Сервисная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг.
Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей).

Файлы: 1 файл

сервисная деятельность.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

Профильный рынок –  это совокупность элементов рынка (товарного — типа услуг, потребительского — клиентов, конкурентного, системы  производственно-экономических отношений, системы регулирования и др.), которые определяют типовую направленность потребностей и производственно-коммерческой деятельности по их удовлетворению.

 

Отраслевой рынок —  это совокупность элементов рынка (товарного — характера услуг, потребительского — клиентов, конкурентного, системы производственно-экономических отношений, системы регулирования и др.), которые определяют характер типовых потребностей и производственно-коммерческой деятельности продуцентов деловых услуг.

 

Классификация типов  деловых услуг по принципу целевого назначения

 

1.     Производственные услуги (услуги производственного характера или подготовка продукции к производственному потреблению),

 

2.      Строительство,  инжиниринг и надзор за строительством,

3.   Транспортно-экспедиторские  услуги.

 

4'  Лизинг технических  средств.

 

5.      Операции  с недвижимостью (риелторские  услуги).

 

6.      Торгово-посреднические  услуги (прямая оптовая торговля; биржевая торговля).

 

7.      Услуги  по организации материально-технического  обеспечения (втом числе услуги  по хранению).

 

8.   Информационно-вычислительные услуги.

 

9.   Связь (почтовая; телефонная; факсимильная; электронная).

 

 

 

10.  Банковские услуги.

 

11.  Страховые услуги.

 

12.  Трастовые услуги»

 

13.  Инвестиционные  услуги.

 

14.  Юридические услуги (регистрация и ликвидация предприятий; защита интересов в арбитраже; консультирование; разработка договоров и соглашений и пр.).

 

15.  Консультирование  по вопросам управления (консалтинг),

 

16.  Маркетинговые услуги (изучение рынка; продвижение  на рынок — организация выставок, торгов, презентаций, переговоров; разработка маркетинговых планов, программ, технологий и др.).

 

17.  Рекламные услуги.

 

18.  Паблик рилейшнз.

 

19.  Франчайзинг.        

 

20.  Коммерческие разработки  и внедрение технических новшеств [21,12].

 

 

4. Организация «контактной зоны» в сфере сервиса. Требования к персоналу «контактной зоны».

 

Контактная зона - это  место предоставления услуг, где  работник взаимодействует с клиентами.

 

Требования к персоналу  «контактной зоны»:

 

Доброжелательность и  радушие

 

И доброжелательность, и радушие требуют высокой нравственности и душевной учтивости. Доброта подкупает людей, располагает их друг к другу. В ответ на радушное, теплое отношение большинство посетителей ведут себя аналогичным образом.

 

С первых же минут пребывания на предприятии сервиса покупатель (заказчик) должен почувствовать, что он здесь желанный гость.

 

Радушное обхождение доставляет клиенту радость, повышает его жизненный тонус.

 

Приветливость, вежливость                        

 

Приветливость продавца вызывает у клиентов чувство симпатии к нему. Посетителя следует встречать приветливым взглядом и вежливым вопросом: "Чем могу быть полезен (полезна)?" Обслуживающему персоналу необходимо относиться ко всем клиентам одинаково вежливо, но с каждым общаться по-разному, учитывая его индивидуальность.

 

Вежливость - это норма  общения с посетителем, показатель внимания к нему. Работнику контактной зоны не к лицу допускать фамильярность  с клиентами.

 

Обходительность, любезность

 

Под обходительностью понимается такой уровень нравственного поведения, который поддерживается без контроля сознания, в силу привычки. У обходительного работника сочетается богатое внутреннее содержание с хорошими манерами, достойным внешним обликом.

 

Любезность проявляется  в готовности работника сделать больше, чем он обязан в соответствии с должностными инструкциями.

 

Сдержанность, тактичность

 

Сдержанность - это умение контролировать свое настроение и чувства. Работникам никогда не следует принимать  на свой счет неприветливое поведение  посетителей. Ведь заказчик, прежде чем зайти в ателье (мастерскую), мог пережить что-то личное, что вывело его из душевного равновесия.

