«Неорганическая» модернизация
совершается путем закупки зарубежного
оборудования и патентов, заимствова¬ния
чужой технологии (нередко методом экономического
шпионажа), приглашения специалистов,
обучения за ру¬бежом, инвестиций. Соответствующие
изменения проис¬ходят в социальной и
политической сферах: резко изме¬няется
система управления, вводятся новые властные
струк¬туры, конституция страны перестраивается
под зарубеж¬ные аналоги.
Неорганическая модернизация
начинается не с куль¬туры, а с экономики
и политики. Иными словами, орга¬ническая
модернизация идет «снизу», а неорганическая
«сверху».
Вопрос17 «Временное
изменение общества: социальное время»
Социальное время - характеризует
(фиксирует) устойчивость социальных форм
в виде их воспроизводимости. По изменениям
социального времени (как и социального
пространства) можно судить об очередных
социальных трансформациях. Социальное
время есть внутреннее качество социального
бытия и является мерой изменчивости общественных
процессов. Таким образом, с одной стороны,
время есть аспект социальных изменений,
а с другой - социальные изменения есть
аспект времени. Отсюда одна из главных
проблем: чем измеряется социальное время?
Здесь два аспекта: 1) время - это то, что
надо измерить - «время эпохи», «время
революции» и т.п.; 2) время - это то, с помощью
чего измеряют события, время как единица
отсчета.
Характерные черты
социального времени:
1. Необратимость. Необратимость
в социально-исторических процессах
проявляется как различение между
прошлым, настоящим и будущим.
В любом языке существуют клише:
«жизнь утекает», «жизнь проходит»
и т.п. Считается, что представление
о необратимости временного потока
(различение прошлого, настоящего
и будущего) связано с изобретением
письма: прошлое только тогда
«позади» (а не в настоящем
или будущем), когда записано, зафиксировано,
определено.
Только таким образом
и будущее может быть спроектировано
и спланировано.
2. Продолжительность.
Даже «молниеносные» социальные
события имеют определенный временной
интервал.
3. Последовательность. Все
социальные процессы имеют этапы,
периоды, стадии и т. д. При
этом любое событие встроено
в другое социальное событие
или в природные циклические
явления, что позволяет измерять
социальные события.
4. Вездесущность, всепроникаемость.
Так как все подвержено изменению, то нет
вневременных социальных процессов.
5. Относительность. В
отличие от физического времени
социальное время антропоцентрично
и социоцентрично, т.е. социоконструируемо.
Время зависит от индивида, от взаимосвязей
внутри больших социальных групп, от социальной
структуры общества и т.д. Так, на индивидуальном
уровне все люди отличаются друг от друга
«чувством времени». В одних состояниях
время «мчится», «бежит» (любовное свидание),
в других случаях время «тянется» и даже
«стоит» (в очередях, болезнях и т.д.). Таким
образом, в отличие от физического времени
социальное время уже на индивидуальном
уровне не имеет одномерной шкалы измерения.
На социопсихологическом уровне в определенные
эпохи существует свой вид времени (циклическое
или линейное). У каждой социальной общности
также свое уникальное восприятие и понимание
времени. Так, у финансистов «время - деньги»,
а у артистов время носит иной характер.
В разные эпохи и у разных народов были
разные ценностные ориентации: теории
«золотого века» или подразделение на
сакральное и профанное время ориентируются
на прошлое, тогда как западноевропейская
цивилизация с момента возникновения
христианства (провиденциализм) ориентируется
на будущее. Также можно отметить разницу
в интерпретации будущего: деятельное
отношение к будущему (как то, что надо
конструировать) и пассивно-адаптационное
отношение к будущему (как то, к чему надо
приспосабливаться).
В истории счета
социального времени можно выделить
три этапа:
1) Зависимость от физического
времени, подчинение природным
стихиям (ориентация на день-ночь,
смену времен года, разливы рек
и т.д.). Данное восприятие времени
характерно для традиционных
обществ.
2) Зависимость времени
от социальных событий. Здесь
уже в качестве причин выступают
не природные циклы, а социальные
(ежегодные инициации, празднества,
олимпиады и т.п.). В жизни любого
индивида каждое уникальное событие
отмечает начало временной шкалы:
«отцовство» носит пожизненный
характер, а «президентство» или
учеба в вузе имеют вполне
определенный срок.
3) Относительная независимость
времени как от природы, так
и от социума.
Выделяют следующие
общественные функции социального
времени:
1) Синхронизация активности
- синхронизация одновременных действий,
корреляция и координация индивидуальных
действий с действиями других
людей (начало учебных занятий,
обеденный перерыв и т.п.). Здесь
уместно употребление слова «одновременно».
