Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:45, шпаргалка
Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.
Вопрос 7. Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Социальная политика - система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
И если це лью э к о н о м и ч е с к о й п о л и т и к и является
оптимальное функционирование механизма конкурентного рынка,
Целью социальной политики — оптимальное функционирование и развитие социальных общностей, семей и индивидов. Эффективная социальная политика возможна в условиях социального
государства. Социальное государство — понятие, призванное
подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных.
Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное
государство, «политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается
и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7).
Социальное государство в Российской Федерации является
управленческим механизмом, призванным регулировать всю совокупность
социально-экономических
происходит посредством
социальных служб.
Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой
платой работодателей и
и возможность нормальной хозяйственной деятельности. При
этом не только государство должно отвечать перед гражданином за
уровень его жизнеобеспечения, но и гражданин, на основе гарантированной
свободы и отношений собственности, обязан отвечать за
свое благосостояние.
Взаимная ответственность
предполагает формирование социальной экономики, сочетающей
общегосударственные интересы с интересами различных слоев и
групп населения. Именно в этих целях создаются и приводятся в действие
механизмы институционального регулирования условий хозяйственной
деятельности —
антимонопольного
рыночной экономики.
Формирующаяся в рамках социального государства социальная
экономика может быть охарактеризована как система хозяйствования,
обеспечивающая достижение социально ориентированного экономического
роста при одновременном экономически ориентированном
социальном развитии [27].
Со ц и а л ь н а я э к о н о м и к а б а з и р у е т с я на с л ед ующих
о с н о в ных принципах.
1. Единство социально
и экономически ориентированной социальной политики. Сущность
социально ориентированной экономической политики состоит
в том, что при выборе стратегии и тактики развития экономики
приоритет отдается решениям, которые в максимальной степени способствуют
созданию новых рабочих мест с приемлемыми условиями
труда и его оплаты, а также обеспечивают потребности населения в
качественных товарах по приемлемым ценам.
Социальная ориентация экономической политики определяется
нацеленностью на человека — работника и потребителя социальных
услуг. В той же мере необходима экономическая ориентация социальной
политики с тем, чтобы обеспечить полноценное удовлетворение
потребностей населения в
затратами.
2. Разграничение и интеграция элементов социальной экономики
на микро-, мезо- и макроуровни. На этих уровнях осуществляется
регулирование норм налогообложения, процентных ставок банковского
кредита, уровня оплаты труда, прожиточного минимума, занятости,
инфляции и других экономических параметров.
Итак, социальная ориентация экономики выражается в первую
очередь в подчинении производства потребителю, удовлетворении
социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей.
Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение
доходов между более или менее обеспеченными слоями населения,
накопление в бюджетах разных уровней различных средств на оказание
социальных услуг и
Социально ориентированная экономика — основа социальной
политики. Чтобы смягчить неравенство между людьми, необходима
социальная политика, направленная на устранение резкого различия
между богатыми и бедными, динамичное развитие человеческого капитала.
Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром
и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку
успешно осуществляемая экономическая политика — главное условие
претворения социальной политики. И наоборот — успешно реализуемая
научно обоснованная социальная политика включает дей ственные социальные механизмы в реализацию экономической политики.
Таким образом, социально ориентированная экономика обеспечивает
материальную основу социальной работы, а уровень ее развития
оказывает решающее влияние на степень социальной защищенности
граждан и их материальное благосостояние.
Основной целью и ключевым вопросом государственной политики
на современном этапе является существенное повышение качества
жизни граждан России.
Вопрос 8. Правовые основы экономики социальной работы.
Базовым законодательным документом деятельности социальных
служб стал Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
«Об основах социального
изменениями и дополнениями. В нем закреплены правовые
нормы, связанные с организацией, управлением, ресурсным обеспечением,
предпринимательской деятельностью в области социального
обслуживания. Определены основания для бесплатного и платного социального обслуживания в государственной системе социальных
служб.
Управление государственной
органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а муниципальной системой — органами местного самоуправления,
в соответствии с их полномочиями. Управление социальными
службами иных форм собственности осуществляется уставами
этих служб или иными
Отношения в сфере социального обслуживания пожилых людей
и инвалидов регулируются Федеральным законом от 2 августа 1995 г.
