Шпаргалка по "Основам социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 «Понятие социальной структуры»
Социальная структура общества
представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.

Файлы: 1 файл

билеты.docx

— 213.80 Кб (Скачать файл)

Из основных положений  теории К. Боулдинга следует, что:

  • конфликт неотделим от общественной жизни;
  • в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;
  • конфликт можно преодолевать или ограничивать;
  • все конфликты имеют общие образцы развития;
  • ключевым понятием конфликта является конкуренция;

 

Вопрос 14 «Типологизация социальных конфликтов»

Типология социальных конфликтов

Конфликт – борьба за ценности, претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в  которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или  уничтожение соперника.

 Типы конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт

2.      Межличностный  конфликт

3.      Межгрупповой  конфликт

4.      Между  личностью и группой

5.      Социальный  конфликт

 

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт  между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

Межгрупповые  конфликты сопровождаются: Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

Проявлениями групповой  атрибуции, т. е. склонны считать, что  именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный  конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» линией.

С некоторой долей условности конфликты можно разделить с  точки зрения сторон конфликтной  ситуации на социальные, психологические (интрасубъектные, или внутриличностные), и интерсубъектные (межличностные и межгрупповые). Изучение различных видов конфликтов оказалось поделенным между различными областями научного знания. Социальные конфликты относятся к сфере интересов социологии, внутриличностные конфликты принадлежат к общепсихологической проблематике и описываются в рамках психологии личности, а межличностные и межгрупповые являются предметом социальной психологии. К рассмотрению отдельных видов конфликтов мы обратимся несколько позже.

 

Вопрос 15 «Понятие социального измененения»

Социальным изменение - резул-т одномоментного воздействия на состоя¬ние социального. объекта.

Это может быть случайное  и кратковременное отклонение от режима жизнедеят-ти, приводящее к негативным или позитивным последствиям. При этом следует правильно фиксиро¬вать социал. различия, в кот. проявляются эти отклонения и последствия.

«социальными изменениями» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социальной системе.

Соц. изменения значительно  различаются и по масштабам, и  по глубине. Одни изменения происходят на микроуровне (то есть затрагивают  межличн-е или межгруп-е отношения), другие - на макроуровне (то есть проявляются в структурах более крупных масшта¬бов).

Социальным изменениям подвержены прежде всего социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

4 основных вида социальных  изменений.

Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.

Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и т. д., которые постоянно находятся в процессе изменений.

Изменения, касающиеся функций  различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными  социальными изменениями. Так, в  соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения  в функциях исполнительной и законодательной  власти страны.

Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или  мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога  зафиксировать изменения в тех  ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем  поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике существенно  меняется мотивационная сфера огромных масс населения.

 

 

Вопрос 16 «Социальные  изменения и идея прогресса»

 

Социальные изменения  – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций  из одного состояния в другое.

 

Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие– это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т.д.

Эволюционный и революционный  процессы зачастую рассматриваются  как противоположные типы изменения  мате¬риальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, коли¬чественные преобразования объектов. Революционные же — как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: «социальный эволюционизм» и «революционизм».

. Социальный эволюционизм  представляет собой попытку глобального  осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно  разнообразного и активного процесса  эволюции Космоса, планетной системы,  Земли, культуры. Наиболее ярко  социальный эволюционизм представлен  в системе английского социолога  Г. Спенсера. Он разработал наиболее  полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько  принципиальных моментов. Ядро этой  схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку  всякие конечные однородные системы  неустойчивы в силу разных  условий для их отдельных частей  и неодинакового воздействия  разнообразных внешних сил на  их различные элементы.

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом:

1) в сегментарном обществе  растет население; 

2) это увеличивает «моральную  плотность», многократно умножает  общественные отношения, в которые  включен каждый человек, и,  следовательно, усиливается конкуренция; 

3) отсюда возникает угроза  сплоченности общества;

4) разделение труда призвано  устранить эту угрозу, так как  оно сопровождается дифференциацией  (функциональной, групповой, ранговой  и т.д.) и требует взаимозависимости  специали¬зированных индивидов и групп.

В русле социального эволюционизма  на основе проти¬вопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория «индустриального общества». Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу.

 

Для индустриального общества характерны:

1) развитая и сложная  система разделения труда в  обществе в целом, при сильной  его специализации в конкретных  сферах производства и управления;

2) массовое производство  товаров на широкий рынок; 

3) механизация и автоматизация  производства и управления;

4) научно-техническая революция. 

 

общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии:

1) доиндустриальную (аграрную),

2) индустриальную 

3) пост¬индустриальную.

 

 

Марксистская концепция  общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации  истории. Согласно этому подходу, человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытно-общинную, рабовладель¬ческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция — это коренной качественный пере¬ворот по всей системе общественной жизни.

 

Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии концепций является концепция «культурно-исторических типов» развития общества. В этой концепции  делается акцент на многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория «культурно-исторических типов» сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все исто¬рическое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим.

 

Основоположником  теории культурно-исторических типов  является русский социолог Н. Я. Данилевский1. Он подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» — это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т.д. Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам.

 

Теория  культурно-исторических типов ^ П. А. Сорокина (1889-1968) принципиально отличается от теорий подобного типа О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что русский социолог допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие (глобализм).

Социальное развитие и  прогресс

Обычно социальное развитие как реальный процесс характе¬ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, на¬правленностью и закономерностью. Необратимость означает по¬стоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность — ту линию или линии, по которым со¬вершается накопление; закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития — время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, еще важнее то обстоятельство, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.

Прогресс неостановим  и необратим — колесо истории  вспять повернуть невозможно, прогрессивная  тенденция пробьет себе дорогу сквозь все препоны. Отсюда делаются опти¬мистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, не очень-то представляют, какими конкретными путями и способа¬ми оно может быть достигнуто.

Теория модернизации

Модернизация, по Б.С. Ерасову, – это процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных типах  социальности, к тем экономическим  и политическим системам, а также  массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма1. Понятием «модернизация» в мировой социологии описы¬вают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Теория модернизации» опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком реги-оне ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации.

Различают два вида модернизации: «органическая» и «неорганическая»

 

«Органическая» модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом  предшес¬твующей эволюции. Пример: переход Англии от феода¬лизма к капитализму в результате промышленной револю¬ции XVIII века и преобразование американского произ¬водства в результате внедрения фордизма в первой четвер¬ти XX века. Такая модернизация начинается не с экономи¬ки, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

«Неорганическая» модернизация являет собой ответ на внешний  вызов со стороны более развитых стран. Она пред¬ставляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам социологии"