 

Тактичность - это мера уважения и к другим людям, и к  себе. Тактичный работник сможет оказать  услугу клиентам, не подчеркивая их промахов.

 

Заботливость

 

Она проявляется, прежде всего, в добросовестном отношении  к делу. Здесь очень важно, как  принят заказ. Работник контактной зоны обязан внимательно выслушать клиента, дать при необходимости полезный совет.

 

Мастерство

 

 Профессиональное мастерство позволяет работнику подходить к труду творчески, быть не просто исполнителем, а виртуозом своего дела. Настоящий специалист сразу поймет, чего хочет клиент, даже если тот не совсем ясно и точно излагает свои пожелания. Мастер своего дела умеет сочетать современное направление моды с индивидуальными особенностями клиента.

 

Эрудированность

 

Работник контактной зоны - "визитная карточка" предприятия  сервиса. Его профессиональные знания, широта кругозора во многом определяют репутацию не только магазина, но иногда и всей сферы сервиса в целом.

 

Забота о чести своего предприятия

 

Бывают случаи, когда  работник лично не виноват в ошибочных  действиях своих коллег и не желает брать на себя эту ошибку. Работник контактной зоны должен чувствовать  себя полномочным представителем своего предприятия, беречь его честь.

 

Владение навыками воспитательной работы

 

В воспитательной работе с малокультурными клиентами  следует избегать прямого осуждения  их поступков. Здесь работник контактной зоны может воздействовать лишь личным примером тактичного и деликатного поведения.

 

Умение пользоваться улыбкой

 

-Установлению доброжелательных  отношений с клиентом в значительной  степени способствует улыбка  работника контактной зоны. Улыбка - символ высокой профессиональной  культуры продавца (приемщика). Улыбка способна успокоить даже возбужденного посетителя.

 

 

5. Культура сервиса.  Деловая этика в сфере сервиса.

 

Культура сервиса - это  степень совершенства (уровень развития) процесса обслуживания населения в  психологическом, этическом, эстетическом, организационно-технологическом и других аспектах.

 

Все эти аспекты культуры сервиса тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы. Однако распространено еще, к сожалению, понимание культуры сервиса в узком смысле как  совокупности правил вежливости (этики поведения).

 

Показатели культуры сервиса должны:

 

- во-первых, оценивать  его уровень на предприятиях  сервиса для выявления передовых  и отстающих;

 

- во-вторых, определять  резервы для дальнейшего ее  повышения.

 

Один из возможных  научных подходов к оценке уровня культуры сервиса состоит в следующем. Экспертная комиссия оценивает каждый аспект культуры сервиса (психологический, этический, эстетический, организационно-технологический и др.) по пятибалльной шкале.

 

Формула для обобщенного  показателя культуры сервиса (К) примет вид (для четырех аспектов):

 

К = а1*К1 + а2*К2 + аЗ*КЗ + а4*К4,

 

где а1, а2, аЗ, а4 - коэффициенты, в количественной форме выражающие уровень значимости (приоритетности, веса) показателей аспектов культуры сервиса, причем

 

а1 + а2 + а3 + а4 = 1;

 

К1 - показатель психологического аспекта культуры сервиса (психологической  культуры);

 

К2 - показатель этического аспекта культуры сервиса (этической  культуры);

 

КЗ - показатель эстетического  аспекта культуры сервиса (эстетической культуры);

 

К4 - показатель организационно-технологического аспекта культуры сервиса (организационно-технологической  культуры).

 

Профессиональная этика  работников сервиса - это совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при  выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Она основывается па психологии сервиса.

 

Профессиональная этика  преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального  долга и чести, привить навыки культуры общения как с клиентами, так и со своими коллегами и т. п.

 

Чтобы выработать у себя привычку соблюдать требования профессиональной этики, работник, особенно начинающий, должен на первых порах контролировать каждый свой шаг. Затем этого не потребуется, поскольку он уже не сможет поступать иначе. Продавец (приемщик) должен уметь владеть своим настроением, не поддаваться минутному порыву раздражения. Плохое настроение не должно отражаться на отношении к посетителям и коллегам по работе.