2) Социальная координация
- вследствие разделения труда
возникает необходимость координировать
последовательность действий совокупной
деятельности. Здесь уместно употреблять
слова «со временем», «каждый
в свое время» и т.п.
3) Соотнесение последовательности
различных стадий, процессов и
т. д. Например, выращивание хлеба,
пятилетнее обучение и т.п.
имеют соотнесение последовательности
различных действий по сезонам
работ или курсам обучения. Здесь
- «всему свое время».
4) Фиксация событий
- определение места и времени
данного события в пространственно-временном
измерении (расписание движения
поездов и т.п.). Здесь - «вовремя»,
«не вовремя», «своевременно» и
т.п.
5) Количественное измерение
событий (время как единица
измерения событий) - соотнесение
однокачественных событий для их ранжирования
по количеству (в количественном измерении).
Например, определение коэффициента интеллектуальности
на разных ступенях развития человека,
определение времени пробега дистанции
спортсменом и т.д.
6) Качественная дифференциация
событий - выделение профанного и
сакрального времени, «святых» дней (пятница,
суббота, воскресенье), рабочих и выходных
дней. Здесь - «безвременье», «остановись,
мгновенье, ты прекрасно» и т.п.).
Наиболее часто виды
и формы социального времени
выделяют по ступеням развития
общества при сравнении традиционных
и современных обществ и т.п.
В первобытную эпоху господствует
циклическое время, в соответствии
с которым происходит бесконечный
круговорот событий в природе
и обществе. Природные явления
диктовали человеку представления
о времени. Социальное время
полностью копировало циклы смены
года, движения планет и было
жестко привязано к определенному
времени года. «Круг» выступает
как пространственное выражение
времени. Современность осмысливалась
как воспроизведение прошлых
порядков. Неизменность социального
пространства-времени трактовалась
как соответствие жизни предков
и закон жизни. Люди не замечали
социальных изменений.
По мере того как
история приобретала быстроту
своего развития и люди начали
замечать происходящие изменения,
модель социального движения
по кругу меняется на три
альтернативные модели социального
времени: линейное (есть начало
и конец); линейное восходящее (человечество
неуклонно прогрессирует); линейное
нисходящее время (человечество
деградирует от мифического «золотого
века»). Появляются представления
о «стреле времени». Характерно,
что так называемое «историческое
время» охватывает приблизительно
6 тыс. лет, что как раз совпадает
с переходом от первобытного
общества к цивилизации. Одно
из первых линейных представлений
о времени привнесло христианское
мировоззрение. Здесь уже есть
начало (творение мира и человека),
конец (второе пришествие Христа
и Страшный суд) и время между
началом и концом (человеческая
история от Адама и Евы). С
появлением христианства временной
цикл развернулся в линию, а
вектор ожиданий развернулся
в будущее. Будущее - один из
трех (наряду с настоящим и
прошлым) модусов времени, концептуальное
содержание которого осмысливается
через его отношение к вечности
универсума и к историческому
становлению социальной жизни
и жизни индивида.
«Стрела времени», как
модельное представление социального
времени, включает в себя следующие
характеристики:
1) «стрела» представляется
как бесконечная линия, исходящая,
как правило, из прошлого через
настоящее в будущее (эту стрелу
можно помыслить и в обратном
порядке: из будущего или из
настоящего, однако эти взгляды
являются не общераспространенными);
2) время рассматривается
как необратимая последовательность:
все приходит и уходит в
этом мире (временное - временное,
т.е. преходящее);
3) «стрела времени», как
модель, имеет свою структуру
(прошлое, настоящее, будущее);
Таким образом, социальное
время существует в неразрывном
единстве с социальным пространством
(социальный хронотоп). Социальное пространство
и социальное время развиваются в единстве,
но неравномерно. Например, в первобытном
обществе господствует пространство,
а в Новое время на первое место в их взаимосвязи
выдвигается время (как отражение убыстряющегося
хода истории). Пространство теряет многие
свои социальные характеристики и становится
абстрактным, а в механике И. Ньютона даже
отделяется от времени. В применении к
социальному пространству-времени можно
говорить о «социальной материи» (социальные
институты, социальные организации, социальные
связи и т.п.), «социальном движении» (эволюция
и революции и т.д.), «социальном пространстве»
(социальная структура общества, взаимосвязь
природы и общества и т.п.).
Вопрос18 «Теории
социальных изменений»
Социальные изменения - одно
из наиболее общих и широких социологических
понятий. В зависимости от исследовательской
парадигмы, под социальным изменением
понимается переход социального
объекта из одного состояния в
другое, смена общественно-экономической
формации, существенная модификация
в социальной организации общества,
его институтах и социальной структуре,
изменение установленных социальных
образцов поведения, обновление и рост
многообразия институциональных форм
и др.
