Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология журналистики"
· гуманитарные функции СМИ — информирование, образование, развлечение и т. п.;
· политические функции СМИ — формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.
Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.
Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества:
“Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко). Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах
“Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.
Вопрос 13: Аудиторные интересы как пусковой механизм журналистики
Схема функционирования СМИ в аудиторном направлении такова: интересы аудитории > журналисты > институты власти, различные политические, коммерческие структуры и т. п., производящие какие-то изменения в жизни общества и таким образом влияющие на формирование и изменение его потребностей, которые, в свою очередь, отражаются на аудиторных интересах. И далее – по новому циклу.
Следует также отметить, что некоторые связи могут сокращаться. Например, если СМИ сами выступают в роли владельцев и издателей, тогда минимизируется влияние коммерческих структур, хотя политическое влияние властей, политических партий и движений, общественного мнения достаточно сильно, хотя бы потому, что руководители таких СМИ придерживаются определенных политических взглядов и пристрастий.
Уровень оптимальности развития общества измеряется тем, насколько сбалансированы оба названных направления функционирования СМИ. Если ослаблено или практически отсутствует аудиторное направление, а информационную политику диктуют в основном власти – это авторитарный, часто и тоталитарный тип общества. Яркий пример – партийная журналистика доперестроечного периода. Если же аудиторное направление достаточно отчетливо выражено и сбалансировано с общественным, если оно отражает не только субъективированные интересы, но и объективные потребности аудитории, можно говорить о демократическом типе общества.
Если же генерализовано удовлетворение аудиторных интересов, не сбалансированных с объективными потребностями, как это часто бывает в коммерческой прессе, тогда развивается желтая бульварная пресса, разнузданная реклама, засилье порнографии, криминальных сюжетов с убийствами. Если пресса руководствуется не истинными, а извращенными читательскими, зрительскими интересами (часто сама же их создавая и рекламируя), это может привести к дестабилизации и разложению общества.
Сильная проявленность аудиторного направления после его слабой проявленности в советское время – безусловно положительное явление, позволяющее удовлетворять широкий круг самых разных интересов читателей, зрителей, слушателей. Однако и негативные эффекты значительны, потому что информационное обеспечение получают в основном физиологические интересы, страсть к запретному, криминальному, сенсационному, интимной сфере жизни людей и т. п. при недостаточном внимании или даже полном игнорировании общественных, духовных, познавательных, созидательных интересов. Стихия интересов, часто весьма превратно понятых журналистами и не соответствующих общественным потребностям, приводит журналистику к состоянию ценностной, моральной невзыскательности, распущенности. Понять интерес аудитории и, соответственно, журналистики к запретным прежде темам можно: это маятниковая ситуация интереса к тому, что долго было под спудом цензуры. Однако если грань нарушена, порой ее очень трудно восстановить. Особенно это касается воздействия СМИ на молодое поколение.
Таким образом, основной
фактор, порождающий информацию,–
потребность в ней как
Вопрос 16: Социологическая культура журналиста
Социология (наука об обществе) – одна из общественных наук, изучающая поведение людей и функционирование общественных институтов.
Профессионализм творческого работника СМИ предполагает, говоря условно, двухуровневое восприятие социологического знания:
а) усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности в целом, теоретических представлений о социальной структуре общества, месте и роли в ней журналистики в частности;
б) конкретное применение результа
Следовательно, условием
продуктивного использования
В настоящее время журналисты принимают активное участие в социологическом информировании аудитории СМИ. Они популяризируют как свежие представления ученых о происходящих в обществе процессах, так и конкретные, имеющие числовое выражение результаты исследований, проведенных по определенной проблематике. Все это накладывает особую ответственность на редакции за достоверность распространяемой информации такого рода. В зависимости от канала поступления социологических данных определяется их достоверность.
Начинать следует с оценки канала поступления социологической информации. В зависимости от него повышается или, напротив, понижается доверие к оказавшимся в распоряжении редакции сведениям. Таких каналов пять: авторы социологических исследований сами выступают в прессе; данные от социологов приходят в редакции в виде «выжимок» или информационных сообщений, затем используются журналистами, которые полученное приводят в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно; социологи проводят пресс-конференцию – либо сами, либо вместе с заказчиками исследования, на которой распространяют краткий отчет о выполненном проекте; редакции получают пресс-релизы из органов власти либо от фирм, которые заказывали исследование, в изложении сотрудников фирмы-заказчика; журналисты самостоятельно находят социологические данные по интересующей их проблематике в научной периодике, монографиях, Интернете и пр. Далее. Надо, конечно, хорошо знать свою аудиторию, ее возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ социологических материалов. Нельзя забывать, что читатели, слушатели, зрители все еще с доверием относятся ко всем сообщениям, исходящим из СМИ. В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования, метод исследования, сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования. В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта:.
Бесспорно, атрибуция
публикуемой социологической
Социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста
Для совершенствования профессионального мастерства журналиста очень многое значит развитие его способностей работать с результатами социологических исследований. Использование результатов исследований – еще одна грань практического применения журналистами знаний в области социологии. Результаты социологических исследований представляют собой основу для изучения журналистами действительности и одновременно фактический материал для подготовки текстов, носящих аналитический характер.
В реальности проникновение
социологических данных в ткань
журналистских текстов осуществ
Социологические данные как элементы доказательной базы в журналистских произведениях ценны и достоверны, если они: почерпнуты из надежного источника, коррректно используются в соответствующем контексте; цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний.
Более внимательно следует
отнестись к журналистским
Вопрос 17: Социальные аспекты личности журналиста:
Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы журналистской профессии делают ее едва ли на самой драматической»125. К этим парадоксам исследователь относит, между прочим, и те, что лежат в плоскости психологии и, несомненно, формируют общие психологические качества представителей журналистского цеха:
1. Парадокс между стремлением запечатлеть вечное, непреходящее и одновременно актуальное, сиюминутное. Журналист умирает в каждом своем произведении вместе с ним. Вряд ли простой обыватель сможет назвать хотя бы одного журналиста XIX века, если он не журналист или студент журфака;
2. Парадокс, связанный
с тем, что журналист
3. Парадокс между стремлением
к независимости, свободе
4. Парадокс между
8. Конфликт между
9. Конфликт между потребностью в отдыхе после напряженной работы, требующей больших энергетических затрат, и инерционной напряженностью мозга, который не может расслабиться и продолжает обдумывать задачу;
10. Необходимость заниматься видами деятельности, которые вызывают отторжение.
В.Ф. Олешко126 дополняет этот перечень еще и проблемой отсутствия перспективы творческого роста. Между тем, именно ради творческой самореализации многие выбирают журналистскую профессию.
В результате можно сказать, что только личность с определенными качествами может оптимально справиться с этими парадоксами. И прежде всего здесь уместно говорить о личности самоактуализирующейся – то есть постоянно стремящейся к росту, развитию, самосовершенствованию. В результате исследований А. Маслоу выявил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы такими, какие они есть;
3. Непосредственность, естественность;
4. Центрированность на проблеме (а не на личности);
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные или мистические
переживания (моменты сильного
волнения или высокого
9. Общественный интерес;
10. Глубокие межличностные отношения;
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
12. Разграничение средств и целей;