Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология журналистики"
С концепцией М. Кастельса созвучны выводы многих ученых, изучающих процессы глобализации в контексте виртуализации общества.
Например, Б.В. Марков утверждает, что Интернет существенно изменяет условия развития власти: c одной стороны, появляются возможности (техники), угрожающие демократии (распространение несанкционированной информации, виртуальная координация групп), с другой стороны, развитие телекоммуникационных технологий дает новые шансы демократизации на транснациональном уровне.
Исследования ведутся также в области некомпьютерной виртуализации. В отечественной литературе эта область представлена трудами Центра виртуалистики Института Человека РАН, в которых рассматриваются такие аспекты как психология виртуальной реальности, виртуальность творчества и т.п. Представлен «Манифест виртуалистики», провозглашающий ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем, в основе которой лежит тезис о том, что «мир виртуален». В манифесте также определены основные свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.
Подобной точки зрения придерживается В. Руднев: «...Каждая реальность является виртуальной», поскольку действительный мир «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами (от идеологии до религии, понимаемой как языковая игра)». Иная характеристика виртуальной реальности дана в статье С.С. Хоружего: «Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или недовоплощенным существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. Им присуще неполное, умаленное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия».
Одним из наиболее полных исследований в отечественной литературе по виртуализации является монография Д.В. Иванова «Виртуализация общества», в которой логика виртуальной реальности представляется как замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями. Автор выделяет три основных характеристики виртуальной реальности:
- нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);
- условность параметров
(объекты искусственны и
- эфемерность (свобода
входа/выхода обеспечивает
Для разработки концепции виртуализации автор предлагает постановку и решение следующих задач. Во-первых, для того чтобы иметь основание использовать дихотомию "реальное/виртуальное", необходимо проследить генезис социальной реальности. Поэтому предлагаемая концепция виртуализации общества открывается анализом возникновения феномена социальной реальности в ходе модернизации общества и парадоксальной трансформации социальной реальности в условиях социокультурного сдвига от Модерна к Постмодерну. Во-вторых, для того чтобы построить модель общественных изменений как сдвига от "реального" к "виртуальному", необходимо обобщение разнообразных эмпирических тенденций. Решение этой задачи обнаруживается в социологическом ядре предлагаемой концепции, которое представляет собой ряд описаний процессов, наблюдаемых в различных институциональных сферах общества рубежа XX-XXI вв. и проявляющих виртуализацию как единый принцип - образец общественных изменений. В-третьих, для того чтобы определить теоретический статус концепции виртуализации, необходимо сопоставить ее с используемыми в современном социальном знании моделями трансформации общества. Однако в предисловии автор предупреждает, что «в представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений».
В различных языках значения слова «виртуальный» разнятся, например:
- лат. virtualis - потенциальный, возможный;
- англ. virtual - фактический,
не номинальный,
- фр. virtuel - возможный, потенциальный.
В данном исследовании термин «виртуальный» будет пониматься как «возможный», т.е. такой, который может или должен проявиться при определенных условиях. Соответственно, виртуальная реальность - реальность возможная, но не существующая в данный момент, и, так как условия, при которых она проявляется, созданы искусственно - они осуществляют субституцию данности, подменяют реальность другой, виртуальной реальностью. То есть, виртуальная реальность является таким же продуцентом сознания, как и иерархически первично воспринимаемая реальность.
Вопрос 5: Информационное общество и журналистика
Информационное общество - это стадия развития общества и экономики, для которой характерно:
высокая степень развитости информационной деятельности
плюрализация социума
высокий уровень экономической и информационной развитости
наличие информационной индустрии
доступ к глобальным сетям;
Журналистика существует в мире рынка, в информационном обществе главным товаром становится информация.
Таким образом, пост-индустриальное общество оказывает влияние на целевые установки журналистской деятельности.
- Переориентация экономики
от товаропроизводства к
- Детерминирование
- Повышение значимости
знания как основы
- Смещение семантических
и аксиологических акцентов в
структуре социальной
Возникновение доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора. Целевая установка журналистики: активное включение журналистики в сферу ответственности социальных образовательных институтов.
Вопрос 6: Основные характеристики информационного общества
Условия становления информационного общества:
степень развитости информационной деятельности
плюрализация социума
высокий уровень экономической и информационной развитости
наличие информационной индустрии
доступ к глобальным сетям для всего населения
Характеристики
формирование единого мирового информационного пространства
возможность получать любую информацию
использование информации, как экономического массового ресурса
преобладание информационных видов труда
рост информационного рынка
преобладание удаленных коммуникаций и связей
формирование новых норм и моделей
полное удовлетворение информационных потребностей населения
Плюсы информационного влияния:
воздействие на культуру производства, бизнеса, обучения, досуга, потребления
воздействие на социальные институты, сознание и поведение людей во всех сферах деятельности
возрастание роли информации в общении между людьми
Минусы информационного влияния:
увеличение возможности
опасность внесения ценностных ориентаций
других стран, доминирующих в информационных
технологиях, особенно, если они не
соответствуют ценностям
опасность унификации, стереотипизации массовой информации (унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе; стереостипизация - Неизменность, повторяемость чего-л. (взглядов, действий и т.п.); шаблонность, трафаретность. )
шаблонность сознания
социальное неравенство( информация доступна в разных объемах и качествах для разных слоев населения)
Вопрос 7: Особенности нового журнализма
Новый журнализм - термин относится к стилистике 60-х и 70-х и описывает альтернативную (на указанный период) технику написания статей в американской печати. главный теоретик - Том Вульф.