Эволюционный подход берет
свое начало и методологические опоры
в исследованиях Ч. Дарвина. Основной
проблемой эволюционизма в социологии
стало выявление определяющего
фактора социальных изменений. О. Конт
в качестве такого решающего звена
видел прогресс знания. Развитие знания
от его теологической, мистифицированной
формы к форме позитивной обусловливает
переход человека от военного общества,
основанного на подчинении обожествляемым
героям и вождям, к индустриальному
обществу, что осуществляется благодаря
человеческому разуму.
Спенсер усматривал сущность
эволюции и социальных изменений
общества в его усложнении, усилении
его дифференциации, которое сопровождается
ростом интеграционных процессов, восстанавливающих
единство социального организма
на каждом новом этапе его развития.
Социальный прогресс сопровождается усложнением
общества, ведущим к росту самостоятельности
граждан, к росту свободы индивидов,
к более полному обслуживанию
их интересов со стороны общества.
Э. Дюркгейм рассматривал процесс
социальных изменений как переход
от механической солидарности, основанной
на неразвитости и сходстве индивидов
и их общественных функций, к солидарности
органической, возникающей на основе
разделения труда и социальной дифференциации,
которая ведет к интеграции людей
в единый социум и является высшим
моральным принципом общества.
К. Маркс определяющим фактором
социальных изменений считал производительные
силы общества, рост которых ведет
к смене способа производства,
что, являясь основой развития всего
общества, обеспечивает и смену общественно-экономической
формации. С одной стороны, согласно
"материалистическому пониманию
истории" у К. Маркса, производительные
силы объективно и эволюционно развиваются,
увеличивая власть человека над природой.
С другой стороны, в ходе их развития
формируются новые классы, интересы
которых приходят в противоречие
с интересами господствующих классов,
определяющих характер действующих
производственных отношений. Тем самым
возникает конфликт внутри способа
производства, образуемого единством
производительных сил и производственных
отношений. Прогресс общества возможен
только на основе кардинального обновления
способа производства, а новые
экономические и политические структуры
могут появиться лишь в результате
социальной революции, осуществляемой
новыми классами против прежних, господствующих.
Поэтому социальные революции, по К. Марксу
- это локомотивы истории, обеспечивающие
обновление и ускорение развития общества.
В подходе Маркса, т.о., представлены как
эволюционный, так и революционный подходы
к анализу социальных изменений.
М. Вебер, который был противником
идеи о том, что социальные науки
могут открывать законы развития
общества аналогично естественным наукам,
полагал, тем не менее, что можно
делать обобщения и формулировать
тенденции, характеризующие социальные
изменения. Их движущую силу Вебер видел
в том, что человек, опираясь на различные
религиозные, политические, нравственные
ценности, создает определенные социальные
структуры, облегчающие общественное
развитие, как это всегда происходило
на Западе, или затрудняющие это
развитие, что Вебер считал характерным
для стран Востока.
Ограниченность классического
эволюционизма в ХХ веке преодолевались
путем поиска новых подходов к
социальным изменениям, среди которых
выделялись теории циклического развития
(О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального
изменения Т. Парсонса. В сущности, они
развивали и обогащали идеи эволюционного
подхода к социальным изменениям, дополняя
их новыми аналитическими схемами, приходящими
из смежных и других наук.
В теориях циклического развития
эволюция общества рассматривалась
не как прямолинейное движение к
более совершенному состоянию общества,
а как своеобразный замкнутый
цикл подъема, расцвета и упадка, вновь
повторяющийся после его завершения.
Циклические концепции развития
общества рассматривают социальные
изменения по аналогии с маятником,
когда выведенное из равновесия под
действием каких-либо факторов общество
совершает колебательные движения
от одной точки к другой, застывая
посередине и восстанавливая тем
самым свою стабильность.
Названный подход в России
разработан А. С. Ахиезером в сонцепции
социокультурной динамики, в которой ее
история представлена как постоянное
колебание "расколотого общества"
между полюсами двух противоположных
идеалов - вечевого (соборного, либерального)
и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного).
Раскол между ними обуславливает невозможность
медиации, но задает циклическое инверсионное
развитие. В ходе каждого исторического
цикла осуществляется переход между двумя
крайними точками инверсии - от вечевого
идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму)
и обратная инверсия. Развитие представляет
собой поиск постоянного компромисса
между этими полюсами, более удачный -
в период развития страны и менее удачный
- в период катастроф.
Теория социального изменения
Т. Парсонса строится на основе теории
на основе мыслительной модели структур
общества и его изменения по по принципу
кибернетической иерархии различных систем
- организмов и личностейт как ступеней
растущей степени сложности. Действительно
глубокими изменениями являются по Парсонсу
те, что затрагивают культурную систему.
Экономические и политические перевороты,
не затрагивающие уровень культуры в обществе,
не меняют поэтому и самого общества в
его основе.