Шпаргалка по "Социологии журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология журналистики"

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_zhurnalistiki_-_otvety_na_voprosy.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

· гуманитарные функции  СМИ — информирование, образование, развлечение и т. п.;

· политические функции  СМИ — формирование массового  общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы  политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

 

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества:

 

“Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко). Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах

 

“Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.

 

Вопрос 13: Аудиторные интересы как пусковой механизм журналистики

Схема функционирования СМИ в аудиторном направлении такова: интересы аудитории > журналисты > институты власти, различные политические, коммерческие структуры и т. п., производящие какие-то изменения в жизни общества и таким образом влияющие на формирование и изменение его потребностей, которые, в свою очередь, отражаются на аудиторных интересах. И далее – по новому циклу.

Следует также отметить, что некоторые связи могут  сокращаться. Например, если СМИ сами выступают в роли владельцев и  издателей, тогда минимизируется влияние  коммерческих структур, хотя политическое влияние властей, политических партий и движений, общественного мнения достаточно сильно, хотя бы потому, что руководители таких СМИ придерживаются определенных политических взглядов и пристрастий.

Уровень оптимальности  развития общества измеряется тем, насколько сбалансированы оба названных направления функционирования СМИ. Если ослаблено или практически отсутствует аудиторное направление, а информационную политику диктуют в основном власти – это авторитарный, часто и тоталитарный тип общества. Яркий пример – партийная журналистика доперестроечного периода. Если же аудиторное направление достаточно отчетливо выражено и сбалансировано с общественным, если оно отражает не только субъективированные интересы, но и объективные потребности аудитории, можно говорить о демократическом типе общества.

Если же генерализовано удовлетворение аудиторных интересов, не сбалансированных с объективными потребностями, как это часто  бывает в коммерческой прессе, тогда  развивается желтая бульварная пресса, разнузданная реклама, засилье порнографии, криминальных сюжетов с убийствами. Если пресса руководствуется не истинными, а извращенными читательскими, зрительскими интересами (часто сама же их создавая и рекламируя), это может привести к дестабилизации и разложению общества.

Сильная проявленность  аудиторного направления после  его слабой проявленности в советское  время – безусловно положительное  явление, позволяющее удовлетворять  широкий круг самых разных интересов  читателей, зрителей, слушателей. Однако и негативные эффекты значительны, потому что информационное обеспечение получают в основном физиологические интересы, страсть к запретному, криминальному, сенсационному, интимной сфере жизни людей и т. п. при недостаточном внимании или даже полном игнорировании общественных, духовных, познавательных, созидательных интересов. Стихия интересов, часто весьма превратно понятых журналистами и не соответствующих общественным потребностям, приводит журналистику к состоянию ценностной, моральной невзыскательности, распущенности. Понять интерес аудитории и, соответственно, журналистики к запретным прежде темам можно: это маятниковая ситуация интереса к тому, что долго было под спудом цензуры. Однако если грань нарушена, порой ее очень трудно восстановить. Особенно это касается воздействия СМИ на молодое поколение.

Таким образом, основной фактор, порождающий информацию,–  потребность в ней как объективная  необходимость, которая помогала бы системе выжить, сохраниться и  оптимально развиваться.

 

Вопрос 16: Социологическая  культура журналиста

Социология (наука об обществе) – одна из общественных наук, изучающая поведение людей и  функционирование общественных институтов.

Профессионализм творческого работника  СМИ предполагает, говоря условно, двухуровневое  восприятие социологического знания:

а) усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности в целом, теоретических представлений о социальной структуре общества, месте и роли в ней журналистики в частности;

б) конкретное применение результатов социологических исследований при повышенной требовательности к надежности источников информации, учете всей совокупности данных вне зависимости от позиции журналиста, отказе от «выборочного» цитирования документов, строгом различении факта и мнения о факте.

Следовательно, условием продуктивного использования новейших знаний из сферы обществоведения  в труде журналиста является синтез творческого и социологического освоения социальной реальности.

В настоящее время  журналисты принимают активное участие  в социологическом информировании аудитории СМИ. Они популяризируют как свежие представления ученых о происходящих в обществе процессах, так и конкретные, имеющие числовое выражение результаты исследований, проведенных по определенной проблематике. Все это накладывает особую ответственность на редакции за достоверность распространяемой информации такого рода. В зависимости от канала поступления социологических данных определяется их достоверность.

Начинать следует с  оценки канала поступления социологической информации. В зависимости от него повышается или, напротив, понижается доверие к оказавшимся в распоряжении редакции сведениям. Таких каналов пять: авторы социологических исследований сами выступают в прессе; данные от социологов приходят в редакции в виде «выжимок» или информационных сообщений, затем используются журналистами, которые полученное приводят в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно; социологи проводят пресс-конференцию – либо сами, либо вместе с заказчиками исследования, на которой распространяют краткий отчет о выполненном проекте; редакции получают пресс-релизы из органов власти либо от фирм, которые заказывали исследование, в изложении сотрудников фирмы-заказчика; журналисты самостоятельно находят социологические данные по интересующей их проблематике в научной периодике, монографиях, Интернете и пр. Далее. Надо, конечно, хорошо знать свою аудиторию, ее возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ социологических материалов. Нельзя забывать, что читатели, слушатели, зрители все еще с доверием относятся ко всем сообщениям, исходящим из СМИ. В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования, метод исследования, сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования. В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта:.