 

Нарушения норм профессиональной этики, такие как злоупотребления с ценами, обмеривание, обвешивание и др. - всегда аморальны. Они не только осуждаются этическим общественным мнением, но и подлежат уголовному наказанию. Конечно, такие люди - случайные в сфере обслуживания и абсолютно непригодные к работе на предприятиях сервиса.

 

Кодекс профессиональной этики

 

Требования профессиональной этики работников обслуживания фиксируются  в специальном документе (кодексе). Приведем основные положения такого кодекса, а конкретно - "Памятку-правило по культуре бытового обслуживания ".

 

- Каждый заказчик должен  почувствовать, что ему в ателье (мастерской) искренне рады.

 

- Каждый посетитель - потенциальный заказчик.

 

- Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании  с деловым поведением создают  дружеский контакт и облегчают обслуживание.

 

- Внимательность работника  - одно из основных условий  благоприятного морально-психологического  климата в салоне ателье, мастер­ской.  Невнимательность - наибольшее зло  во взаимоотношениях с заказчиком.

 

- Ничто так не травмирует психику, не удручает и не ожесточает, как равнодушие, пренебрежительное отношение к человеку.

 

- Умейте владеть собой,  проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте  себе чрезмерно раздражаться.

 

- Отвечайте на грубость  выдержкой и вежливостью.

 

 И др.

 

 

6. Характеристика участников  рынка услуг. Продуценты услуг  и потребители.

 

Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или  приобрести товары (работы, услуги) исключительно  для личных нужд, несвязанных с  извлечением прибыли.

 

Существует четыре основные истины (принципа), на которые следует  опираться при исследовании потребителей: потребитель независим; мотивация  и поведение потребителей постигаются  с помощью исследований; поведение  потребителей поддается внешнему воздействию; потребительское поведение социально законно.

 

Независимость конкретного  потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется  на определенную, только ему присущую цель. Товары или услуги могут им приниматься или отвергаться  в той мере, в какой они соответствуют его запросам.

 

На поведение потребителей оказывают огромное влияние факторы  внешней среды, индивидуальных различий потребителей: доходы; мотивация; уровень  знаний, пристрастия и увлечения; личный стиль жизни; демографические, социальные и национальные характеристики и многое др., а также психологический процесс, характеризующий ответные реакции потребителя.

 

Особое значение для  изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов: стиль жизни, общественный статус, убеждения и установки.

 

Стиль жизни представляет собой определенный тип поведения  личности или группы людей, характеризующий  устойчивые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Это образ жизни, устоявшиеся  формы бытия человека.

 

Статус или социальное положение в обществе, социальная значимость в системе социальных связей и отношений оценивается в таких понятиях как, например, престиж, авторитет.

 

Убеждение - осознанная потребность  личности, побуждающая ее действовать  в соответствии со своими ценностными  ориентациями, которая отражает мировоззрение личности.

 

Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта, возникающую  при восприятии им определенного  объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.

 

Основная задача специалиста по маркетингу в отношениях с потребителями состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров.

 

Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для  него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.

 

Исполнителем выступает  организация, которая выполняет  работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

 

Продуцент услуги (служащий сферы сервиса) – это человек, который эту услугу непосредственно  оказывает.

 

Служащий сферы сервиса должен иметь представление:

 

-        об основных аспектах развития  отрасли, организации (предприятия)  как хозяйствующих субъектов  в рыночной экономике; 

 

-        о производственной структуре  организации (предприятия), видах  выпускаемой продукции или оказываемых услугах;

 

-        о принципах и функциях маркетинга;

 

-        о принципах удовлетворения  потребностей  человека;

 

Служащий сферы сервиса  должен знать:

 

-        общие положения экономической  теории;

 

-        формы делового и управленческого общения в коллективе;

 

-        стратегию маркетинга;

 

-        маркетинговую классификацию товаров  и услуг; 

 

-        характеристики товаров и услуг,  их свойства и показатели;

Информация о работе Сервисная деятельность