Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:55, шпаргалка
Вопрос 1 «Понятие социальной структуры»
Социальная структура общества
представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.
Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:
Вопрос 14 «Типологизация социальных конфликтов»
Типология социальных конфликтов
Конфликт – борьба за ценности, претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Типы конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт
2. Межличностный конфликт
3. Межгрупповой конфликт
4. Между личностью и группой
5. Социальный конфликт
Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
Межгрупповые конфликты сопровождаются: Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».
Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» линией.
С некоторой долей условности конфликты можно разделить с точки зрения сторон конфликтной ситуации на социальные, психологические (интрасубъектные, или внутриличностные), и интерсубъектные (межличностные и межгрупповые). Изучение различных видов конфликтов оказалось поделенным между различными областями научного знания. Социальные конфликты относятся к сфере интересов социологии, внутриличностные конфликты принадлежат к общепсихологической проблематике и описываются в рамках психологии личности, а межличностные и межгрупповые являются предметом социальной психологии. К рассмотрению отдельных видов конфликтов мы обратимся несколько позже.
Вопрос 15 «Понятие социального измененения»
Социальным изменение - резул-т одномоментного воздействия на состоя¬ние социального. объекта.
Это может быть случайное и кратковременное отклонение от режима жизнедеят-ти, приводящее к негативным или позитивным последствиям. При этом следует правильно фиксиро¬вать социал. различия, в кот. проявляются эти отклонения и последствия.
«социальными изменениями» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социальной системе.
Соц. изменения значительно различаются и по масштабам, и по глубине. Одни изменения происходят на микроуровне (то есть затрагивают межличн-е или межгруп-е отношения), другие - на макроуровне (то есть проявляются в структурах более крупных масшта¬бов).
Социальным изменениям подвержены прежде всего социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.
4 основных вида социальных изменений.
Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.
Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и т. д., которые постоянно находятся в процессе изменений.
Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны.
Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения.
Вопрос 16 «Социальные изменения и идея прогресса»
Социальные изменения – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.
Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие– это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т.д.
Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматриваются как противоположные типы изменения мате¬риальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, коли¬чественные преобразования объектов. Революционные же — как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: «социальный эволюционизм» и «революционизм».
. Социальный эволюционизм
представляет собой попытку
Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом:
1) в сегментарном обществе растет население;
2) это увеличивает «моральную
плотность», многократно умножает
общественные отношения, в
3) отсюда возникает угроза сплоченности общества;
4) разделение труда призвано
устранить эту угрозу, так как
оно сопровождается
В русле социального
Для индустриального общества характерны:
1) развитая и сложная
система разделения труда в
обществе в целом, при сильной
его специализации в
2) массовое производство товаров на широкий рынок;
3) механизация и автоматизация производства и управления;
4) научно-техническая революция.
общество в своем
1) доиндустриальную (аграрную),
2) индустриальную
3) пост¬индустриальную.
Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу, человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытно-общинную, рабовладель¬ческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция — это коренной качественный пере¬ворот по всей системе общественной жизни.
Одной из распространенных
и пользующихся широким влиянием
в социологии концепций является
концепция «культурно-
Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский1. Он подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» — это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т.д. Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам.
Теория культурно-исторических типов ^ П. А. Сорокина (1889-1968) принципиально отличается от теорий подобного типа О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что русский социолог допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие (глобализм).
Социальное развитие и прогресс
Обычно социальное развитие как реальный процесс характе¬ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, на¬правленностью и закономерностью. Необратимость означает по¬стоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность — ту линию или линии, по которым со¬вершается накопление; закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития — время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, еще важнее то обстоятельство, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.
Прогресс неостановим и необратим — колесо истории вспять повернуть невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу сквозь все препоны. Отсюда делаются опти¬мистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, не очень-то представляют, какими конкретными путями и способа¬ми оно может быть достигнуто.
Теория модернизации
Модернизация, по Б.С. Ерасову, – это процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма1. Понятием «модернизация» в мировой социологии описы¬вают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Теория модернизации» опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком реги-оне ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации.
Различают два вида модернизации: «органическая» и «неорганическая»
«Органическая» модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшес¬твующей эволюции. Пример: переход Англии от феода¬лизма к капитализму в результате промышленной револю¬ции XVIII века и преобразование американского произ¬водства в результате внедрения фордизма в первой четвер¬ти XX века. Такая модернизация начинается не с экономи¬ки, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
«Неорганическая» модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она пред¬ставляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.