Сервисная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг.
Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей).

Файлы: 1 файл

сервисная деятельность.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике  сервисной деятельности не должны создавать  представления, что в сервисном  обслуживании могут работать лишь совершенные  в нравственном отношении личности.

 

В данном случае необходимо учесть стремление самого работника к внутреннему развитию. Человек, который по своим чертам характера и социальным качествам способен и действительно хочет работать в сфере сервиса, рано или поздно придёт к признанию важности высоких этических требований и культурных норм. У него возникнет искреннее желание сформировать у себя аналогичные качества характера и руководствоваться соответствующими принципами поведения. Он не сочтёт для себя зазорным учиться у тех мастеров обслуживания, у которых такие принципы глубоко развиты. Его убеждённость в эффективности подобного стиля общения будет тем прочнее, чем яснее он будет видеть: что успешно регулирует взаимоотношения между производителями услуг и клиентами, облегчает трудовой процесс, позволяет работать с большей отдачей.

 

Процесс овладения принципами профессиональной этики сервиса  доступен для большинства работников сферы сервиса. Но чтобы этот процесс  был успешным, работник должен приложить  немало усилий для формирования у  себя соответствующих ценностных ориентиров, качеств характера, привычек. Это нелегко и требует немалых усилий. Во многом облегчает этот процесс неукоснительное следование правилам служебного этикета.

 

Служебный этикет работников сервисной деятельности – это  совокупность зафиксированных норм, безальтернативных правил поведения, обусловленных служебным положением сотрудников фирмы, которым работник обязан следовать привычно, почти автоматически.

 

Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).

 

Эстетическая культура работника сервиса связана с  его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Если все перечисленные  элементы обслуживания – профессионально-трудовые, психологические, этические, эстетические – свойственны всем сотрудникам фирмы и находятся в гармоническом единстве, то это создаёт общий конструктивный стиль обслуживания. Подобный стиль оказывается весьма важным элементом имиджа сервисного предприятия, поэтому его нередко называют фирменным стилем.

 

Вместе с тем он формируется в том случае, если персонал овладел философией обслуживания, которая позволяет каждому работнику  понять – для чего ему необходима психологическая и этическая  подготовка.

 

Философия обслуживания раскрывает социальное назначение сервисной деятельности в обществе и жизни людей, обосновывает тот вклад, который может быть сделан в этом направлении персоналом фирмы. Философию никоим образом нельзя сводить к должностной инструкции или перечню этических правил обслуживания. Рассматривая производителей и потребителей услуг как равноправных партнёров, определяя их общие цели в сервисной деятельности, философия способна продуцировать единые духовные ценности (например, «клиент всегда прав»), тем самым согласовывая и гармонизируя их поведение в целом. В свою очередь слаженные действия и взаимопонимание всех участников сервисной активности ведут к  тому, что позитивный эффект обслуживания многократно усиливается. В этом случае в фирме царит дух доброжелательности и хорошего настроения. Главное в том, что этим настроением заражаются клиенты, унося его с собой. Подобный оптимистический настрой способен привести их в эту фирму ещё раз.

 

1. Особенности сферы  услуг. Основные понятия. Объекты  и субъекты сервисной деятельности.

 

Сфера услуг представляет собой быстрорастущую отрасль экономики.

 

Вся общественная жизнедеятельность, независимо от уровня обобщения и  детализации, не могли бы существовать и развиваться без удивительного  явления — услуг. Это явление  удивительно тем, что обладает множеством необычных свойств: его оболочка может быть определенным образом материализованной, но сущность всегда остается нематериальной, а потому до конца непостижимой. Услуги сопровождают человеческую деятельность практически постоянно.

 

В теории и на практике уже давно пользуются понятием «сфера услуг». Оно стало привычным и  часто употребляемым.

 

Во-первых, действительно  каждая отрасль  производит услуги, но, добавим, не каждая отрасль производит материальные товары (банки, транспорт, консалтинг и т.д.), следовательно, производство услуг распространено больше, чем производство материальных товаров.

 

Во-вторых, очевидно, что  реализация, производство и потребление  услуг в отдельных случаях  осуществляются без привлечения  материальных товаров (например, обучение или предоставление определенных гарантий). А вот производство, реализация, а зачастую и потребление материальных товаров (товаров, но не вещей) фактически не может быть осуществлено без услуг. Даже сам процесс купли-продажи материального товара основан на оказании покупателю комплекса услуг со стороны продавца и его деловых партнеров.

 

В-третьих, потребность  во многих видах услуг (в том числе  и в процессе самообслуживания) ведет  к созданию огромной группы товаров, которые сами по себе были бы не нужны и производство которых в условиях современности представляет собой стратегические отрасли, входящие с состав народнохозяйственного комплекса.

 

Основные понятия.

 

Предприятие сферы услуг - это хозяйственно обособленная производственная единица в сфере сервиса, производящая и реализующая одну или более потребительских услуг.

 

Под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая  для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.

 

Качество услуг является важнейшей составляющей культуры обслуживания. Под качеством услуги понимается совокупность свойств, обуславливающих  ее способность удовлетворять определенные потребности (нужды) клиентов.

 

Культура сервиса - это неотъемлемая часть общей культуры общества. Это сложное, многогранное (многоаспектное) понятие. Культура сервиса - это степень совершенства (уровень развития) процесса обслуживания населения в психологическом, этическом, эсте­тическом, организационно-технологическом и других аспектах.

 

Сфера услуг – система  отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская стоимость которых  выражается в предоставлении удобств. В сфере услуг труд не материализуется  в вещах.

 

- Сфера обслуживания  – совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг.

