Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:55, шпаргалка
Вопрос 1 «Понятие социальной структуры»
Социальная структура общества
представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.
В экономически развитых, демократически устроенных обществах большинство населения испытывает чувство относительной безопасности, стабильности, равнодушно к изменениям в общественной жизни, не хочет присоединяться к радикальным социальным движениям, поддерживать их, а тем более участвовать в них.
Для изменяющихся нестабильных обществ более характерны элементы социальной дезорганизации, состояние аномии.
Если в традиционных обществах человеческие потребности удерживаются на достаточно низком уровне, то с развитием цивилизации свобода личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможностьличного выбора занятий и способов действия резко расширяются, но одновременно возникает состояние неопределенности, сопровождающееся отсутствием твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит людей в двойственное социальное положение, ослабляет связь с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту случаев отклоняющегося поведения. Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов.
Американский социолог Р.
Мертон у членов такого рода нестабильных
обществ подметил некоторые основные
социально-психологические
В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Данные установки становятся основой формирования движений, которые вызывают контрдвижения, тождественные по направленности, но противоположные по ценностям. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.
Наиболее эффективной формой предупреждения столкновения социальных движений с противоположными целями является устранение его причин на разных уровнях.
Таким образом, социальные движения
можно определить как совокупность
протестных действий, направленных на
поддержку социальных изменений, «коллективную
попытку осуществить общие
Вопрос 23 «Личность и социальные движения»
Социальные движения - Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Личностная неустроенность. Говоря о личностной восприимчивости к социальным движениям, мы подчеркивали, что неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движений. Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях возможности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия лучшего места в социальной структуре.
Вопрос 24 «Понятие социального контроля. Механизмы социального контроля»
Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путем применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.
Механизмы социального контроля - важнейшей предпосылкой действенности механизма социального контроля является существование общественного мнения. Общественное мнение как проявление общественного сознания выражается в оценках, рекомендациях, требованиях, суждениях, критических предложениях коллективов или работников.
Механизм социального контроля в сфере труда складывается из трех основных компонентов:
1) плановых и оценочных показателей деятельности;
2) социальных норм —
норм поведения, выступающих
3) санкций — средств воздействия на поведение как групп, так и отдельных работников.
Вопрос 25 «Способы социального контроля в работе М.Фуко «Надзирать и наказывать»»
Исследованиями различных
форм социального контроля много
занимался французский историк
Мишель Фуко. Он рассматривал изменения
в механизмах социального контроля,
происходившие в странах Запада
с периода средневековья и
до формирования индустриального общества.
Как отмечал Фуко, в эпоху средневековья
наказания осужденных преступников
происходили публично при массовом
скоплении народа. Наказание представляло
собой особый ритуал, который должен
был оказывать устрашающее
Но фактически такое зрелище
создавало также и чувство
солидарности с осужденным преступником,
который мог выглядеть героем
в глазах собравшейся толпы. В 18 веке
выдвигались разнообразные
В своем исследовании Фуко прослеживает также формурование нового типа власти—дисциплинарной власти.
Моделью такой власти выступал паноптикон—сооружение круглой или овальной формы, в центре которого находилась смотровая башня, по периметру располагались камеры, куда помещались заключенные. Из центральной башни в любой момент можно было наблюдать за людьми, находившимися в камерах, которые не знали, когда именно они подвергаются наблюдению.
Как отмечал Фуко, в чистом виде подобная модель почти не используется, но сам принцип, лежавший в её основе: принцип постоянного наблюдения, тотального контроля получил распространение далеко за пределами тюремной системы и использовался в таких учреждениях как школы, больницы, фабрики.
По мнению Фуко, в конечном итоге дисциплинарная власть, позволяющая добиться всестороннего контроля над подчиненными ей людьми, распространится на всё общество. Фуко сначала пытался внести принцип постоянного наблюдения, тотального контроля только в тюрьмах – папонтиконах. В итоге этим методом воспользовалась власть для постоянного наблюдения и тотального контроля над обществом.
Вопрос 26 «Девиантное поведение. Теории девиации»
Девиантное поведение - социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Теория аномии - Эмиль Дюркгейм - основоположник социологического исследования девиации Он утверждал, что девиация имеет функциональное значение в обществе: способствует осознанию границ того, что считается поведением нормал Высокоточный, допустимой Девиации выполняют роль факторов, вызывающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку обществва.
Теория культурного переноса - Французский социолог Габриэль Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения Он убедился, что преступники, как и добропорядочные люди, имитируют поведение тех людей, с которыми они с встречались раньше, знали о них но в отличие от законопослушных граждан, они имитируют поведение преступникиів.
Теория конфликта - Согласно марксистской теории правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ При этом ему удается избегать наказания за свои злодеяния Трудящиеся - жертвы капиталистического угнетения - в своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция ^ - продукты моральной деградации, которые базируются на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств За За Ричардом Куинн правовая система США отражает интересы и идеологию правящего класса А если государство служит интересам правящего капиталистического класса, то и преступление является классово обусловлен политический акт, заложенный в структуру капиталистической системи.
Теория стигматизации – клеймо.
Это теория объясняет, что на группу людей или сообществ вещается определенное клеймо . Пример номер 1 ( поведение футбольных фанатов на матче и посел) для людей не увлекающихся футболов это является девиантым поведением по этому на эту группу людей вешается особое клеймо. Пример номер 2( Человек отсидел 5 лет за кражу в тюрьме , после того ,как он выходит на волю и общество узнает о его преступление вещает на него клеймо того, что это человек преступник и может продолжить свою деятельность и его каждое действие может быть недевиантным.)
Вопрос 27 «Социальная аномия: причины и следствия»
Аномия - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом
Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в
Причины - Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Вопрос 28 «Типология
адаптивного поведения Р.
Адаптивное поведение - адаптивное поведение состоит в том, чтобы подчиняться и приспосабливаться к ближайшему социальному окружению. Самореализация при этом неотъемлема от умения избегать конфликтов, от готовности идти навстречу ожиданиям социальной среды, от способности соответствовать требуемым социальным ролям.
Мертон выделяет пять типов адаптивного поведения
1. конформизм - предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.
2. инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соотвествует своеобразный «символ веры». Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.
3. ритуализм - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. «Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам», «чем выше взлетишь, тем больнее падать», «главное – семья и дети» и т.д.
4. ретреатизм- бегство от действительности наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. «Символ веры» ретреатистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор». Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры».