационных, считают ее, при недостаточных усилиях по разрешению, способной привести к катастрофическим последствиям. Сторонники кризисной парадигмы предельно строги к дефиниции семьи. Защищая традиционную семью и традиционное в семье, они настаивают на неправомерности считать равноценными полноценную семью и ее осколочные формы. «Кризисники» отрицают расширенные трактовки семьи, полагая, что это приводит к нивелированию специфики этого социального и к «забвению» его социальной сущности.

Как тенденцию, подчеркивающую «сужение» объекта, отмечают рост в последние десятилетия числа семей, состоящих только из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). В неполной семье, возникающей вследствие развода, детей воспитывает один из супругов (обычно, мать). Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый ребенок в России появился у незамужней мамы.

Несмотря на разногласия в оценке степени тревожности обсуждаемой проблемы, ни один из авторов не может отмахнуться от очевидных общих черт деструкции (или «болезней роста») семейно-брачных отношений:

падение уровня рождаемости;

рост количества незарегистрированных браков;

увеличение количества внебрачных рождений;

трансформация нравственных основ семьи;

усиление противоречий между личностью и семьей;

трансформация экономической функции (снижение экономической роли мужчины в семье);

усиление стереотипных проблем, препятствующих прочному браку (отсутствие жилья, достойного заработка, недостаточная социально-психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров);

снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Современные семьи отличаются своими функциями от традиционной семьи (таблица 2).

Таблица 2. Формы современной семьи

Нормы традиционной семьи

Функции семьи

Нормы современной семьи

Семья должна быть многодетной

Репродуктивная

Рождаемость ограничивается экономическим состоянием семьи, образом жизни и представлениями супругов

Строгая дисциплина, воспитание определяет отец, но занимается им мать

Воспитательная

Демократичность, учет мнений детей. В некоторых семьях свободное воспитание. Занимаются, как правило, оба супруга

Кормилец семьи – муж. Жена, как правило, не работает, занимается домашним хозяйством

Экономическая

Благосостояние семьи поддерживают оба супруга в соответствии с профессиональным положением

Домашнее хозяйство ведет жена. Муж либо выполняет только тяжелую физическую работу, либо освобожден от домашних обязанностей

Хозяйственно-бытовая

Гибкое распределение обязанностей между супругами с учетом их умения, навыков, степени занятости. Согласование

Брак внутри узкого социально-однородного круга. Стремление к повышению социального статуса посредством брака

Социально-статусная

Социальная неоднородность браков. Значимость личностных, а не статусных характеристик у супругов


Современные семьи отличаются между собой по различным признакам:

  • по количеству детей - бездетная, или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
  • по составу - неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
  • по структуре  - с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
  • пo типу главенства в семье -  эгалитарные и авторитарные семьи;
  • по семейному быту, укладу семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
  • по однородности социального состава - социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
  • пo семейному стажу - молодожены, молодая семья, ждущая ребенка, семья среднего и старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
  • по качеству отношений и атмосфере в семье - благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
  • по географическому признаку - городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
  • пo типу потребительского поведения - семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;
  • пo условиям семейной жизни - студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
  • пo характеру проведения досуга - открытые или закрытые;
  • пo социальной мобильности - реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
  • пo степени кооперации в совместной деятельности - традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
  • пo состоянию психологического здоровья - здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

. Брачно-семейные отношения  на основе честной контрактной  системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и  рассчитывают на определенные  материальные выгоды. Цементируют  и помогают решать жизненно  важные проблемы сами условия  контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в  таком союзе, как правило, с течением  времени усиливается («доживутся  до любви», - по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья существует лишь  как экономическая единица, ощущение  эмоционального взлета полностью  теряется. Люди, вступающие в такой  брак, имеют наиболее мощную практическую  поддержку от партнера во всех  практических начинаниях - поскольку  и жена, и муж преследуют собственную  экономическую выгоду. В таких  брачно-семейных отношениях степень  свободы каждого из супругов - максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия  контракта - волен делать, что хочешь.

. Брачно-семейные отношения  на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются  извлечь из брака односторонние  выгоды и тем самым наносят  ущерб партнеру. Говорить о любви  здесь тоже не приходится, хотя  часто в таком варианте брачно-семейных  отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

. Брачно-семейные отношения  по принуждению. Один из супругов  несколько «осаждает» другого, и  тот либо в силу определенных  жизненных обстоятельств, либо из  жалости, наконец, соглашается на  компромисс. В подобных случаях  тоже сложно говорить о глубоком  чувстве: даже со стороны «осаждающего»  скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец, заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

Информация о работе Семья как социальный институт