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов». Он устанавливает экономические, социальные и
правовые гарантии для этой категории населения.
Меры социальной защиты
расходными обязательствами
поддержка инвалидов и пожилых — расходными обязательствами
субъектов Федерации .Экономическая деятельность учреждений в сфере социального
обслуживания инвалидов
24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», которым подтверждены нормы права материального
обеспечения, образования, занятости, стимулирование участия
предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности
инвалидов и их общественных объединений.
Некоммерческая и коммерческая деятельность в системе социального
обслуживания регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации, а также Федеральным законом от 12 января 1996 г.
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями, внесенными законом № 83-Ф3 от
8 мая 2010 г.
Правовые и организационные основы оказания государственной
социально-экономической помощи малоимущим семьям или малоимущим
одиноко проживающим гражданам определил Федеральный
закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» и государственная социальная помощь оказывается в соответствии
с этим законом и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 февраля 2000 г. № 152 «О порядке учета
доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих
одиноко проживающих граждан для предоставления им
государственной социальной помощи». Этими документами определен
порядок учета доходов для оказания государственной социальной
помощи.
К числу важнейших элементов нормативно-правовой базы экономической
деятельности в сфере
В
ажное место в определении объектов помощи, ее размеров и
форм принадлежит субъектам Федерации, которые имеют право на
собственное законотворчество. Имеются специальные региональные
структуры, отвечающие за реализацию государственных социально-
экономических норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных
средств.
Особенно значимой является роль
субфедеральных компонентов
задач усиления адресности предоставления социальных услуг: социальные
службы в своей повседневной деятельности руководствуются
Уставами, разработанными на основе Примерных положений, учрежденных
приказами Министерства труда и социального развития РФ
и соответствующими органами социальной защиты населения на местах.
Этими Положениями регламентированы: направления деятельности,
источники ресурсного обеспечения, штатное расписание
службы, должностные обязанности работников, номенклатура дел
и т.п.
Закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» определяет, что государственная социальная помощь
имеет целью оказание адресной социальной помощи, поддержание уровня жизни семей и одиноко проживающих граждан, доходы которых
ниже величины прожиточного минимума (ст. 3).
В данном Законе впервые даны правовые определения таких понятий,
как «государственная социальная помощь», «социальное пособие
», «субсидия», «компенсация» (ст. 1). Тем не менее введение
указанных понятий не означает возможности расширительного толкования
норм Закона, действие которого не распространяется на
правовое поле всех установленных весьма обширным действующим
отечественным законодательством социальных пособий, субсидий,
компенсаций и других всевозможных выплат. Так, в частности, в преамбуле
Закона (часть вторая) подчеркивается: «Предметом регулирования
настоящего Федерального закона не являются отношения,
связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий,
установленных законодательством Российской Федерации». Тем
самым определено не только место рассматриваемого Закона в системе
российского законодательства, но и то, что он не является универсальным,
а поэтому при решении вопросов о назначении таких
видов социальных выплат, как пособия по безработице, пособия
гражданам, имеющим детей, субсидии на оплату жилищно-комму-
нальных услуг, следует руководствоваться соответствующими законодательными
актами.
Финансовыми источниками оказания государственной социальной
помощи, согласно ст. 5 Закона, являются средства всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации (федерального, регионального
и местного). Дефицит средств местных бюджетов при оказании
социальной помощи покрывается за счет средств вышестоящей
бюджетной системы. Аналогичная схема финансирования бюджетных
расходов закреплена и в Федеральном законе от 25 сентября
1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых
основах местного
в Российской Федерации», также являющегося частью законодательства
о государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь может быть предоставлена
в разовом порядке (единовременно) или на длительный срок (не менее
трех месяцев). Вопросы определения длительности оказания социальной
помощи малоимущей семье вправе решить местные органы
власти, исходя из конкретных объективных обстоятельств, послуживших
причиной нуждаемости.
осле того как орган социальной защиты населения в установленном
порядке определит обоснованность заявления на государственную
социальную помощь, принимается решение о назначении
помощи в размере, определенном
законодательством субъектов
минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи
или малоимущего одиноко
Вопрос 9. Экономика – материальная основа социальной работы.
Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и их групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.
Информация о работе Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»