 

- Сервис представляет  собой вид предпринимательской  деятельности по оказанию комплекса  (пакета) различных услуг и реализации  сопутствующих им материальных  товаров, обеспечивающих удовлетворение  одновременно нескольких потребностей и желаний клиентов.

 

Деловой сервис присутствует во всех сферах социально-экономической  жизнедеятельности, которые по причине  взаимной интеграции друг на друга  воздействуют. Процесс данной интеграции осуществляется  именно с помощью детерминантов делового сервиса, являющегося составной частью  процессов воспроизводства, а также их катализатором и стимулятором.

 

- Предложение – это  то количество и качество услуг,  а также сопутствующих им материальных  товаров, которое продуценты готовы предоставить конкретному потребителю в конкретное время и в конкретном месте.

 

- Модели предложения  – это логически сгруппированный  оригинальный набор услуг и  форм материальной поддержки,  предлагаемый клиентам в определенной  ситуации.

 

Объекты и субъекты СД.

 

Субъекты СД – лица, производящие и потребляющие услуги и товары в сфере обслуживания.

 

Объектом СД является определенные действия или  деятельность для удовлетворения требований субъектов.

 

 

2. Специфика услуг  как товара. Главные характеристики услуг. Особенности услуг.

 

Услугам присущи характеристики и особенности, которые не только отличают их от материального товара, но и делают их уникальными.

 

Отличительными характеристиками услуг являются: неосязаемость (нематериальная форма); адресность предоставления; неотделимость от источника; изменчивость качества (гетерогенность).

 

Неосязаемость (нематериальная форма) услуг

 

Услуги невозможно увидеть, попробовать, продемонстрировать или изучить  до их получения. Эта характеристика предопределяет особенности взаимоотношений между продавцом и покупателем услуг (провайдером и клиентом). Покупателю или его представителям нелегко разобраться и оценить, что продается, до получения услуги. В связи с этим покупатели вынуждены полагаться на то, что их не обманут и не подведут.

 

Адресность предоставления

 

Услуги предоставляются непосредственно  заказчику. Это отличает их от материальной продукции, которая выпускается, как  правило, ориентируясь не на конкретного  потребителя, а на общий рынок  спроса. Услуги можно оказывать только тогда, когда поступают заказы от конкретных клиентов.

 

Неотделимость от источника

 

Услуги неотделимы от своего источника, будь то человек или машина. Это  означает, что их нельзя произвести впрок и хранить, чтобы затем  при необходимости реализовать. Данная характерная черта жестко ограничивает участие в процессе купли-продажи услуг торговых посредников. Реализация и производство в сфере обслуживания базируется на прямых контактах между производителями и потребителями.

 

Изменчивость качества (гетерогенность) услуг

 

Большинство услуг до момента их продажи не могут быть рассчитаны, измерены, инвентаризованы, опробованы на вкус и проверены с целью  подтверждения их качества.

 

Качество услуг в значительной степени зависит от того, кто их обеспечивает, а также где, когда и как они предоставляются, важнейшую роль в их изменчивости играет сам клиент.

 

Особенности услуг

 

Общая специфическая особенность  услуг - удовлетворять конкретные потребности  конкретных потребителей.

 

Деловые услуги имеют производительный характер. Исходя из того, что услуги представляют собой не материальные вещи, а форму деятельности, они, как правило, не транспортабельны, их нельзя складировать, они не подлежат хранению.

 

Еще одна важная специфическая  особенность состоит в том, что  типы услуг не взаимозаменяемы, а  виды услуг легко взаимозаменяемы. Например, услуги информационно-вычислительного  характера не могут быть компенсированы услугами по лизингу или услугами по подготовке продукции к производственному потреблению, и наоборот.

 

На практике для количественной оценки услуг применяют, как правило, стоимостную форму.

 

На практике в качестве количественных показателей предпочтительными  являются стоимостные, в которых  в допустимой степени оптимальности учитываются и согласуются все факторы, определяющие ценность той или иной услуги, производимой конкретным продуцентом.

 

Еще одним критерием  оценки качества услуг является их оперативность. Одновременно оперативность  предоставления является важной особенностью услуг. Оперативность предоставления зависит от скорости реакции продуцента услуг на заказ потребителя.

 

Деловые услуги обладают целым рядом маркетинговых особенностей, которые в то же время могут  быть обозначены как закономерности. Основные из них: высокая «эластичность» спроса; высокая «эластичность» предложения; парность спроса; спонтанность возникновения спроса на деловые услуги; срочность спроса на профессиональное обслуживание.

 

Высокая «эластичность» спроса влияет на формирование ценовой и товарной политики продуцентов.

 

Высокая «эластичность» предложения деловых услуг предопределяется возможностью подстраиваться под запросы  потребителей.

 

Парность спроса на услуги вызвана тем, что в подавляющем  большинстве случаев потребность в какой-либо базовой услуге рождает потребность в сопутствующих услугах.

 

Спонтанность возникновения  спроса на деловые услуги является следствием производственных, коммерческих и управленческих процессов, происходящих у клиентов.

 

Из спонтанности вытекает следующая особенность — срочность спроса на профессиональное обслуживание, обусловленная тем, что потребность в услугах должна быть удовлетворена как можно быстрее.

 

 

3. Классификация  услуг  по принципу целевого назначения.

 

Наиболее распространенным принципом классификации услуг делового характера является принцип целевого назначения. Этот принцип определяет типологию услуг в сфере делового сервиса.

 

Однако прежде, чем  дать классификацию деловых услуг  на основе данного критерия, необходимо разобраться в предпосылках, но главное — в смысловом содержании их группировки по этому принципу.

 

Тип деловых услуг  — это деятельность, направленная на удовлетворение типовых потребностей в сфере обслуживания процесса общественного  воспроизводства. рынок деловых услуг делится на профильные направления.

Информация о работе Сервисная деятельность