«Новый журнализм» в Америке 1960–70-х годов невозможно определить однозначно. У этого явления несколько значений. С одной стороны, это тенденция журналистской и литературной действительности Нью-Йорка. Одновременно в нескольких СМИ этого города, преимущественно в журналах – самостоятельных, как «Эсквайр» или «Роллинг стоун», и воскресных журнальных приложениях к газетам (Sunday supplement), –начали появляться тексты, написанные несколько иначе, чем прежде.
«Новый журнализм» предполагал коренное переосмысление роли факта и его подачи в произведении: вместо традиционного репортажа вниманию читателя предлагался «настоящий художественный рассказ, полный символики (“complete with symbolism”) и в то же время глубоко правдивый (“true-to-life”). Так сказать, о нашей повседневной жизни, и купить его можно в любом газетном киоске всего за несколько центов…».
С другой стороны, «новый журнализм» – это журналистская техника. Она подразумевала, по Вулфу, использование журналистами четырех приемов, бывших на вооружении у художественной литературы: «точка зрения» или повествование от третьего лица (“third-person point of view”), детали-символы (“symbolic details”), «живые» диалоги (“record the dialogue in full”), композиция «сцена-за-сценой» (“scene-by-scene” construction)3.
В-третьих, «новым журнализмом» можно назвать и стиль написания журналистских текстов. Обратимся к работе Гёте «Простое подражание природе, манера и стиль». В ней немецкий классик определяет стиль как «высшую степень, которой когда-либо достигало и когда-либо сможет достигнуть искусство»1. Стиль, по Гёте, «покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах». Этого нельзя сделать простым подражанием природе («спокойным утверждением сущего, любовным его созерцанием») или владея манерой («восприятием явлений подвижной и одаренной думой»). Иными словами, стиль писателя (журналиста) – это искуснейший способ познания мира. «Новые журналисты» стремились познать, глубоко и по-новому осмыслить и отобразить современную им действительность – с помощью «нового журнализма».
В-четвертых, «новый журнализм» – это новая литературная форма (а не жанр), подразумевающая использование внутри себя множества журналистских жанров и литературных приемов, заимствованных у реализма и модернизма.
Т. Вулф применительно к «новому журнализму» употребляет термин «форма»: «…И результатом стала форма, которую можно назвать не просто – “как роман”. Она вобрала в себя приемы, характерные для романа, и смешала их с множеством других приемов, известных прозе».
Вероятно, Том Вулф имеет в виду комплексную организацию журналистского произведения, то есть «внешнее воплощение или форму проявления словесного художественного произведения как сумму многих отдельных компонентов».
В Оксфордском словаре среди значений слова “form” подходящим оказывается одно – «организация частей в целое, особенно в произведении искусства или в части сочинения»
Итак, мы постарались рассмотреть термин «новый журнализм» с разных сторон и выявили его значения в нескольких плоскостях: исторической (тенденция в журналистике и литературе), «технической» (журналистская техника), литературоведческой (форма), философской (стиль как способ познания и отображения действительности).
Вопрос 8: Основные теории массовой коммуникации
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (SOCIAL LEARNING THEORY)
Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии, ставящей во главу угла связь между стимулом и реакцией (S-R), и разрабатывался в основном в 60-е годы социальным психологом Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, 1977; Bandura, Ross & Ross, 1961, 1963; Bandura & Walters, 1963; Tan, 1986). Мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает здесь значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения.
Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий. К примеру, невыдержанное поведение какого-то человека может быть подкреплено, если оно производит впечатление на других людей, а также если оно доставляет удовольствие этому человеку или приносит ему определенную финансовую выгоду.
Теория социального научения первоначально разрабатывалась в контексте исследований влияния на поведение демонстрируемых в СМИ примеров проявления насилия (см. главу 9). Хотя это применение данной теории изучено в наибольшей степени, ее можно использовать и в других случаях, таких, как моделирование сексуального, просоциального или покупательского поведения.
ТЕОРИЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ (
Этот подход исследует
то, как экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в первую
очередь телевидения) на протяжении продолжительного
времени постепенно меняет наше представление
о мире и социальной реальности. Первоначально
он был разработан Джорджем Гербнером
(George Gerbner) и его коллегами в рамках Проекта
исследования культурных признаков, осуществлявшегося
в Пенсильванском университете. Обзор
теории можно найти у Гербнера, Гросса,
Моргана и Синьорелли (Gerbner, Gross, Morgan &