Бесспорно, атрибуция  публикуемой социологической информации очень важна, но столь же существенно  определиться и с приемами изложениясоциологических данных в прессе. Выбор приема, с одной стороны, определяется вкусом журналиста, редакционными предпочтениями, зачастую связанными с оформительскими возможностями журнала, газеты, телевизионной программы. С другой – диктуется способностью конкретной аудитории воспринимать социологическую информацию, т.е. уметь ее прочитать, интерпретировать, сделать из нее какие-либо выводы. Один из способов публикации результатов социологического исследования специалисты называют «в чистом виде» – приводятся точные формулировки вопросов, которые в анкете предлагались респондентам, а далее следуют варианты ответов и процентное соотношение выбравших те или иные варианты.

Социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста

Для совершенствования  профессионального мастерства журналиста очень многое значит развитие его способностей работать с результатами социологических исследований. Использование результатов исследований – еще одна грань практического применения журналистами знаний в области социологии. Результаты социологических исследований представляют собой основу для изучения журналистами действительности и одновременно фактический материал для подготовки текстов, носящих аналитический характер.

В реальности проникновение  социологических данных в ткань  журналистских текстов осуществляется постоянно, поскольку в наше время без исследований социологов не обходятся ни пропагандистская кампания, ни обсуждение и принятие решений органами власти. К аргументации, почерпнутой из результатов соответствующих исследований, прибегают политики, политологи, психологи, ведущие телевизионных ток-шоу.

Социологические данные как элементы доказательной базы в журналистских произведениях ценны и достоверны, если они: почерпнуты из надежного источника, коррректно используются в соответствующем контексте; цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний.

Более внимательно следует  отнестись к журналистским публикациям, которые полностью опираются  на социологический эксперимент, организованный и проведенный творческими работниками СМИ. Здесь источником социологической информации выступает уже сам журналист, а точнее говоря, социальная реальность, которую он увидел, проанализировал и должным образом осмыслил.

Вопрос 17: Социальные аспекты личности журналиста:

 

Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы журналистской профессии делают ее едва ли на самой драматической»125. К этим парадоксам исследователь относит, между прочим, и те, что лежат в плоскости психологии и, несомненно, формируют общие психологические качества представителей журналистского цеха:

 

1. Парадокс между стремлением  запечатлеть вечное, непреходящее  и одновременно актуальное, сиюминутное.  Журналист умирает в каждом своем произведении вместе с ним. Вряд ли простой обыватель сможет назвать хотя бы одного журналиста XIX века, если он не журналист или студент журфака;

 

2. Парадокс, связанный  с тем, что журналист реализует  огромное число ролей (от проповедника до шоумена) и при этом ни в одной из ролей не реализуется целиком. Журналист в этом смысле следует за потребностями аудитории: сегодня ей нужно, чтобы он был патетически настроен, а завтра – чтобы был лиричен. Сегодня нужна информация, а завтра – развлечение;

 

3. Парадокс между стремлением  к независимости, свободе слова  и реальной зависимостью от  аудитории, владельцев, учредителей,  властей и т.д.;

 

4. Парадокс между индивидуализмом  творческого процесса и коллективным  характером журналистской деятельности;

 

8. Конфликт между интравертностью  творческой личности и экстравертностью  публичной профессии;

 

9. Конфликт между потребностью  в отдыхе после напряженной работы, требующей больших энергетических затрат, и инерционной напряженностью мозга, который не может расслабиться и продолжает обдумывать задачу;

 

10. Необходимость заниматься  видами деятельности, которые вызывают  отторжение.

 

В.Ф. Олешко126 дополняет этот перечень еще и проблемой отсутствия перспективы творческого роста. Между тем, именно ради творческой самореализации многие выбирают журналистскую профессию.

 

В результате можно сказать, что только личность с определенными  качествами может оптимально справиться с этими парадоксами. И прежде всего здесь уместно говорить о личности самоактуализирующейся – то есть постоянно стремящейся к росту, развитию, самосовершенствованию. В результате исследований А. Маслоу выявил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

 

1. Более эффективное  восприятие реальности;

 

2. Приятие себя, других  и природы такими, какие они  есть;

 

3. Непосредственность, естественность;

 

4. Центрированность на  проблеме (а не на личности);

 

5. Независимость: потребность  в уединении;

 

6. Автономия: независимость  от культуры и окружения;

 

7. Свежесть восприятия;

 

8. Вершинные или мистические  переживания (моменты сильного  волнения или высокого напряжения);

 

9. Общественный интерес;

 

10. Глубокие межличностные  отношения;

 

11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);

 

12. Разграничение средств  и целей;

 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии журналистики"